• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


12.02.2018

Лариса Марзоева: «Когда я впервые услышала Дмитрия Хворостовского в партии Елецкого, я поняла, что это великий певец»

В Красноярске с большим успехом идет традиционный фестиваль «Парад звезд в Оперном». Этот фестиваль всегда носил «персонифицированный» характер, посвящался выдающимся мастерам оперного искусства. Предшествующие фестивали были посвящены Ирине Архиповой, Галине Вишневской, Елене Образцовой. Фестиваль 2018 года, в программе которого – русская опера, - посвящен Дмитрию Хворостовскому.

Финал 5-й картины оперы «Евгений Онегин»

«Руководством театра принято решение, что теперь наш фестиваль всегда будет носить имя Дмитрия Хворостовского, - говорит художественный руководитель оперных фестивалей и гастрольных оперных проектов Красноярского государственного театра оперы и балета, народная артистка России, солистка Большого театра России Ирина Долженко. - Уверены, что он займет свое  место на мировой фестивальной карте. Наша задача – сохранить это великое имя в искусстве. Сейчас у нас одновременно и большая радость, и осознание чувства огромной ответственности перед памятью Дмитрия Александровича, перед его родителями, перед всеми, кто любит и почитает его - театр наш официально стал театром имени Хворостовского. Мы уже серьезно занимаемся будущим музеем – отыскались некоторые костюмы Дмитрия, в которых он выходил на эту сцену. Я написала во многие театры, где пел наш выдающийся баритон, думаю, тоже помогут с костюмами. Надеемся, что Александр Степанович и Людмила Петровна Хворостовские тоже смогут предоставить экспонаты для музея. Я также очень надеюсь, что они будут вовлечены и в работу по фестивалю. Это будет правильно. Думаю, что имя Хворостовского даст уже совершенно иной статус нашему фестивалю, многие готовы его поддержать, готовы участвовать. Я разговаривала с Анной Нетребко, с Юсифом Эйвазовым, с Рене Флеминг… Будем продолжать общение на эту тему».

Собеседница «Музыкального Клондайка» -  одна из первых партнерш Дмитрия Хворостовского народная артистка России Лариса Марзоева, художественный руководитель оперной труппы и завкафедрой сольного пения и оперной подготовки Красноярского института искусств.

- Когда вы впервые встретились с Дмитрием Хворостовским?  

- В 1984 году. Когда Дмитрий исполнил свою первую партию в спектакле Дж. Верди «Риголетто» - Марулло, персонажа из свиты Герцога.

- Дмитрий с лёгкостью оказался в оперной труппе? Его взяли с первого же прослушивания?

– Дмитрий пришёл в труппу без прослушивания, нашему главному режиссёру Рябикину Борису Александровичу было достаточно услышать его на уроках оперного класса в институте искусств, и он оказался у нас в театре.

- С какой партии началась уже серьезная карьера Дмитрия в Красноярском театре оперы и балета?

- В 1985 году с постановки спектакля «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса, где Дима пел Ваню Земнухова, я пела Любку Шевцову.

- В каких постановках вы еще участвовали вместе с ним?

- Их было немало. В операх Чайковского -  «Иоланта», где Дима пел партию Роберта, а я пела Иоланту, «Евгений Онегин» - он в заглавной партии, я пела Татьяну,  Леонкавалло «Паяцы» - Дмитрий в партии Сильвио, я - Недда, Гуно «Фауст» - Валентин и Маргарита, Верди – «Травиата», Жермон и Виолетта. В 1989 году первый канал телевидения делал запись нашего спектакля «Травиата», к сожалению, она сейчас утрачена – после распада СССР, смены телевизионного руководства, вероятно, вновь пришедшим людям эти материалы не показались интересными. По сей день мы не можем найти и восстановить эту историческую запись для нашего театра, города и для меня лично. Мы с Дмитрием при встрече говорили об этом, но так и ничего не смогли сделать.

В 2000 году в театре состоялся мой бенефис, и Дмитрий принимал участие в этом большом концерте. Мы, конечно, обговорили его участие заранее, и я подгоняла даты своего концерта к Диминому приезду на сольный концерт в филармонии. Он в то время готовил партию Риголетто в театре Новая опера им. Колобова, еще при жизни маэстро  Колобова, и на моём бенефисе мы исполняли дуэт Джильды и Риголетто.  

- Вы сразу в нём увидели выдающегося артиста и певца?

- Когда я впервые услышала его в партии Елецкого в опере «Пиковая дама», то я поняла, что это великий певец. Баритоны знают, какие тонкости вокальной техники сопровождают этот образ. Поют эту партию опытные певцы ведущего положения и вдруг молодой, очень молодой певец поёт так, что не понимаешь, откуда такое владение дыханием. Звуковедение просто невероятное, интонирование. Мой муж, тоже баритон, заслуженный артист России Георгий Мотинов сказал: « Я в его возрасте ещё так не умел, а в своём теперешнем возрасте, уже так не умею…»

- Дмитрию легко удавалось совмещать работу в театре с учебой в Красноярском институте искусств, ведь он начал работать, будучи студентом 2 курса?

- Помню только одно, что Дима пропадал в театре, даже если не был занят в спектакле, я его всегда видела за кулисами, не в зале. Он учился у нас всему: как надо и как не надо. А уж когда шла постановка «Евгения Онегина», он не пропустил ни одной сцены этого спектакля на репетициях, даже если репетировали сцены, где он не был занят.

- Вы продолжали общаться и дружить с Дмитрием? Сколько в общей сложности продлилась ваша дружба?

- Как только он пришёл в театр, с 1984 года по ноябрь настоящего. Нашей дружбе 33 года. После его прощального концерта 2 июня в Красноярске  я ему написала, что он огромный молодец и что пел безупречно. Конечно, профессионалы понимали, что его пение было величайшим усилием над болезнью. Публика плакала. А когда Дмитрий сказал: «Мне было очень важно приехать», все понимали, что это прощание, но я надеялась на чудо… Для Дмитрия выступление 2 июня было прощанием с любимым городом, коллегами и зрителями, которые гордились и очень любили его, это понимали все. То, что он в очередной раз позвал моих студентов участвовать в его концерте, было невероятно. На концерте, тепло улыбаясь, он подпевал им песню «Московские окна»…

- Какие, на ваш взгляд, самые удачные партии были у Дмитрия в стенах Красноярского оперного и за его пределами?

- Все партии были удачными, Валентин в опере «Фауст» Гуно, Елецкий в опере «Пиковая дама», Евгений Онегин… Я не помню, чтобы Дмитрий снисходительно относился к детским спектаклям, правда, это был только Ёжик в «Теремке», но с каким удовольствием он пел этого Ёжика... Партии второго плана не считались для него чем-то неважным. Его отношение к профессии удивляло и восхищало меня и моих коллег. Нам остались записи потрясающего голоса нашего Димы, уверена, что они остались на века… И также навсегда теперь его имя – в названии нашего театра.

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фотографии предоставлены пресс-службой Красноярского театра оперы и балета

12.02.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей