• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


02.09.2017

Алиса Куприёва: «Камерная музыка - жанр очень любопытный. Он невероятно театрален»

Гость «Музыкального Клондайка» - очаровательная, активная и, безусловно, креативная девушка Алиса Куприёва. Помимо творческих достижений Алисы, у неё есть необычайный талант организатора успешных концертов. С 31 августа запускается третья серия вечеров камерной музыки в Bösendorfer лофт-филармонии в зале-конструкторе Культурного центра ЗИЛ.

- Второй год в Bösendorfer лофт-филармонии пройдёт серия лофт-вечеров, которая познакомит любителей камерной музыки с новым репертуаром, исполнителями. В чем особенность нынешнего сезона и будет ли изменён формат концертов?

- Этот сезон Bösendorfer лофт-филармонии отличается от предыдущих тем, что у него изменилось субсидирование. Если первый сезон проводился с помощью государственных средств Департамента культуры города Москвы, и финансированием культурного центра «ЗИЛ», то сейчас, для того, чтобы продолжать эти начинания, я приняла решение запустить краудфандинговую кампанию. На мой взгляд, - это один из самых эффективных, интересных и современных инструментов фандрайзинга. Это быстрый способ собрать средства «из толпы». В данном случае «толпа» – это аудитория лофта, люди увлеченные, креативные, которые желают продолжать мое начинание. Смысл очень простой. В мире существует много краудфандинговых платформ, это и Kickstarter, и Boomstarter, kroogi.com и др. Вся эта история началась в Америке, но в России в 2016 году лидером краудфандинговых платформ была Planeta.ru, именно их я и выбрала, послала им проект и с 28 июля он запущен на краудфандинге. Сам формат концертов я называю «полуклубным». Во-первых, все мероприятия Bösendorfer лофт-филармонии начинаются в 20.00 - этот формат специально для работающих людей. Регламент для исполнителей звучит следующий: 60-70 минут музыки, плюс модерация, которую ни в коем случае нельзя путать с концертом-лекцией, потому что исполнители сами начинают разговаривать с аудиторией, они вступают с ней в контакт, конферансье-ведущего нет. Музыканты рассказывают об интересных фактах написания произведения, иногда это анекдоты и все, что угодно, лишь бы это было в контексте, сказано свободно, на дружеской волне, потому что мы находимся в одном музыкальном пространстве. Моя концепция понравилась Валентине Лисице, которая закрывала вторую серию 10 июня. Она с большим энтузиазмом восприняла открытие краудфандинга, вызвалась помочь и принять участие в благотворительном концерте в в его поддержку, который пройдет уже 31 августа в Bösendorfer лофт–филармонии, где она исполнит свою любимую программу: Первую сонату Рахманинова и «Картинки с выставки» Мусоргского.

- Почему в формате лофт-вечеров используется только камерная музыка?

- Дело в том, что камерная музыка наиболее интересна мне лично, так как, будучи пианисткой, я выбрала это направление в ассистентуре-стажировке консерватории. Я в ней преуспела, выиграла конкурс Брамса в Пёрчах-ам-Вортерзее, вместе со скрипачом Никитой Буднецким. За рубежом камерная музыка очень популярна. Если посмотреть на людей, которые ходят в филармонию, то они не просто увлечены самой музыкой, они знают коллективы. Подобно футбольным болельщикам, у них есть свои предпочтения. Многие знают, что этот квартет преуспел в определенном репертуаре – он лучший, другие исполнители только что вернулись с конкурса, и слушатели их знают поименно. Они общаются на личном уровне, не музыкантском, они болеют за этих людей. Камерная музыка - особый жанр, она, как правило, является особой нишей для каждого композитора, где можно было экспериментировать, это некая лаборатория стиля, где автор словно кристаллизовал свой талант. О любом композиторе судят по тому, написал ли он сонату, струнный квартет и симфонию, и если все эти три компонента присутствуют в его творчестве, то это показатель того, что перед нами великий музыкант. Возвращаясь к теме камерной музыки, хотелось бы сказать, что в России она не особо востребована, и это легко объясняется. Ни для кого не секрет, что камерную музыку очень тяжело окупить, то есть она оказывается нерентабельна. Она исполняется в малых помещениях с малым количеством мест, но уровень музыкантов, которые ее исполняют, должен быть очень высок. Получается, что для того, чтобы их оплатить, необходимо ставить либо очень высокую цену на билет, либо находить инвесторов и спонсоров. У нас история со спонсорством очень грустная, и привлеченный бизнес не стремится вкладываться в камерную музыку, как правило, они не понимают ее ценности, она существует в отрыве, и это общая проблема. Еще до открытия краудфандинга  были попытки привлечения спонсоров, но, к сожалению, точек соприкосновения было мало, и предполагаемые партнеры просто не улавливали ценность жанра и уникальность этого проекта. То есть когда ты пишешь спонсорский пакет и, например, прописываешь среди прочих привилегий, что имидж компании оказывается совершенно на другом уровне - это мало кого интересует, поэтому я решила пойти другим путём.

- Почему для концертов был выбран современный зал в Культурном центре ЗИЛ, как правило, концерты камерной музыки устраивают в небольших акустических залах?

- Как я уже говорила, камерная музыка - жанр очень любопытный. Он невероятно театрален. Это один из немногих жанров академической музыки, который воспринимается не только на слух, но и визуально, то есть в нем есть какая-то органическая динамика. За музыкантами, которые находятся на сцене, невероятно интересно наблюдать. Получается, что этот жанр достаточно мобилен , а значит, его легче всего перенести в любую атмосферу. Условия достаточно просты: обязательно должна быть своя акустика, которая есть в Bösendorfer лофт-филармонии, там подзвучка используется только для микрофонов, для модераций, когда артисты представляют себя и программу. В принципе, интерес камерных проектов – это размещение в разных помещениях. Когда на сцене от двух до 16 человек – состав камерного оркестра, то получается, что это непрекращающийся диалог между исполнителями на сцене. Кроме того, лофт - это такое пространство, где возможно избавиться от роли конферансье - это немного пыльная нафталиновая история, потому что, какой бы ни был хороший конферансье, он все равно создает дистанцию между аудиторией и исполнителями, и если нивелировать его роль, то эта дистанция стирается. Но в лофте даже физически нет ступеньки-сцены, все построено совершенно по другому принципу, я бы даже сказала, наоборот. Если в обычном зале, например, консерватории или любом другом, человек смотрит на сцену снизу вверх в поиске исполнителя, а ступенька – это пьедестал, то здесь все наоборот: сцены нет, исполнители находятся на уровне первого ряда стульев, а все остальные ряды уходят наверх. Bösendorfer лофт–филармония – это перестроенный кинотеатр, сохраняется такой же принцип. Интересно и то, что видеоинсталляция проявляет интересный эффект, она сделана по концепции ведущих залов мира, которые появляются без зрителей, они пустые, таким образом, как бы призывая каждого из зрителей прислушаться к себе, на время «отключиться» от бешенного ритма мегаполиса.

алиса куприева

- Почему в концертах не принимают участие камерно-вокальные ансамбли?

- Честно говоря, это был некий принцип, так как камерно-вокальная музыка в более выгодном положении, чем камерно-инструментальная. Потому что русскому человеку это ближе, он это понимает, эти концерты любят. Ведь основой русской культуры является культура песенная. Камерно-инструментальных проектов или фестивалей очень мало. Из того, что можно перечислить: «Возвращение» - четыре концерта в год, «ARS LONGA» - проект, который, к сожалению, проходит ежегодно, но также непродолжительно. То есть, в камерной истории проектов и фестивалей очень мало. Мне показалось, что я не готова сейчас расширять этот жанр и разбавлять его чем-то. В то же время, для того, чтобы не было скучно, были придуманы два лофт-вечера в сезон, которые образуют, так называемую лимитированную серию, на которой я могу показать своей аудитории, что же есть еще.

- Кто является главными слушателями таких концертов?

- Это сложный вопрос, поскольку какой тут может быть анализ? Это и молодые люди, студенты различных ВУЗов, более зрелое поколение, это аудитория, которая уже была привлечена в ЗИЛ другими проектами, люди, которые живут в этом районе, разумеется, и какой-то процент  консерваторской публики. И, наконец-то, в этом помещении появляется рояль, благодаря которому открыт проект лофт-филармония, и они имеют возможность, не выезжая в консерваторию или филармонию, получить высококачественное академическое исполнительство. Это тоже очень важная тема: решение проблем «маятниковых миграций» мегаполиса.

-Что ожидать постоянным слушателям лофт-филармонии и чем удивите тех, кто придёт впервые?

- Сезон состоит из двух серий, как было и в предыдущий раз. Первая серия состоит из восьми концертов, вторая из четырнадцати. Всего получается 22 концерта, но 20 – это основная камерная программа проекта, а 2 – лимитированная серия, где может быть что-то еще. Пока я не готова открыть информацию, что будет во втором сезоне и лимитированной серии. Я придумала некий изыск – в 1 сезоне будет концерт «Teen-лофт-серия», лофт-вечер тинэйджеров, учеников старших классов ЦМШ. Собственно, я сама выпускница ЦМШ, и для меня принципиально важно показать аудитории лофта, с чего начинается камерная музыка. Пианисты получают всестороннее развитие, они занимаются и сольным фортепиано, камерной музыкой, концертмейстерским классом, они получают также методическое образование. И камерная музыка, как одна из важнейших этапов, будет представлена людьми, которым по 16-17 лет. То есть это без пяти минут студенты, но все-таки люди, которые развиваются еще совершенно по другим канонам. И когда я узнавала, насколько это может быть интересно преподавателям и самим детям, это было воспринято на ура, и мне кажется, что молодые люди будут как-то иначе и модерировать, и играть.

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фото из личного архива Алисы Куприёвой

02.09.2017



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей