Новости |
Школа классического пения Ларисы Рудаковой – традиции и новаторство
Заслуженная артистка России, заслуженная артистка Польши, солистка Большого Театра, доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, художественный руководитель «Школы классического пения» Лариса Борисовна Рудакова блестяще выступала на известнейших оперных и концертных площадках мира. У неё есть ученики, которые уже выросли в профессиональных оперных исполнителей и их карьера складывается достаточно успешно на российских и мировых сценах. Много молодых талантов, с которыми занималась Лариса Рудакова, поступают в дальнейшем в высшие музыкальные учебные заведения России. А вот о Школе классического пения при Фонде развития и содействия творческой молодёжи Ларисы Рудаковой хотелось бы узнать подробнее.
- Лариса Борисовна, почему Вы открыли школу, в которой могут учиться дети именно с раннего возраста? Ведь это так хлопотно - пока ребёнка чему-то научишь, пока он раскроется. Вы ещё занимаетесь и со старшей группой, готовите детей к поступлению в музыкальные высшие учебные заведения. Может было лучше работать с уже обученными детьми, так сказать - отшлифовать грани таланта, повысить уровень исполнения, подобрать репертуар, словом не создавать лишней нагрузки для себя?
- В первую очередь потому, что в настоящее время все считают возможным для себя преподавать вокал, даже те люди, которые имеют к этому жанру косвенное отношение. Ведь стоматолог не делает гастроскопию, её делает тоже врач, но другой специальности. А у нас сейчас считают возможным преподавать вокал хормейстеры или концертмейстеры - тоже музыканты, но не специалисты по академическому вокалу.
Приведу такой пример: приходила ко мне на консультацию девушка, мягко говоря, очень плохо поющая, имеющая не очень хорошее общее музыкальное образование. Я стала интересоваться, для чего ей нужны мои консультации. Ведь для того, чтобы стать профессиональным исполнителем, у неё не было главных составляющих певца. В ответ я услышала, что она учится на заочном вокальном отделении одного из московских вузов и ей нужно сдать сессию. Я была удивлена уже этому. А потом она добавила, что ей нужно что-то говорить своим ученикам.
Эта фраза вызвала у меня недоумение. Каким ученикам? Человек сам не может петь и ничего в этом не понимает! Оказалось, предприимчивая девушка разместила свою рекламу на одном из сайтов репетиторов, набрала себе учеников и благополучно их “учила”! Говорить таким самоуверенным людям про то, что голосами должны заниматься только педагоги-профессионалы, как правило, бесполезно. Где она сейчас, я не знаю, очень надеюсь, что вокал она не преподает. Но родители должны быть внимательны и осторожны при выборе педагога по вокалу! Наведите справки о нём, его учениках, сколько из них продолжили профессиональное образование, поступили в вузы, сколько поёт в театрах и каких? Ведь запасных детей у Вас нет. Я говорю об этом не просто так.
К нам в Школу приводят много детей, которых учили вокалу неправильно. Бывает очень обидно, когда музыкальные, талантливые дети к 12 годам уже имеют устойчивые вокальные дефекты. Кого-то исправить удаётся, а кому-то, к сожалению, приходится отказать.
Легче всего воспитать артиста, начиная с самого раннего детства. При правильных методиках и грамотно разработанной программе опытные педагоги помогут постепенно познакомить ребенка с разными направлениями музыкального театра, что в свою очередь, способствует разностороннему развитию ребенка, а для одарённых детей поможет продолжить образование в лучших музыкальных учебных заведениях. Поэтому мы стараемся набирать в нашу Школу не только детей старшего возраста, но и малышей. Наши педагоги в игровой форме обучают их вокалу, танцу, сценической речи и изобразительному искусству. Также все дети участвуют в постановках музыкальных спектаклей.
- Дети приходят разные: кто-то нацелен на результат, хочет стать артистом, а кого-то привели просто попробовать позаниматься, посмотреть, что получится. Есть ли особые условия, при которых идёт приём в Школу классического пения?
- Самое главное, чтобы у ребёнка был голос, музыкальный слух и огромное желание творить. Таких детей видно сразу, их пропустить невозможно! Но бывают те, кто приходит попробовать свои силы. Занималась у нас девочка, которая не обладала уникальным голосом, но была очень артистична и хотела выступать в спектаклях, хотя была спортсменкой – разрядницей. Она проучилась у нас полгода, сделала значительные успехи, но отъезды на сборы стали совпадать с мероприятиями Школы. Девочка имеет хорошие перспективы для продолжения спортивной карьеры, а любовь к театру останется с ней навсегда. Мы желаем ей больших успехов!
- Мы знаем, что в Вашей Школе дети участвуют в настоящих, полноценных спектаклях, которые ставятся с профессиональным режиссёром, заказываются костюмы, с юными артистами работает хореограф, словом, всё по-настоящему, как в театре. Не сложно ли для ребят сразу попадать в атмосферу серьёзной творческой работы и опредёленной ответственности перед режиссёром и остальными участниками спектакля?
- Все дети с радостью начинают участвовать в репетициях. Потом они начинают осознавать, что складывается коллектив, где от каждого зависит успех спектакля. Для этого не надо быть королём, короля делает свита! Если кто-то один не вовремя выйдет или опоздает на свой выход в сцене, он подводит весь коллектив.Именно так воспитывается ответственность и организованность каждого ребёнка. Ведь он понимает, что именно от него зависит, состоится спектакль или нет. Это замечательное качество пригодится нашим детям в будущей жизни, независимо от того, свяжут они свою судьбу со сценой или нет.
- Есть ли у ребят возможность выступать не только в формате Школы перед родителями, но и на других площадках, участвовать в конкурсах от имени Школы классического пения?
- В течение учебного года проходят музыкальные вечера, концерты и музыкальные спектакли с участием учеников Школы, а также, творческие встречи, тематически вечера, мастер-классы. Дети посещают культурные мероприятия Москвы (например - спектакли Большого театра России, концерт Хосе Каррераса и т.д.), постоянно выезжают на гастроли. Практически все дети нашей Школы становились лауреатами международных и всероссийских конкурсов, участвовали в телевизионных шоу, таких, как «Голос» и «Синяя птица». Специально для нашей Школы написаны несколько музыкальных спектаклей, которые мы показывали на разных площадках Москвы.
- В этом году прошёл I Международный конкурс молодых певцов, организатором выступил Фонд развития и содействия творческой молодёжи Ларисы Рудаковой. Как Вы оцениваете его уровень, что взяли себе на заметку, а что привнесли нового в этот формат, ведь Вы давно сами опытный арбитр таких мероприятий и работаете в жюри многих международных конкурсов?
- В конкурсе приняли участие представители 4 стран (Латвия, Китай, Узбекистан и Россия) и 22 городов (Москва, Серпухов, Липецк, Екатеринбург, Симферополь, Ростов-на-Дону, Тула, Иркутск, Кострома и т.д., пос. Харп, Ямало-Ненецкий автономный округ, пос. Белоозерский, г. Оренбург, г. Ульяновск, г. Брянск, г. Хейлонтьян, г. Ляонин, Забайкальский край, пос. Агинское Агинского Бурятского округа, г. Щелково, г. Орехово-Зуево). Мы дали больше свободы в выборе репертуара. Например, в одном из туров по выбору участника можно было спеть романс или народную песню. Выпускник Московской консерватории из Бурятии Саян Цымпилов исполнил бурятскую народную песню так, что в зале слушатели плакали, не осталось равнодушным и жюри. Саян получил не только 1 премию, но и специальные призы за лучшее исполнение русской арии и незабываемое исполнение народной песни.
Замечательно выступили юные участники конкурса. Самой младшей участнице было 6 лет. Даша покорила слушателей своим выступлением и получила «Приз зрительских симпатий». Порадовали участницы из Китая. Линь Линь - выпускница Китайской консерватории, а Ши Дунли - Бельгийской консерватории.
Из Москвы были участники разных вокальных школ, в том числе ученики школы Шебалина, в концертных залах которой проходил конкурс. Мы благодарны дирекции школы за поддержку и помощь в проведении конкурса! Надеемся, что конкурс станет ежегодным.
- Сейчас идёт набор на новый учебный год, расскажите о Ваших планах, какие программы можно уже озвучить, планируете ли Вы гастрольные поездки и что хотели бы пожелать своим ученикам?
- В сентябре солисты Школы едут на гастроли в Абхазию, где дадут три концерта в Сухуми и Пицунде. Далее планируются гастроли в Китай и Германию. Не останутся без внимания и слушатели ближнего Подмосковья и Москвы.
В марте этого года Школа классического пения представила концертную программу в Центре Елены Образцовой в Санкт-Петербурге, там же были проведены мастер-классы для вокалистов. Надеемся, что такой опыт выступлений получит постоянный формат.
Хотелось бы пожелать нашим детям творческих успехов, вдохновения, побед на престижных международных конкурсах и конечно удачи!
- Благодарим Вас за интервью, желаем творческих успехов Вам и вашим ученикам и ждем новых спектаклей и приглашения на концерты Школы классического пения.
Беседовала Лилия ПОЛОЗОВА
Фото предоставлены пресс-службой Школы классического пения Ларисы Рудаковой
28.08.2017