• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


15.03.2017

ЛАРИСА ГЕРГИЕВА: «КОНКУРСЫ НУЖДАЮТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ!»

ЛАРИСА ГЕРГИЕВА:

"КОНКУРСЫ НУЖДАЮТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ!"

Музыкальные конкурсы давно стали «делом привычным». Званием лауреата никого не удивишь. Состязаться ныне приходится самим конкурсам – уж очень выбор велик. Каждый день слышишь: конкурсов стало слишком много, растут, как грибы после дождя... Однако ситуация складывается таким образом, что сегодня подавляющее большинство музыкальных конкурсов в России вынуждено сражаться не столько за достойное место в неофициальном рейтинге, сколько за выживание. И это серьёзная проблема.

Так нужны ли нам конкурсы? Об этом – в интервью народной артистки России, художественного руководителя Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Ларисы Гергиевой.

– Лариса Абисаловна, Вы очень много сил отдаёте развитию конкурсного движения в России. Вам, как никому другому, известны конкурсные проблемы.

– Это больная тема. Конкурсы нужно поддерживать! На частные средства, без серьёзной помощи со стороны государства конкурс не проведёшь. Для чего нужны конкурсы? Они открывают новые имена, дают возможность самородкам, в том числе из малых городов, заявить о себе, пробиться.

– Конкурс как явление можно рассматривать с разных сторон. Есть непременный соревновательный элемент, но есть также просветительские задачи.

– Наблюдать за соревнованиями очень интересно. Этим объясняется успех телевизионных конкурсов – публика слушает, оценивает, невольно участвует в процессе. Жаль, что всё это зачастую напоминает шоу. Молодому певцу надо хорошо петь, а его наряжают в какие-то перья, надевают на него нелепые костюмы, немыслимые шляпы, делают дикий грим. В итоге, какой-то разряженный павлин должен исполнять серьезную партию. Это просто безумие! Мне очень не нравится, когда жюри телевизионных конкурсов начинает вслух, прилюдно, не выбирая выражений, даже унижая, говорить о недостатках исполнителя. Я знаю, что бывает много слёз. Многие молодые певцы теперь уже отказываются участвовать в этом. Зачем? Кстати, давно уже, кажется, в 1999-м году состоялся «Музыкальный ринг», в котором Москва и Петербург выставили своих участников. Тогда пели Даниил Штода и Николай Басков. Они даже в шутку исполнили вдвоем Арию Ленского. И это было замечательно. Интересно, увлекательно и не пошло! Вот такие конкурсы нужны!

Я очень люблю «именные» конкурсы, посвящённые кому-то из певцов. В свое время я организовала конкурс Елены Образцовой, как подарок к 60-летнему юбилею великой певицы. Этот конкурс открыл много по-настоящему интересных имен. Юлия Лежнева, чей творческий путь начался именно с этого конкурса, сделала блестящую карьеру. Детский конкурс Елены Образцовой также дает путевку в жизнь будущим профессионалам. Но с какими сложностями приходится сталкиваться организаторам, как тяжело все это пробивать, находить средства!

– И, тем не менее, Конкурс Образцовой живёт, развивается. Как и ещё одно Ваше детище – Конкурс им. Римского-Корсакова, который три года назад переместился в Тихвин, на родину композитора.

– Мне кажется, это была замечательная идея! Хотя гала-концерт лауреатов, заметьте, по традиции проходит в Санкт-Петербурге, на сцене Мариинского театра, ведь Римский-Корсаков и Мариинский – одно целое. Василий Герелло, Анна Нетребко, Ира Джиоева, Ильдар Абдразаков, Надя Сердюк, Володя Мороз, Оля Трифонова, Оля Пудова – потрясающие имена! Все они раскрылись на Конкурсе им. Римского-Корсакова. Слава Богу, находятся добрые люди, которые помогают. Ведь нужны призы, премии. Это очень важно для певца. Он может поехать на стажировку, мастер-классы, купить, в конце концов, на премию хорошие нотные издания, выписать именно те редакции музыкальных произведений, которые ему нужны. Например, Ricordi. Это стоит дорого.

– Конкурс – культурное событие. Это аксиома. Неужели кому-то требуются доказательства?

– Приведу в пример Краснодар. Я выступила автором идеи вокального конкурса, дважды провела его в рамках фестиваля «Опера без границ». Залы были переполнены, конкурс дал очень интересных лауреатов, но почему-то вдруг все остановилось. Видимо, власти не до конца понимают, зачем нужен конкурс. Между тем, в этом регионе серьёзных и важных вокальных конкурсов практически нет. Лет 5-6 тому назад я провела в Омске Конкурс Шебалина. Опять же, был огромный интерес со стороны театра, города. И всё, тишина. Как было бы здорово проводить в российских городах – крупных и малых – на родине великих музыкантов конкурсы их имени!

Не могу не сказать о моем любимом Владикавказе. Это родина Лисициана, и, конечно, я сделала здесь Международный конкурс Павла Лисициана. В числе его лауреатов Владислав Сулимский, Ольга Пудова, замечательные певцы. В нынешнем году победила Гульнара Остерхофф из Нидерландов. Небольшой город, уютный театр с великолепным залом... Намоленная сцена, где кто только не выступал. Проведение конкурса вызывает неподдельный интерес у публики, которая, бросая все, устремляется слушать молодых певцов – этот конкурс для более молодых. Нас поддерживают, но приходится прикладывать нечеловеческие усилия, чтобы конкурс жил. Какую-то часть средств я нахожу сама, хотя, в принципе, я не должна этого делать. У меня не об этом должна болеть голова.

– Кстати, по поводу молодых. Сейчас возрастной ценз опускается всё ниже. Когда и не поздно, и не рано себя показать?

– Думаю, когда человек учится на III-IV-м курсе консерватории.

– То есть, профессиональная база должна быть?

– Хотя бы небольшая. Правда, я знаю феноменальные случаи, когда студент музыкального училища имеет хорошего педагога и уже достаточно подготовлен. Есть конкурсы, где возрастной ценз – 35 и даже 37 лет, но это смешно. Зачем человеку в 35 лет конкурс? Потешить тщеславие? Если ты в этом возрасте нуждаешься в том, чтобы тебя послушали и поддержали, не имеешь театра, сцены, стоит задуматься, тем ли ты занимаешься? Обычный ценз – 32 года. Я предпочитаю более молодых певцов. Бывают детские конкурсы. Я уже говорила про конкурс Образцовой. Во Владикавказе я организовала Конкурс для одарённых детей «Малушаг», что в переводе с осетинского означает «подснежник». Детки напоминают мне этот удивительный хрупкий и нежный цветок. Это очень интересный конкурс, но опять же никто не знает, будет ли он жить дальше. Никто не обещает финансовую поддержку. Это значит, что люди, которые пришли к власти, не понимают, как важен, нужен конкурс. Я не такой состоятельный человек, чтобы финансировать конкурсы. Я могу придумать, провести на хорошем уровне, определить вместе с жюри наиболее талантливых. Даже самым убеждённым борцам за конкурсное движение не обойтись без поддержки государства. Мы недавно беседовали об этом с заместителем Министра культуры РФ А.В. Журавским. Меня волнует конкурс, который обязательно нужно сделать. Это конкурс Мусоргского.

– Это то, о чём Вы сейчас думаете?

– У Мусоргского потрясающее наследие. Какой камерный репертуар! Море произведений! Есть, что показать. Я считаю, это надо делать в Санкт-Петербурге. Даже нечего обсуждать, как композитор того заслуживает. Какое-то движение началось, но твёрдой уверенности нет. Потому что даже такие испытанные конкурсы, как конкурс Римского-Корсакова, Конкурс Елены Образцовой, испытывают трудности. Нужно иметь ресурсы, соответствующую базу, а идеи всегда найдутся.

Я думаю, надо начать с Министерства культуры, поговорить о том, как это важно. Ведь интерес снизился даже по отношению к Конкурсу Глинки. Великая певица Ирина Константиновна Архипова столько сделала для этого конкурса, столько лет его поддерживала, проводила. Этот конкурс дал такие результаты! Нельзя это зачеркивать! На последнем Конкурсе им. Чайковского наша Юля Маточкина стала золотой медалисткой. Такие победы очень кстати, ведь сегодня очень сложная политическая обстановка в мире. Нужно больше таких конкурсов. Это важно.

– Хотелось бы поговорить о конкурсном репертуаре. Романсы Глинки в репертуаре вокалистов присутствуют и широкой публике известны. А вот тот же Римский-Корсаков?

– В Петербурге всё немного по-другому. Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев, Кюи у нас очень часто звучат. Это обязательно нужно петь. Мы непременно исполняем романсы русских композиторов за рубежом. В декабре в Москве, в Большом театре состоялись мои мастер-классы, темой которых стало творчество композиторов «Могучей кучки». В консерватории молодому певцу не надо сразу начинать с Чайковского и Рахманинова, нужно попеть светлую русскую лирику – Глазунова, Гречанинова, Ляпунова. Нужен жизненный опыт, чтобы исполнять тяжёлые, трагедийные романсы. Педагог должен помочь с выбором конкурсного репертуара, ведь сам певец хватается, как правило, за «Весенние воды» Рахманинова и «День ли царит» Чайковского. Когда в Академию молодых оперных певцов Мариинского театра приходят новые солисты, я даю им в обязательном порядке 10 романсов Глинки, 5 романсов Даргомыжского. Хотя бы так. Я стала жёстче к этому относиться. Я заставляю не просто выучить и спеть, но больше узнать о композиторе, о той эпохе. Приезжайте к нам, приходите на занятия, вы всё это услышите.

– Лариса Абисаловна, а чем, по-Вашему, измеряется масштаб конкурса?

– Я люблю «всероссийские» конкурсы. Мне кажется, это название благородно звучит. Я много лет езжу в Липецк на конкурс Обуховой. Очень люблю этот конкурс, он мне дорог. Я участвовала в его создании. Он, может быть, не столь масштабен – не хватает полноценного третьего тура в сопровождении оркестра, в городе нет таких возможностей. Но конкурс живёт, расширяется его география. Приезжают участники из-за рубежа. Я внимательно слежу за творческой биографией лауреатов. Иногда кому-то помогаю, кого-то забираю к себе в Мариинский театр.

– У нас ведь сейчас развивается культурный туризм. Конкурсная система могла бы стать его частью.

– Это было бы здорово! Смотрите, в Тихвине установили бронзовый памятник Римскому-Корсакову. В дни проведения фестиваля и конкурса город живёт только его музыкой. Сегодня у нас взлёт интереса к оперной музыке. Это модно. Пусть в небольших городах идут оперные гала-концерты, пусть туда приезжают знаменитые артисты. Я бы очень хотела, чтобы кто-то услышал мои слова, поддержал бы меня. Надо, чтобы молодые таланты, которыми так богата Россия, имели возможность себя проявить!

Беседу вела Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ

Фото предоставлено Культурным центром Елены Образцовой

15.03.2017



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей