Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

 

Сказка для взрослых – редкое явление на театральной сцене. Музыкальный театр п\р Геннадия Чихачёва попытался выйти за рамки традиционности. Мюзикл «Три богатыря» - второй спектакль, сделанный театром совместно с композитором Владимиром Качесовым. И, несомненно, – продвижение вперёд: как в жанровом формате, так и по музыке.

 Спектакль для всех

Если в «Садко и Морской Царевне», вошедшем в репертуар театра несколько лет назад, ещё только были определены приметы национального «славянского мюзикла» – этнографичность мелодики, оригинальный праславянский сюжет, то «Три богатыря» устанавливают родство спектакля с лучшими традициями русских киносказок Александра Роу и вполне вписываются в ту волну интереса к культурным традициям Руси, которой отмечены сегодня пока ещё редкие удачи в современной российской анимации и на театральной сцене.      
В неканоническом сюжете этих «Трёх богатырей» многое звучит не просто современно – актуально. Герои-воители не только спасают Русь от набегов ворогов и злых чар трёх колдуний – приспешниц Змея Горыныча, но и помогают любимой русской сказочной «нечисти» обрести своё лицо и вернуть исконный образ. Либретто А. Огарёвой и В. Качесова возвращает зрителя к традиционным верованиям Руси – действие разворачивается в «русальную неделю» (отголоски которой есть в популярном и сегодня дне Ивана-Купалы), а взаимоотношения персонажей определяют мировоззренческие устои и мифология древних славян. 
Театр не только вводит современного зрителя в мир во многом забытых обитателей русского фольклора, но и возрождает систему ценностей, модель мироустройства и принципы жизни, что составляли основу общества древних славян и формировали тот тип мышления, который на Западе принято называть «загадочной русской душой»      
Музыка в «Трёх богатырях», традиционно для театра сценически осмысленная и оркестрованная главным дирижёром Владимиром Янковским, соединяет в себе и «хитовый» мелодизм арий главных героев, и драматургичность в развитии сюжетных лейтмотивов (тема дороги, «вражьих сил», сражения со злом и гимна русичей – воинов-победителей).  Сплетённая по уже привычным для нашего уха лекалам мюзикла, музыкальная ткань спектакля звучит практически в режиме «нон-стоп» – так что, кажется, ведёт действие, а не следует ему или его иллюстрирует. Жанровый (ритмический и интонационный) колорит музыкальных номеров и эпизодов учитывает не только сюжетные характеристики персонажей, но как будто «подстроен» под них – специально написан для возможностей того или иного исполнителя. 
Что, впрочем, для театра Чихачёва неудивительно. Каждый новый спектакль, даже если в основе его лежит произведение, изначально не рождённое в стенах театра, всякий раз приобретает личностные черты, присущие этому коллективу и его создателю – художественному руководителю. Но для большей части репертуара театра и для его нынешней премьеры – это правило ещё и потому, что все названия в афише театра созданы «на заказ». 
Вот уже 25 лет Геннадий Чихачёв ведёт свой коллектив по стезе авторского театра, выбирая не только сюжеты и темы – композиторов и либреттистов, и создавая свой особый, оригинальный театральный формат и стиль спектакля. Стиль, в котором соединены лучшие традиции отечественного театра и та демократичность сценического языка, которая делает его спектакли понятными и воспринимаемыми любой зрительской аудиторией, ориентированной на внемодернистские постановочные приёмы и лексику. 
В камерном пространстве (хотя и заметно расширенного за последнее время) зрительского фойе художник спектакля Юрий Доломанов, остроумно обыгрывая особенности такой вот сцены театра, создаёт панораму былинного поля, на котором сражались три богатыря, со стоящим посередине вековым дубом, словно поддерживающим небо, – в точном соответствии с мировоззрением древлян. Костюмы Марии Лазаревой, стилизованные с пониманием национального, этнографического, вместе с тем очень театральны по решению, по колориту. А режиссёр – автор постановки – наполняет созданный художниками визуальный ряд деталями и нюансами, которые превращают сценическое пространство в Мир, где живут реальные люди – былинные герои, а не просто персонажи спектакля. 
Чихачёв любит удивлять, точно расставляя акценты и придумывая манки, на которые всегда откликается зритель – с удовольствием и открыто. Вот закадровый Змей Горыныч, пугавший из-за кулис загробностью голоса, невдруг являет своё физическое тело и оказывается большой игрушкой – он, хотя и страшный, но невзаправдешный, и чтобы его одолеть, надо только понять, что не надо его бояться. Вот княжий трон при небольших переменах превращается в каменную гряду, окружающую озеро с русалками – очень красивая, почти киношная сцена. Вот явление Святогора в финале: срабатывает заготовленный режиссёром трюк, и герои мюзикла оказываются «поднятыми» на ладони былинного богатыря. 
В число «удивлений от Чихачёва» всегда входят и его актёры. Дивно хороша (и актёрски, и вокально) Наталья Репич – княжеская дочь Василиса, в образе которой притягательно сочетаются женское лукавство и девичья наивность, нежность и решительность подруги богатыря. Её визави – старшая из ведьм, Вражда, заслуженная артистка России Анна Альт: демоническая, очень современная и тоже притягательная в своей, пусть и «вражьей» силе, наполняющая серьёзностью и мастерством исполнения не только роль, но, прежде всего, вокал. Интересны, каждый по своему, все три богатыря: степенный и немного медлительный на размах Илья Муромец – Юрий Красов, «герой» Добрыня Никитич – Григорий Захарьев, романтичный Алёша Попович – Константин Скрипалёв. Вокальный лейтмотив спектакля – Наталья Реброва в роли Самовилы, старославянской «вилисы». Характерный полюс спектакля – дуэт Бояна – Антон Фадеев и его жены – заслуженная артистка росс Людмила Полянская, а также Леший в исполнении Константина Барышникова. Запоминаются и сказочный Князь – Олег Зимин, и стильные ведьмы Обман и Жадность – Людмила Городецкая и  Ирина Химина. 
Труппа Чихачёва, уже давно ставшая поющей по серьёзному, с каждым сезоном прирастает хорошими вокалистами, что заметно и «Трём богатырям». Сохраняет свой уровень и оркестр театра – невидимый главный герой всех спектаклей, всякий раз поражающий слитостью с солистами, которые формально не видят ни оркестрантов, ни дирижёра – спектакли идут в основном, что называется, на ощупь, демонстрируя отменную подготовленность, выученность материала и чувство ансамбля. 
Впрочем, обычному зрителю, наверное, некогда удивляться профессионализму исполнителей – он принимает это как должное, в основном следя за перипетиями сюжета и пытаясь понять, помирятся ли ревнивая Василиса и влюбчивый Добрыня Никитич, удастся ли Алёше Поповичу освободить от волшебных чар свою спасительницу Самовилу, и когда, наконец, сгинут те силы, что никак не дают славянам жить в мире и благополучии…
 
Елена ЕЗЕРСКАЯ  
 

афиша



Афиша

 
 
« Июль »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
  123456 
 78910111213 
 14151617181920 
 21222324252627 
 28293031    

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши