Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

02.02.2018

Ксения Вязникова: «Каждый певец вырастает настолько, насколько он умён»

Ксения Вязникова – яркое вокальное явление в российском музыкальном пространстве. В репертуаре ведущей солистки Московского музыкального театра «Геликон-опера» свыше 30 ведущих партий для меццо-сопрано. Она - педагог двух ВУЗов, регулярно даёт мастер-классы, участвует во множестве интересных проектов.

- Как у вас появилось желание петь?

- Когда я была ребенком, захотела пойти в музыкальную школу, и мама меня отвела на прослушивание в Школу им. Гнесиных. Там сидел такой чудесный дяденька, я его до сих пор помню, он мне сказал: «Хочешь к нам на скрипочку?» - я сказала: «Нет», - «А на флейточку?», - «Нет», - «А чего ты хочешь, девочка?»,- и девочка сказала: «Я хочу туда, где поют» - «Ну, извини, у нас не поют».

В итоге в моей жизни возникло такое замечательное место, как детская музыкально-хоровая школа «Восход», которой руководили три потрясающие сестры: Ирина, Галина и Марина Радченко. Сегодня школа процветает, и Галина Измайловна Радченко - её директор.

Там я занималась всё детство: у нас была интересная и обширная творческая жизнь. Мы постоянно участвовали в каких-то конкурсах, куда-то ездили, занимались в хоре.

Как я сейчас понимаю, подготовка была очень высокого уровня. После этой школы я безо всяких проблем поступила в училище при Московской консерватории, а после его окончания и в Московскую консерваторию в класс народной артистки России, профессора Нины Исаковой. У неё я училась до второго курса, а после отъезда Нины Сергеевны в США ее заменила не менее талантливый педагог и певица Лариса Никитина, очень знаменитая в своё время солистка Большого театра. У Ларисы Александровны я заканчивала консерваторию.

- А кого вы считаете вашим главным педагогом?

- Вы знаете, мне бы не хотелось выделять главного, потому что в каждый период жизни тебе даётся определенный педагог. Лично у меня так складывалось. От каждой встречи с педагогом, режиссёром, дирижёром, коллегами-музыкантами, ты можешь взять что-то для себя очень важное, то, что раскрывает тебя с другой стороны и дает импульс твоему развитию.

Мои консерваторские педагоги и профессора гармонично дополнили друг друга. Я считаю, именно синтез двух школ, которые я почерпнула от своих педагогов, успешно отразился на мне. Нина Исакова занималась со мной русской школой, Лариса Никитина в своё время училась у маэстро Барра в школе при театре Ла Скала, куда была послана с труппой Большого театра - она меня познакомила с итальянской школой. 

- Что принесло в вашу творческую жизнь обучение в Венской академии музыки?

- На моём творческом пути возникла удивительная программа под руководством чудесной женщины Иветты Вороновой «Новые имена».

Эта программа дала мне возможность стажироваться в Венской академии музыки у профессора Ингеборг Вамзе. С Ингеборг мы занимались, конечно, музыкой Моцарта и Вагнера, камерными сочинениями. Ингеборг была прекрасной певицей и давала немецкую школу пения.

Эта школа далека от русской и итальянской, но я постаралась ею овладеть, и мне кажется, довольно удачно - я до сих пор обожаю немецкую музыку и слушать, и исполнять. Вообще, для меня немецкий язык в пении самый удобный.

Тогда я открыла в себе много интересного.

Однажды в Москонцерте был проект с Александром Майкапаром - внуком того самого Майкапара, чьи пьесы мы изучаем с детских лет. Мы подготовили вокальный цикл Брамса «Прекрасная Магелона», который представили в Шуваловской гостиной.  Я тогда совершила грандиозный для себя подвиг: я сделала стихотворный подстрочный русский перевод с немецкого языка…Титанический труд. Больше я на подобное никогда решусь!  Невероятно мучительно и долго! Но концерты состоялись!..

Моя любовь к немецким романтикам, она, конечно, родом из Вены - от фрау Вамзе.

- Можно ли с уверенностью утверждать, что ваша вокальная карьера сложилась или вам еще есть куда стремиться?

- Ой, конечно, есть. Хотелось бы спеть Эболи, это моя партия: музыка Верди такая роскошная. Пока, к сожалению, не сложилось. Хотя я много спела вердиевского репертуара: «Фальстаф», «Бал-маскарад», «Трубадур», «Аида» и так далее… Но «Дон Карлос» пока нет - думаю, он еще ждет меня впереди. Эта партия очень удобно написана для моего голоса. Фрагментами я пела и Арию, и Песенку Эболи, но хотелось бы, чтобы партия состоялась целиком.

- Недавно прошла премьерная серия спектаклей «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Вы исполняли партию Графини. Любите ли вы эту партию и считаете ли её чем-то особенным в вашем репертуаре?

- Я бы сказала не об особенности, а об уникальности этого сочинения. У русских композиторов, и даже у самого П.И. Чайковского, «Пиковая дама» - это абсолютно отдельное музыкальное произведение: два гения - Пушкин и Чайковский, - слились воедино в каком-то необычайном экстазе. Тот факт, что композитор написал оперу в такой короткий период, что в его музыке столько внутренних душевных переплетений, делает это произведение шедевром.  Партия Графини настолько мистическая и загадочная, что ее нельзя назвать любимой, она стоит особняком, она больше актерская, чем вокальная. Этот образ проходит через всю оперу, при этом у Графини не так много пения: на протяжении всей оперы ты должен играть, и это захватывает.

Нам всем очень повезло, что  с нами на этой постановке работал Владимир Иванович Федосеев, потому что он - уникальный музыкант. Складывается такое впечатление, что он сидит внутри тебя, когда ты поешь. И шикарно сделанная в плане драматургических переплетений и взаимоотношения героев постановка получилась абсолютно мистической. Дмитрий Бертман разгадал всё мастерски, впрочем, как обычно.

- Вы преподаёте одновременно в двух вузах: в ГКА им. Маймонида и ГИТИСЕ, а как часто вы даёте мастер-классы?

- Недавно я провела мастер-класс в рамках конкурса «Дети играют старинную музыку» - в нем участвуют дети до 18 лет.

В декабре я давала мастер-класс в рамках конкурса музыкантов-исполнителей, который проходил в ГКА им. Маймонида и назывался «Шубертиада». Форма мастер-класса каждый раз зависит от аудитории, которая представлена. Ты в течение ограниченного времени должен найти нюансы, маленькие подсказки, которые сам певец быстро для себя трансформирует. То, что сделано педагогом, я не имею право технически изменять. С моей точки зрения, это просто-напросто запрещено. Задача мастер-класса - быстрое улучшение исполнительской манеры, буквально, в кратчайшие минуты. Это очень интересно: все певцы абсолютно разные, ты к ним должен мгновенно пристроиться, найти с ними единый язык общения, постараться, чтобы певец тебя понял. Я всегда записываю свои мастер-классы на видео, потом смотрю, анализирую, насколько все получилось. И, конечно, когда зрители и участники слышат какие-то улучшения, зал бурно реагирует. Все хлопают - это является своеобразным знаком, что тебе удалось помочь. Это очень приятно.

- Занимаясь с молодёжью, можете ли выделить общие проблемы, и имеется ли у вас общая «панацея от бед»?

- Основная проблема русских певцов, на мой взгляд -  это незнание на должном уровне иностранных языков. Да, пение на английском сейчас есть, и это хорошо. Но английский - это микроскопическая доза в пространстве общемировой музыкально-вокальной культуры. Певческие языки – это скорее немецкий, французский, итальянский, ими свободно владеет очень маленький процент певцов.

В момент передачи эмоционального состояния (пения) очень важно, чтобы певец понимал каждое слово, которое он поет, а не просто имел общее представление о смысле предложения. Для того, чтобы построить музыкальную фразу, необходимо выделить главное слово, и в каждом языке оно будет абсолютно разное. Это проблема!

А что касается голосов, то могу сказать, что много роскошных, просто фантастически тембрально наполненных, красивых голосов!

Никакой «панацеи от бед» быть не может, так как каждый певец вырастает настолько, насколько он умен. Если он не очень умен, то, скорее всего, будет вариться в собственном соку, а умный певец, безусловно, достигнет высот!

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фото со спектакля - Ирина ШЫМЧАК, заглавное фото-портрет - Анна ВОЛК
 

Важня информация!

В рамках конкурса "Дети в мире старинной музыки" пройдут мастер-классы с участием Ксении Вязниковой для вокалистов.

Международный музыкальный конкурс «Дети в мире старинной музыки» продолжает традиции конкурсов для детей, созданных Многопрофильной компанией «АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС» и Информационным агентством «МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК» в содружестве с музейными площадками Москвы, выдающимися музыкантами и педагогами. По традиции в программе будут звучать лучшие музыкальные произведения, созданные до 1780г. Мы предлагаем юным исполнителям окунуться в этот музыкально-исторический период, когда музыкальные композиции, написанные для камерного, театрального и концертного исполнения, были близки по стилю исполнения к духовным произведениям. В рамках подготовки к конкурсу «Дети в мире старинной музыки» запланированы уникальные мастер-классы для участников и выступления лауреатов прошлых лет. 

Подать заявку на конкурс "Дети в мире старинной музыки"

 


← анонсы

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Май »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
  123456 
 78910111213 
 14151617181920 
 21222324252627 
 28293031    

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша