Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

08.09.2017

Ивари Илья: «Музыка настолько многогранна и необъятна в своём богатстве»

Ивари Илья

«Музыкальный Клондайк» поздравляет выдающегося музыканта Ивари Илья с избранием на пост ректора Эстонской академии музыки и театра. В беседе с нашим корреспондентом Антоном Ивановым маэстро Илья рассказывает о том, что он считает по-настоящему важным - для себя, и для молодых музыкантов.

- Вы целенаправленно шли к этой должности или всё произошло спонтанно?

- Нет, это довольно старая история. Первый раз коллеги предложили мне участвовать в конкурсе на пост ректора уже 10 лет назад. Срок должности у нас пятилетний, и я два раза отказывался, но 5 лет назад пообещал выставить свою кандидатуру в 2017 году, так что, конечно, я был к этому готов и морально и мысленно, с полным пониманием того, что я делаю. Серьёзно и целенаправленно готовился к избирательной кампании и дебатам.

Ивари Илья

- Как вы планируете совмещать концертную жизнь со сложной административной работой?

- Количество концертов надо будет сокращать, административная деятельность займет много времени. Я с большим интересом жду эту работу, это совершенно новая область деятельности для меня, хотя я, конечно, с бюрократическим миром и руководящей работой уже давно знаком. С 2000 по 2015 год я был заведующим фортепианным отделением.  Но совсем заканчивать концертную деятельность я не собираюсь, так как считаю, что ректор академии музыки и театра должен быть в контакте с реальной творческой жизнью.

- Вы учились в Московской консерватории с 3го курса?

- Точно я не помню, но я провел в Москве в общей сложности пять лет.

- Кого бы вы могли назвать вашим главным педагогом?

- Нелегко сказать, все педагоги обогащают тебя разносторонне. Я всем своим учителям безумно благодарен, особенно Вере Васильевне Горностаевой и Сергею Леонидовичу Доренскому, потому что это было живое общение, которое меня заряжало и обогащало постоянно, в словах это как-то непросто выразить. Вообще, на такие вопросы - «что самое лучшее, самое главное, самое любимое», тем сложнее отвечать, чем человек старше.

- На ваш взгляд, существует ли понятие «эстонская фортепианная школа» и на какой школе она основана?

- Конечно, существует, но любая школа, если она хорошая, впитывает разные импульсы, разные элементы и влияния других школ. Я вообще не люблю разговоры о каких-то школах. Мне кажется, что музыка настолько многогранна и необъятна в своём богатстве, что вместить её в рамки какой-либо школы не целесообразно. Но, безусловно, есть эстонские традиции игры на фортепиано, наших пианистов что-то, несомненно, объединяет. Однако, на мой взгляд, самое важное - это всё-таки личность музыканта.

- Как вам кажется, самое главное в музыканте - наличие таланта?

- Я верю в талант, и я верю в способность музыканта много работать и совершенствоваться. Конечно, удача и везение – это очень важно, но не только это решает исход карьеры. Но именно талант придаёт ценность всему тому, что мы делаем.

Хворостовский Илья

- Был ли у вас такой момент в жизни, когда пришло осознание того, что вы музыкант с мировой известностью?

- Такого момента не было. Я всегда просто делал своё дело и принимал всё, что жизнь мне преподносила. Может быть, я не был достаточно активен и сам не пытался сформировать свою карьеру или путь музыканта, но если можно так выразиться, то какие-то обстоятельства очень удачно для меня сложились. Я вовремя умел использовать возможности, и всегда был благодарен тому, что жизнь мне предлагала. А чтобы вдруг возник такой момент, когда я понял, что сейчас я стал каким-то особенным музыкантом, такого не было. Но моменты огромного счастья на концертах в прекрасных залах с великолепными музыкантами - эти моменты, конечно, были.

- С кем из музыкантов вам особенно интересно работать?

- Я очень люблю выступать с Дмитрием Хворостовским, мы тесно с ним сотрудничаем с 2004 года. Мы знакомы еще со времён конкурса «Певец мира» в Кардиффе в 1989 году, где мне посчастливилось с ним выступать. Прекрасные воспоминания у меня о работе с Марией Гулегиной, Еленой Зарембой и Альбиной Шагимуратовой.

С глубоким трепетом вспоминаю творческое сотрудничество с Ириной Константиновной Архиповой и всё то, чему она меня научила. Сама возможность видеть великого музыканта с близкого расстояния была огромной школой для меня.

Очень люблю играть инструментальную камерную музыку, высоко ценю сотрудничество с разными симфоническими оркестрами и дирижерами, но самое мое любимое — все-таки это выступления с певцами.

Архипова Илья

- Те знания, которые вы получили от Ирины Архиповой, вы передаёте своим студентам?

- Да, конечно, я пытаюсь передать всё то, чему я сам научился, но многое трудно сформулировать, передать словами, часто самое главное передается на подсознательном, чувственном уровне. А также то, что применимо к одному студенту, другому совсем не подходит, и не каждому можно передать всё. Это двухсторонний процесс.

- Как вам кажется, к чему необходимо стремиться молодым музыкантам, и какие ориентиры ставить перед собой?

- Трудный вопрос. С одной стороны, жизнь становится всё сложнее и сложнее, и от молодого музыканта требуется всё больше и больше: способность к коммуникации, адекватное восприятие окружающего мира, умение себя ставить в контекст. Всё это нужно, но также не стоит забывать о том, что в первую очередь музыканту необходимо обладать огромным талантом и преданностью своей профессии.

- На ваш взгляд, Эстония испытывает нехватку талантливых людей?

- Вопрос двоякий. С одной стороны мы слышим постоянно, что идет перепроизводство музыкантов, а с другой видим, что многие рабочие места в музыкальных школах не укомплектованы. Люди с музыкальным образованием нужны. Сейчас границы открыты, каждый вправе выбирать себе место и многие наши бывшие и нынешние студенты уезжают за границу, но это неплохо, потому что они там приобретают новый опыт обогащая свой профессиональный и личностный спектр. Некоторые возвращаются, но то, что они имеют эту возможность хорошо, потому, что это расширяет границы нашей культуры. Мне кажется, что каждый человек должен стараться найти своё место и чувствовать себя счастливым в реально существующей среде.

Архипова Илья

- То есть вы утверждаете, что отъезд молодых музыкантов – это хорошо?

-  Возможность видеть мир, необходимость самому принять решение, делать выбор, исходя из того, что сам видел, потрогал, почувствовал. Думаю, это хорошо. Есть же и обратный процесс. В Эстонской академии музыки и театра на фортепианном отделении учится более 50 процентов иностранных студентов. Это студенты из Европейского союза, Азии. Международное общение и возможность выстраивать своё профессиональное сообщество во время учёбы большая ценность для них. Я вспоминаю свою учебу в Московской консерватории, и там тоже было много иностранцев. Многие мои соученики по Московской консерватории сейчас заведующие отделениями в учебных заведениях разных стран мира, ректоры, концертирующие артисты. Думаю, сейчас и в нашей академии есть живое общение и рождение профессиональных контактов, а дружба, которая зарождается в молодые годы, она прочна. Немаловажно и профессиональное влияние, которое они оказывают друг на друга, ведь многие учились до нашей академии в других странах, и я вижу, что студенты общаются достаточно легко и просто между собой.

- Какие задачи вы видите основными в работе ректора?

- Свою главную миссию я вижу в том, чтобы образование, которое даётся в Эстонской академии музыки и театра, было бы на высоком международном уровне, обеспечивая молодым людям дальнейшее развитие и способность утвердить свое весомое место в быстро изменяющемся мире. Все ежедневные решения и поступки должны быть подчинены достижению этой цели. В ближайших планах сооружение концертного зала на 480 мест и black box. Если все пойдет по плану, открытие зала состоится во время празднования 100-летия Эстонской академии музыки и театра в 2019 году. В ноябре этого года пройдет международная аккредитация наших учебных программ и так далее, и так далее…

Очень важным считаю рост веса и влияния Академии музыки в обществе, наш голос пока еле слышен при решении вопросов культурной политики. Нужны усилия, чтобы это изменить.

Беседовал Антон Иванов

Фотографии из личного архива Ивари Илья


← анонсы

Театральный Фестиваль Третий звонок

Все фестивали на одном портале

 

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Ноябрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
   12345 
 6789101112 
 13141516171819 
 20212223242526 
 27282930    

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша