• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


19.02.2018

Даниэль Мюллер-Шотт - посол виолончели

С некоторых пор каждый год теперь не только соответствует определённому животному по восточному календарю, но и объявляется годом одного определённого музыкального инструмента. На этот раз инструментом года была выбрана виолончель. Лучшего собеседника для такого случая, чем знаменитый немецкий виолончелист Даниэль Мюллер-Шотт, я не нашла. И не только  потому, что 2018-й год представляет во всей красе родной и любимый инструмент Даниэля, но ещё и потому, что после четырёхлетнего  перерыва музыкант снова посетит Россию с концертом. В апреле Мюллер-Шотт выступит на фестивале «Рахлинские сезоны» вместе с российским дирижёром Александром Сладковским.

- Привет, Даниэль! Спасибо, что нашёл время ответить на мои вопросы накануне твоего визита в Россию. Это уже наше третье интервью. Очень приятно.

17 апреля 2018 года ты будешь играть в Казани на восьмом Международном фестивале «Рахлинские сезоны» концерт Эдварда Элгара вместе с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского.

 - Для меня большая честь представить великий виолончельный концерт Элгара в Казани. Это мой дебют там, и я думаю, что в Казани прекрасная публика и давние музыкальные традиции.

- Виолончель выбрана инструментом 2018 года. Можно сказать, что 2018-й – это год виолончели. Что это значит для тебя лично и как отражается на твоём концертном графике?

- 2018 год приносит мне много хорошего – в первую очередь очень разнообразную виолончельную программу. Я ощущаю себя избранным и привилегированным, являясь послом виолончели по всему миру в этом году. Это отличное время для моего инструмента, а значит и для меня тоже. Мне нравится делиться виолончельной музыкой с ещё большим количеством людей. Это и сольный виолончельный репертуар, концерты с оркестром, камерная музыка, мастер-классы и многочисленные встречи со зрителями, на которых мы обсуждаем их опыт взаимодействия с виолончелью и виолончельной музыкой.

- Я бы в связи с годом виолончели ввела привилегии для провоза инструментов в транспорте, в частности в самолётах – отменила бы покупку второго билета для виолончели, хотя бы на год. Все виолончелисты возили бы свои инструменты в салоне самолёта бесплатно.

 - Хорошая идея! Конечно, я всегда покупаю второе место для своей виолончели. Она рассматривается как настоящий член семьи и всегда со мной по возможности.

- Я знаю, что ты выставил на продажу один из своих инструментов - виолончель французского мастера Пьера Сильвестра, сделанную в 1856 году в Лионе. Что ты чувствуешь, когда расстаёшься с инструментом, на котором долго играл? Не жалко отдавать его в другие руки?

 - Время, проведённое с инструментом - это, конечно, очень захватывающее путешествие. Вы можете влиять на звук в течение многих лет. Для меня это показатель того, что у старых инструментов есть «душа». Так сказать, это мысли и эмоции, которые все поколения исполнителей на данном инструменте вложили в дерево. Всё это накладывает отпечаток на звучание инструмента и будет продолжать проявляться разными способами. Так что да, когда я расстаюсь с инструментом, у меня возникает чувство меланхолии.

- Сколько инструментов у тебя останется в случае продажи этой виолончели?

 - У меня есть старая (виолончель «Ex Shapiro», созданная Маттео Гоффриллером в 1727 году в Венеции) и новая виолончели, на которых я люблю играть большую часть времени.

- Зависит ли смычок, натяжение конского волоса и канифоль от задачи в исполнении? Спрашиваю потому, что знаю, что кроссовер-виолончелисты даже на протяжении одной композиции меняют смычки в зависимости от характера исполнения музыки, а также меняют и инструменты.

 - И инструменту и смычку нужно большое внимание. Например, волос на смычке необходимо менять каждые четыре недели, т.е. действительно надо заботиться, чтобы поддерживать особое качество звука.

- У тебя недавно вышел новый диск (боюсь точно сказать какой по счету, так их много у тебя) с музыкой И.С. Баха, К.Ф.Э. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта. Это концерты для виолончели с оркестром и переложения концертов и пьес для скрипки, флейты, сделанные тобой для виолончели. Потрясающий диск. Изумительная музыка.

 - Для меня большая радость расширять виолончельный репертуар. Я начал заниматься этим много лет назад, исполняя скрипичные пьесы Бетховена и Сонату для скрипки Шумана на виолончели. Сейчас мне очень приятно иметь среди своих записей «переосмысленные» мною композиции Бахов (отца и сына), Гайдна и Моцарта (альбом «#CELLOREIMAGINED» 2017, Orfeo). Я надеюсь, что в год виолончели многим людям понравится слушать эти произведения в виолончельном исполнении. Так сказать, через голос виолончели найти новое вдохновение.

- Над чем ты работаешь сейчас?

 - На данный момент я начинаю писать свою собственную сольную сонату для виолончели. Но для её премьеры потребуется некоторое время.

- Каких композиторов ты предпочитаешь более всего? Что ближе тебе?

- Ответ непрост, так как есть много замечательных композиторов, музыкой которых мы можем восхищаться. Я бы сказал, что мне всегда близок тот композитор, произведения которого я играю в настоящий момент. Это может быть Бах, Бетховен, Брамс, Чайковский, Элгар, Шостакович, Равель, Дебюсси… Слишком много!!

- Специально для тебя несколько современных композиторов написали свои произведения (Андре Превин и Петер Ружичка написали по концерту, Себастьян Курье сочинил сонату, а Олли Мустонен – сонату для виолончели и фортепиано). Согласился бы ты исполнить произведение, написанное для тебя молодым и не очень именитым композитором? Если да, то каким оно должно быть?

- Я считаю, что быть открытым для новой музыки – очень важно. Всё зависит от того, привлечёт ли новый материал моё внимание. Меня не интересуют имена, - самое главное – это содержание музыки, если я собираюсь исполнить премьеру произведения.

- Ты – ценитель  живописи и сам хорошо рисуешь. В последнее время часто в классических концертах участвуют художники. Они создают картины под музыку в реальном времени на сцене. Если бы тебе предложили поучаствовать в таком концерте, с каким художником ты хотел бы поработать на одной площадке? Это может быть любой художник, даже из прошлого.

 - На самом деле я всегда мечтал встретиться с такими художниками прошлого, как Моне, Ван Гог, Климт, Мунк, Пикассо или замечательным немецким художником Августом Маке. Я хотел бы, чтобы это произошло…

- Спасибо за интервью. До встречи в Казани!

Беседовала Юлия КАЛАШНИКОВА

Фото: Uwe ARENS

19.02.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей