• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


18.01.2016

Элисо Вирсаладзе, Александр Рудин и Musica Viva в "Великих фортепианных концертах"

18 января 2016 года Московский камерный оркестр Musica Vivа в рамках филармонического абонемента №27 представляет программу «Великие фортепианные концерты». В этот вечер в Концертном зале им.П.П.Чайковского вместе с оркестром выступит всемирно известная пианистка Элисо Вирсаладзе.

Абонемент №27:

Великие фортепианные концерты

18 января 2016, начало в 19:00

Концертный зал имени П. И. Чайковского, 19:00

Элисо ВИРСАЛАДЗЕ

(фортепиано)

Московский камерный оркестр 
Musica Viva

Дирижер – Александр РУДИН

В программе:

1 отделение

В.А. Моцарт 

- Балетная музыка к опере «Идоменей»

- Концерт № 17 для фортепиано с оркестром

2 отделение

Ф. Шопен 

- Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

В этот вечер с оркестром Musica Viva выступит всемирно известная отечественная пианистка Элисо Вирсаладзе. Ее имя и творчество знают и ценят во всем мире. Без преувеличения можно сказать, что каждый ее концерт становится художественным событием, в каждом своем выступлении она потрясает необыкновенной силой воздействия, одухотворенностью, искренностью, эмоциональной самоотдачей. Святослав Рихтер писал: «Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина…».

Многолетнее успешное сотрудничество связывает Элисо  Вирсаладзе, Александра Рудина и Оркестр Musica Viva. Их объединяет стремление представить слушателям гениальные произведения классиков в первоначальной цельности авторского замысла, во всей глубине и первозданности творений.

Ни одна другая опера Моцарта не имеет столь богатого и блистательного инструментального облачения как «Идоменей, царь Критский» (1781). По традициям того времени, к опере всегда «прицеплялся» вставной балетный дивертисмент, для услады публики, который мог перекочевать из другого сочинения.  В «Идоменее» Моцарт сам сочинил балетный дивертисмент. Первое упоминание о балетной музыке к «Идоменею» появилось в письме Вольфганга от 30 декабря 1780 года. Во второй раз танцы к опере упоминаются в письме Моцарта от 18 января, как уже готовые: «... Я всё это время ещё должен был заниматься проклятыми танцами – Laus deus (слава богу) – теперь я с ними разделался». Однако «Идоменей» и Танцы из одноименной оперы обозначены в каталоге под разными опусами, что еще раз подчеркивает «вставной» характер балетного дивертисмента. В современных постановках «Идоменея» балетный дивертисмент часто опускается, но есть устойчивая традиция концертного исполнения этого сочинения.

Первым номером балета является чакона, вторым идет «Соло господина Леграна», в качестве №3 следует изящное паспье с минорным трио «Для барышни Редуэн». Гавот №4 и №5 – пассакалья («Соло господина Антуана – Па-де-де госпожи Фальжера и господина Леграна»), рондообразная часть с несколькими эпизодами. Ясные и простые, без претензий на глубину, они обнаруживают всё очарование моцартовской грациозности и тонкости чувств. Все перечисленные танцы сохранились, причём «пассакалья для господина Антуана» (№5 Es-dur) осталась незавершённой.

Концерт №17 соль мажор К.453 (1784) написан Вольфгангом-Амадеем Моцартом для клавира, струнных, флейты, 2-х гобоев, 2-х фаготов и 2-х валторн. Композитор писал его для своей ученицы Барбары Плойер. Существует легенда, что с главной темой финала в духе бурре связывают очаровательную историю: якобы в этой теме Моцарт показывает своему любимому скворцу(Vogel Stahrl), как нужно петь.

Концерт №1 ми минор ор.11 (1830) Фридерика Шопена.

Песенная тема вступления концерта носит яркий, фанфарный характер. Вторая часть «Романс» - сквозь музыкальную мысль «слышатся» голоса природы – шелест листьев, всплески воды, соловьиные трели. Интересна трактовка ремарки Larghetto самим композитором: «Larghetto-это не мощное, а скорее романтическое. Это какая-то греза в лунную ночь». Главенствующая роль в обеих темах отдана партии фортепиано. На долю оркестра приходится скромный аккомпанемент в виде гармонической поддержки.

Финал концерта написан в форме рондо. Все темы имеют основу народной танцевальной музыки. В образной сфере можно говорить о картине народного гулянья. Тема рефрена энергичная, яркая, бодрая. Написана в ритме краковяка с четкими акцентами, размашистым мелодическим рисунком.

Концерт по праву считается жемчужиной фортепианного репертуара и одним из самых известных сочинений Ф.Шопена в этом жанре.

Наряду с авторской версией, существует редакция Концерта, выполненная  Милием Балакиревым (именно эта редакция, в частности, была записана в 1954 году Фридрихом Гульдой), не получившая, однако, широкого распространения в концертной практике.

Александр Рудин

Народный артист России, профессор Московской Консерватории, виолончелист с мировым именем, дирижер, сотрудничающий как с симфоническими, так и с камерными оркестрами, пианист, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений, составитель уникальных тематических циклов. В своем творчестве музыкант строго следует избранному пути — пути поисков и экспериментов в русле «чистой» академической традиции.

Интерес к малоизвестной или вовсе неизвестной музыке и новое прочтение произведений, являющихся своего рода классическими шлягерами, — сочетание, характерное для большинства концертных программ исполнителя. А. Рудин впервые представил московской публике виолончельные сочинения К. Давыдова, А. Крафта, Ж.-Б. Триклира, И. Фациуса, Р. Фолькмана, А. Дворжака. Оркестром Musica Viva, который А. Рудин возглавляет с 1988 года, впервые в современной России были исполнены сочинения К. Ф. Э. Баха, А. Вивальди, А. Сальери, И. Плейеля, Я. Дюссека, К. Диттерсдорфа, Й. Гайдна, О. Козловского, В. Пашкевича, А. Алябьева, С. Дягтерева, М. Глинки.  Путь стилевых экспериментов привел Александра Рудина к увлечению аутентичным исполнением старинной музыки: в своей сегодняшней концертной практике А. Рудин совмещает игру на современном инструменте и на виоле-да-гамба, играет музыку романтиков в «традиционной манере» и произведения эпохи барокко и шедевры классиков в «исторически корректном» стиле. «Музыка существует не на «бис», – считает Александр Рудин. – Ее нельзя низводить до уровня развлечения».

Элисо Вирсаладзе

Значительное место в творческой деятельности Э. Вирсаладзе занимает камерное музицирование. Мировое признание получил ее дуэт с виолончелисткой Н. Гутман. Среди ее постоянных партнеров также О. Каган, В. Третьяков, Э. Бруннер, Квартет имени Бородина. По приглашению С. Рихтера пианистка принимала участие в международных фестивалях «Музыкальные празднества в Турени» и «Декабрьские вечера». Основала международный фестиваль камерной музыки в Телави (Грузия).  Пианистка награждена Государственной премией Грузии (1983) и премией имени Р. Шумана (1976). В 1971 году ей присуждено звание народной артистки Грузинской ССР, а в 1989 году — народной артистки СССР. В 2000 году она удостоена Государственной премии России. В 2007 году Э. Вирсаладзе награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

С 1993 г. Э.Вирсаладзе профессор Московской Консерватории. В 1995 – 2011 — профессор Высшей Школы музыки в Мюнхене. С 2010 — профессор Scuola di musica di Fiesole (Италия). Проводит мастер-классы во многих странах мира. Начиная с 1975 года Э. Вирсаладзе — член жюри многочисленных престижных международных конкурсов, в том числе Конкурса имени П.И. Чайковского, имени Королевы Елизаветы (Брюссель), имени Ф. Бузони (Больцано), имени Гезы Анды (Цюрих), имени Вианы да Мота (Лиссабон), имени А. Рубинштейна (Тель-Авив), и др. Президент Благотворительного фонда и член жюри Московского международного конкурса пианистов имени С. Рихтера. Председатель жюри Международного конкурса пианистов им. С. Нейгауза в Челябинске (2010).

Musica Viva

История оркестра ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер В. Корначев основал музыкальный ансамбль из 9 человек, молодых энтузиастов, недавних выпускников Московских музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил Александр Рудин, который и придумал имя «Musica Viva» (живая музыка - лат.). Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Оркестр, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов.

Большое место в репертуаре оркестра занимает исполнение незаслуженно забытых произведений: в исполнении оркестра впервые в России прозвучали сочинения Генделя, сыновей И.С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижеров.

Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены  мессы и оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», опер «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена,  Реквиема Шумана, ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

http://ru.musicaviva.ru/

http://meloman.ru/

18.01.2016



← анонсы

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей