• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


20.01.2017

МИХАИЛ ХОХЛОВ: «ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМАТЫ ФИЛАРМОНИЧЕСКИХ КОНЦЕРТОВ НУЖДАЮТСЯ В ПЕРЕМЕНАХ»

МИХАИЛ ХОХЛОВ: «ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМАТЫ ФИЛАРМОНИЧЕСКИХ КОНЦЕРТОВ НУЖДАЮТСЯ В ПЕРЕМЕНАХ»

 

«Игра без правил» – цикл из 4-х концертов, проходивших в «Доме на Знаменке» с 29 октября по 18 декабря. У зрителей была прекрасная возможность услышать талантливых музыкантов, среди которых Андрей Коробейников, Константин Лифшиц, Эдуард Кунц, Люка Дебарг. 

Идея цикла заключалась в представлении исполнителя, отличающегося яркой индивидуальностью и необычностью подхода и взгляда на содержание музыки. Каждая концертная программа продолжалась беседой артиста с аудиторией, что давало редкий шанс не только соприкоснуться с его творчеством, но и просто поговорить с ним, задав любой вопрос.

Заслуженный деятель искусств РФ, автор идеи и ведущий фортепианных вечеров «Игра без правил» Михаил Хохлов поделился впечатлениями о проекте и о планах на будущее…

- Михаил Сергеевич, «Игра без правил» - интригующее название. Что это значит? В чём замысел этого проекта?

- На сегодняшний день форматы филармонических концертов мне не нравится. То, что было довольно длительное время в обиходе, продолжает существовать, но появляются новые способы взаимодействия с публикой, появляются более рафинированные интересы зрителей, более индивидуальные запросы, в сравнении с тем, что было ещё несколько лет назад в области исполнительского искусства. В связи с этим, я стал думать, что традиционные форматы филармонических концертов нуждаются в переменах - это одно соображение. Второе – это то, что исходя из своей длительной практики не только педагогической и административной, но и в качестве простого слушателя, посещающего концерты и фестивали, я вижу, что многие артисты, которые достойны выступать в больших залах, не вызывают большого интереса у публики. Возможно, их интерпретация не привлекает своей индивидуальностью, особенностями прочтения. Тем самым, я делаю вывод, что люди хотят услышать и пообщаться в большей степени с оригинальным артистом, который проявляет свою яркую индивидуальность, демонстрирует свой взгляд на те или иные известные музыкальные произведения. В некоторых случаях, в особенности, в театре, это иногда доходит до абсурда. Современные постановки становятся, мягко говоря, неожиданными, что вызывает скандал, чего нельзя сказать об области исполнительских искусств. Например, в сонатах Бетховена или Моцарта такое вряд ли случится, если только исполнитель не выйдет в купальнике – лишь бы привлечь слушателей. Понятно, что это не связано с содержанием, особым прочтением с музыкальных произведений, которые хочется услышать.

Однако некоторые артисты настолько захватывают внимание публики, что она стремится попасть на концерт, как только видит афишу с таким именем. 

- Цикл концертов рассчитан больше на какие-то громкие и известные многим имена?

 - Участники цикла «Игра без правил» отличаются особым взглядом на интерпретацию, глубоко продумывают и связывают её с современностью. Наверное, в этом и заключается их секрет привлекательности. Играя всем известные вещи, они приближают их к сегодняшней жизни, к тем чувствам, которые испытывает простой человек сегодня. Безусловно, основные чувства не меняются со временем, но меняется их восприятие, меняется ассоциативный ряд, то, что человек видит и слышит за теми звуками, которые представляет исполнитель – это очень важно.

Когда человек играет на музыкальном инструменте (в частности, в цикле было представлено четыре пианиста), он создает некий образ. А образ в музыке не материален – это какая-то зазеркальная картинка. Тем не менее, она передается публике. Все наши исполнители обладают этим качеством, этой энергетикой, которая способная заворожить и увлечь слушателя.

- Откуда берутся такие талантливые исполнители, с яркой индивидуальной интерпретацией?

- Мне кажется, хороший пример – это конкурсы. С одной стороны, они дают очень сильную мотивацию – выходить на сцену, учить программу и побеждать. Молодые пианисты только через конкурсы, на сегодняшний день, могут стать известными, получить концерты, ангажементы и т.д. С другой стороны, подготовка к этим конкурсам достаточно формализована, в том смысле, что на многих конкурсах надо играть одно и то же: полифоническое произведение, крупную форму, этюды, романтические виртуозные произведения и концерты. И когда молодой человек готовится к конкурсам, он просматривает YouTube, чего не было, например, десять лет назад. Прокручивая многие конкурсные записи, молодой исполнитель может видеть не только процесс конкурса, но и его результаты. Таким образом, отматывая назад эти ролики, он понимает, как человек, получивший первую премию, играл на I туре, и из этого делает вывод, как играть, чтобы получить премию самому. Появляется рецепт «как надо». Это даёт усредненного исполнителя, который устраивает всех членов жюри. В итоге получается – чтобы победить на конкурсе, вредно быть слишком отличающимся по индивидуальным критериям и интерпретации. Ведь часто такие исполнители не получают премий или не доходят до финала вовсе. Однако публика, которая ходит на конкурс, а потом и на концерт этого исполнителя, придерживается другого мнения. Эта разница, которую мы наблюдаем последние годы, бросается в глаза.

- Формат каждого концерта тоже «без правил»: после выступления артисту можно задать вопросы. Это для того, чтобы публика знакомилась не только с интерпретатором, но и с личностью исполнителя?

- Да, конечно, у публики мало возможности пообщаться с человеком, которого она видит в телевизоре или на сцене. Я думаю, у многих людей возникает желание после концерта пообщаться с музыкантом, узнать о том, какой он всё-таки человек. Мне кажется, важно дать слушателям представление, что музыканты - это не некое Божество, а они нормальные, такие же, как мы с вами, с ними можно просто поговорить, рассказать о простых вещах, что их волнует. Это очень важный психологический момент, чтобы составить адекватный образ артиста. И это возможность может быть только в таких форматах. А беседы музыканта со слушателем в камерной, задушевной атмосфере, практически не существует.

- Вы уже были знакомы с выбранными для цикла пианистами ранее?

- Со всеми, кроме Люка Дебарга. Константин Лифшиц учился в Школе им. Гнесиных, и мы с ним несколько раз играли вместе (аккомпанировал ему оркестр «Гнесинские виртуозы»). Эдуард Кунц тоже учился в школе, у меня в классе. С Андреем Коробейниковым мы нечасто, но встречались. Я слушал, как он играл на конкурсах, и бывал на его концертах.

- Будет ли продолжение «Игры без правил»?

- Это был первый цикл концертов, но мне бы хотелось продолжить, потому что я вижу - интерес публики превысил ожидания. Билеты на все четыре концерта были распроданы в течение месяца. Значит, выбранный формат интересен слушателям. Думаю, в следующем году, примерно в то же время – с октября по декабрь, мы сделаем новый цикл. Это вряд ли будут пианисты, хотя основная идея выбора исполнителей останется: оригинальность мышления, творческая индивидуальность, необычность подхода и взгляда на содержание музыки. Возможно, это будет один виолончелист, один валторнист, один перкуссионист. Пока нет точной договорённости, но мысли уже есть. Надеюсь, что это будет интересно.

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фото Юрия Калистратова

20.01.2017



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей