• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


25.02.2017

Я приглашаю вас в дорогу, дорогу трудную, мучительную и прекрасную — дорогу творчества. ВЛАДИМИР КРАЙНЕВ

«Я ПРИГЛАШАЮ ВАС В ДОРОГУ, ДОРОГУ ТРУДНУЮ, МУЧИТЕЛЬНУЮ И ПРЕКРАСНУЮ - ДОРОГУ ТВОРЧЕСТВА»

ВЛАДИМИР КРАЙНЕВ

С 27 марта по 1 апреля в Московском международном Доме музыки пройдёт II Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева. Художественный руководитель и председатель жюри – прекрасный пианист, лауреат многих престижных международных конкурсов Александр Романовский. То, что конкурсов в настоящее время огромное множество - ни для кого не секрет, но среди этого множества есть такие, которые окрашены великими именами и являются стартом для будущего поколения больших музыкантов. Александр Романовский рассказал о том, что ждёт будущих участников и призёров конкурса Владимира Крайнева.

- В чём вы видите монографичность этого конкурса, который носит имя великого музыканта?

- Мы начинали не на пустом месте, потому что Владимир Всеволодович большую часть жизни посвятил воспитанию молодого поколения. Он был замечательным педагогом и отдавал себя этому всецело, а также помогал многим людям, в первую очередь тем, что вытаскивал талантливых ребят их из самых отдалённых уголков нашей страны и затем всячески участвовал в их судьбе. В тот период он начал проводить конкурс, сначала на Украине, потому что часть его жизни связана с этой страной. Он из Харькова, также как и я. Там есть специальная музыкальная школа, где учился сам Владимир Всеволодович и многие другие замечательные музыканты, и на базе этой школы начал проводиться конкурс, который в определенный момент столкнулся с трудностями, связанными с неспокойной обстановкой на Украине. Таким образом, история этого движения длится давно, мы не просто взяли и посвятили конкурс Владимиру Крайневу, а в какой-то мере продолжили его дело. Тут хочется сказать, что Владимир Теодорович Спиваков сильно болел за эту идею,  также как и Татьяна Анатольевна Тарасова. Благодаря отзывчивости города Москвы нам удалось воссоздать здесь эту уникальную атмосферу, в которой мы можем выбирать и отыскивать молодых и выдающихся музыкантов, причем не только из России, но и со всего мира. Они приезжают на конкурс в Москву, чтобы пообщаться между собой, побывать в компании с великими музыкантами, которые оценивают их выступление. Многие из членов жюри принимают участие в дальнейшей судьбе молодых исполнителей.

- Насколько на ваш взгляд велика мемориальная составляющая, то есть ставите ли вы целью помимо поиска новых имён популяризацию творческого наследия Владимира Всеволодовича?

- Однозначно, потому что есть абсолютно непреходящие ценности. И творчество Владимира Всеволодовича достойно того, чтобы молодое поколение равнялось на эти стандарты, - честного отношения к своему делу, ежедневного творческого поиска. Поэтому мне кажется, что чем больше молодых людей, и не только молодых, будет узнавать: как занимался своим делом, как играл, как болел музыкой этот человек, - тем лучше для всех нас.

- Как вам кажется, чему молодым пианистам стоит поучиться у Владимира Крайнева?

- Прежде всего, отношению и любви к музыке. Потому что есть две составляющие любого артиста. В первую очередь, конечно, - это талант, и это нечто данное от Бога, и благодаря этому человек может что-то создать, поскольку есть вещи, которые выходят за грань понимания человеческих сил. Но, с другой стороны, талантом обладают не так уж и мало людей, а для того, чтобы из талантливого человека получился артист, нужна огромная, можно сказать, мучительная работа. На мой взгляд, чем больше тебе дано, тем больше с тебя спрашивается. И в нашей профессии это проявляется особенно, ведь тому, чтобы просто выйти и сыграть на большой сцене, предшествует как минимум двадцать лет кропотливой работы, учёбы и так далее. У нас обучение начинается с пяти-шести лет и годам к двадцати пяти можно назвать пианиста специалистом. Я думаю, что немного профессий, где путь  учения так долог. Но мне кажется, что у каждого музыканта работа над собой  продолжается всю жизнь, и это прекрасно. И к этому все должны стремиться.

- Из чего исходили вы и организаторы конкурса, составляя его программу?

- У нас была такая возможность – создать мероприятие практически с нуля. Нам были открыты все дороги, и мы решили отталкиваться от некоторых фундаментальных вещей. Понятно, что состязаний музыкантов сегодня много, и мы хотели учесть все тонкости. Здесь мы говорим не просто о конкурсе, а о конкурсе, который нужен молодым пианистам. И у молодых людей потребности в чём-то схожи, а в чем-то индивидуальны, поэтому мы пытались учесть все нюансы. В первую очередь, когда все говорят о конкурсах, то говорят о нечестности, о том, что конкурсы несправедливы и так далее. Чтобы исключить эти вопросы, мы сделали голосование абсолютно открытым, все оценки публикуются, начиная с первого этапа и до финала. Молодые музыканты, которые приезжают, могут получить прямой ответ от каждого члена жюри. И могут ясно увидеть, кому их игра понравилась, кому – нет, и почему, таким образом, осуществляется это общение между жюри и конкурсантом. Это первое. Во-вторых, мы хотели, чтобы конкурс был доступен для каждого, ведь мы прекрасно понимаем, что приехать в столицу очень дорого, и из-за финансовых проблем многие не смогут добраться. Поэтому мы сделали так, чтобы не участники приезжали к нам, а мы ехали к участникам, и те лучшие, которые будут отобраны для  участия в конкурсе в Москве, получают полное обеспечение затрат на дорогу и проживание, не только для них, но и для родителей. Таким образом, даже человек из Японии может свободно подать заявку. Мы проводим предварительное прослушивание в Японии и приглашаем его за наш счёт в Москву. Понятно, что полностью исключить неравенство очень сложно. Пока что мы проводим прослушивание в России, в Японии, в Китае, в Европе. Нам не хватает еще Америки, но мы обязательно туда поедем, во всяком случае, мы двигаемся в этом направлении. 

- В чём Вы видите своеобразие этого конкурса в сравнении с огромным количеством международных состязаний пианистов?

- Своеобразие заключается в полной открытости. Другой особенностью я бы назвал то, что мы хотим сместить акцент с конкурсной, соревновательной составляющей и превратить конкурс в платформу, где встречаются разные позитивные энергии: больших и юных музыкантов, осуществляется их взаимодействие. И также мы решили исключить многообразие премий, у нас есть только один победитель, а остальные – финалисты, которые получают одинаковое денежное вознаграждение. В какой-то мере этот конкурс можно сравнить с вручением премии «Оскар». Мне кажется, что те дети, которые прошли несколько этапов отбора - видео прослушивание, второй этап и приехали в Москву, - эти дети уже заслуживают внимания со стороны школ, университетов, концертных залов и так далее. На мой взгляд, распределять этих участников по местам неправомерно. Быть одним из этих десяти - это уже огромное достижение. Я считаю, быть финалистом конкурса Крайнева - это большой шаг для молодого музыканта. И еще мне нравится то, что не закрывается возможность участия в следующий раз. Я против того, чтобы состязание было единственным достижением в жизни человека. Конкурс - это замечательная платформа для встречи с хорошими музыкантами, для общения с мэтрами, а также со сверстниками, обмена впечатлениями, надеждами, опытом. Мы же воспринимаем наших финалистов как состоявшихся музыкантов, поэтому по приезде в Москву, у них есть возможность выступить на одной из самых важных сцен нашей страны, в Московском международном Доме музыки и играть с лучшим оркестром - Национальным филармоническим оркестром России. Мне кажется, это уже огромное признание для музыканта. И когда наши участники ощущают это на себе, это сильно отражается на них, на их взрослении, на осознании себя как уже настоящих артистов.

- Надеетесь ли Вы или другие члены жюри открыть на конкурсе нового Владимира Крайнева, или вы не ставите такой цели?

- Конечно же нет, потому что мы хотим найти новых людей, которые смогут внести вклад в наше многовековое искусство. Мы хотим, чтобы музыка развивалась, шла дальше - ведь мы имеем дело с гениальнейшими людьми в нашей истории, такими как Моцарт, Бетховен или Рахманинов, но для того, чтобы они продолжали существовать, их искусство нужно оживить здесь и сейчас, а это под силу исключительно одарённым людям, и именно таких мы ищем.

- В этот раз будет проходить уже второй конкурс, а знаем ли мы победителей первого?

- Да, конечно. В прошлый раз в старшей группе у нас победил Даниил Харитонов, который спустя три месяца занял третье место на конкурсе Чайковского. Этот факт нам был очень приятен, и мы радуемся вместе с ним его успехам. Мы знаем, что он выступал во многих странах, со многими знаменитыми музыкантами. Некоторые члены жюри участвуют в его судьбе. В младшей группе победила девочка из Японии, которую зовут Шио Окуи. Она неоднократно выступала в концертах Международного благотворительного фонда  Владимира Спивакова, с Валерием Гергиевым. У себя на родине её взяли в лучшее музыкальное агентство. А ей всего 13 лет. Также целенаправленно идёт по своему пути Александр Малофеев. Я вижу, что имена многих участников «мелькают» на афишах.

- А вы не боитесь, что от такого количества талантливых музыкантов может, что называется, снести крышу?

- Это систематически происходит и это замечательно! Сейчас я в предвкушении особенных впечатлений от прекрасных, одухотворенных молодых ребят. Я просто хочу, чтобы все знали, что раз в два года в Московском международном Доме музыки проходит светлое, необычайно мощное по своему творческому посылу событие. Сюда можно прийти, будь ты музыкант или не музыкант. Столько энергии, добра, тепла, надежд. Ведь к нам приезжают самые талантливые дети со всего мира.

Беседовал Антон Иванов

Фото из архива конкурса

25.02.2017



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей