Новости |
28.03.2018
Сlassical crossover – лекция для неофита
Автор фото - Алексей Мигачёв
О конструировании музыки, принципе построения музыкального времени и о том, что представляет собой жанр classical crossover, «Музыкальному Клондайку» рассказал композитор, аранжировщик и саундпродюсер проекта «NeoClassic» Юрий Фёдоров.
- По ходу нашей беседы мы затронем многие аспекты, касающиеся как самого жанра classical crossover, так и вашей работы с проектом «NeoClassic». Но самый первый вопрос – какое у вас профильное образование?
- Я окончил Среднюю Специальную Музыкальную Школу при Казанской Государственной консерватории. Мне повезло в том плане, что я смог усидеть на «трех стульях» сразу. Два года я проучился как пианист и параллельно занимался композицией. В 8 классе я перешел на теоретико-композиторское отделение, при этом мне оставили педагога по специальности фортепиано. То есть, я развивался и как пианист, и как композитор одновременно. После школы я продолжил обучение в консерватории уже по специальности «композиция».
- Это академическая сторона. А как насчет погружения в современные стили?
- Перед поступлением в университет я познакомился с известным в Казани аранжировщиком и звукорежиссером. Он посмотрел мои работы и предложил сотрудничество. Так я стал развиваться уже в качестве аранжировщика и начал работать с современными направлениями в студии звукозаписи.
- И это можно назвать точкой отсчета – некий «кроссовер» образования. Расскажите о вашем первом опыте работы в жанре classical crossover.
- Когда я учился в консерватории, стало известно, что Казань станет местом проведения Универсиады 2013 года. И конечно местные инструменталисты, сотрудничавшие с Министерством культуры по организации массовых представлений, разрабатывали идеи возможных ярких концертных номеров. В том числе, об этом и задумывался известный скрипичный дуэт «Art-Duet Extreme».
К тому времени я уже овладел техникой аранжировки, работая как с популярной, так и академической музыкой. И «Art-Duet Extreme» пришли ко мне с идеей переложения двух тем из известного татарского балета «Шурале» Фарида Яруллина на электронное звучание. Я впервые столкнулся с кроссовером, и не очень понимал, как переложить балет на электронику. В итоге я обратил внимание на итальянского диджея Бенни Бенасси, в то время покорившего музыкальные чарты. Я взял за основу прямой электронный бит в струнном окружении и объединил его с темой из «Шурале».
И этот трек выстрелил. «Art-Duet Extreme» участвовали с ним во всех зарубежных делегациях, и до сих пор солистка исполняет его в Европе. Это моя первая серьезная работа в жанре classical crossover.
- Многие известные оперные певцы на своих концертах исполняют произведения этого жанра. Мне интересны различия таких разовых акций и проекта, который работает в этом направлении постоянно.
- Фактически, мы пытаемся разработать свой стиль. Существует традиционный classical crossover – его представляют такие исполнители, как Джош Гробан и Андреа Бочелли. Этот стиль так же развивал Паваротти, приглашая к сотрудничеству поп-исполнителей. В конце 90-х прогремел кроссовер рэп группы «Warren G & Sissels», соединивших зачитку репа с мелодичной вставкой «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь». Кстати, несколько лет назад Тимати и Аида Гарифуллина сделали нечто подобное в рамках национального отборочного тура на международный песенный конкурс «Евровидение-2012».
Границы данного жанра очень размыты. Необходимо помнить, что как и во всяком жанре, люди воспринимают то, что они хотят воспринимать. Кому- то ближе оперная манера пения, и, когда они слышат эстрадную песню в академическом стиле, им это нравится.
То, что мы делаем в рамках проекта «NeoClassic» – несколько другая история. Если проследить за нашим проектом, то вы увидите, как мы сочетаем совместимое и несовместимое. Мы переворачиваем все с ног на голову, привносим некий музыкальный юмор. Например, хорошо известный хит своего времени «Белые розы» мы превратили в барочную арию.
- Существуют ли какие-то правила создания композиций внутри проекта «Neoclassic»?
- Мы много раз обсуждали этот вопрос, и я сошелся с Дмитрием Янковским во мнении, что необходимо делать ставку на классическую композиторскую базовую технику. Смысл в том, что даже самые трэшевые композиции проекта, как, например, «Эй ухнем», строятся по законам классической драматургии. Степень развития материала, волновые спады – все систематизировано, и темы очень жестко привязаны друг к другу.
Автор фото - Нина Королёва
- Если рассматривать любое отдельно взятое направление, то оно будет иметь несколько ответвлений. Например, рок музыка включает в себя, как панк-рок, метал, рок-н-ролл. Существуют ли такие ответвления у classical crossover и есть ли у них определенные названия?
- Да, они номинально существуют. Есть стилизация – это в чистом виде адаптация произведения под классику и его переосмысление. То есть, найти то зерно, зацепившее людей в свое время и обновить аранжировку, раскрыть в новом свете. К примеру «Лишь о тебе мечтая» группы «Руки Вверх». Трек всегда хорошо звучит на концертах и получает положительную реакцию от аудитории. Еще одно направление – использование цитат из известных классических произведений.
- В чем различие в создании композиции для инструментального кроссовера от вокального?
- Если мы говорим об инструментальном кроссовере, тот тут необходимо опираться на правильное соотношение выстроенной динамики и исполнительской драматургии. Чтобы это интересно было играть и слушать. У нас в проекте задействован струнный квинтет, и я стараюсь создавать произведения так, чтобы их было интересно играть всем. Если взять основополагающие вещи, то струнный квартет – это разговор 4 умных людей. В этом жанре не должно быть так, что одна скрипка солирует, а другие аккомпанируют. Тут нужна взаимосвязь.
Инструментальный кроссовер строится на интересном сочетании тем. Например, я беру за основу «Кармина Бурана» и основные хиты «The Prodigy», которые у всех на слуху. Я вычленяю из них основные тематические яркие зерна. Я смотрю, что близко сочетается по музыкальной мелодике и драматургии. В какой-то момент приходит понимание, что выбранный трек сочетается с «Арией Иуды» из рок-оперы Иисус Христос суперзвезда. Получается некое связующее звено между частями – я могу начать с «The Prodigy», продолжить Вебером, а в дальнейшем их соединить с «Кармина Бурана». Это первая степень драматургии. Я понимаю, что у меня есть начало и связующая арка, а дальше я начинаю заполнять пространство.
- Как Сальери, алгеброй поверяете гармонию?
- Да, это в некоторой степени конструирование. Есть принципы конструирования музыки. Драматургия – это то, на чем строится музыкальное время. Если слушателя не зацепит куплет в первые три секунды, то он переключится на что-нибудь другое.
Существует и принцип построения музыкального времени, то есть насколько быстро ты сможешь вместить интересное музыкальное время, чтобы сразу увлечь слушателя. Это своего рода интонационное развитие, которое также волнообразно. Что-то цепляет, что-то нет. Это глубокая математика, некое музыкальное уравнение. Оно может быть интуитивным, а может быть математическим. Ты понимаешь, что в произведении скачок на октаву – яркий момент для слушателя, а проигрыш близлежащих нот воспринимается более спокойно. Это и есть в некоторой степени математика. В композиции яркие моменты должны возникнуть один или два раза, но в нужном месте в нужное время.
Возвращаясь к «Кармина Бурана» – я беру знаменитый первый номер «О, Фортуна», и второй «Оплакиваю раны, нанесённые Судьбой». Понятно, что всем знакома именно первая часть. Но за счет того, что вторая по звучанию немного схожа с «How Much Is The Fish» Scooter, это будет интересно. И так происходит комбинация. Возникает ощущение, словно ты собираешь пазл.
- Для некоторых композиторов центром является текст, для некоторых музыка – текст потом напишется с помощью «рыбы». А от чего отталкиваетесь вы?
- По-разному, тут нет четких правил. У нас иная история, сугубо направленная на аудиторию. Здесь не только классика. Например, Дима (Дмитрий Янковский) - фанат «Игры престолов», и в какой-то момент он захотел создать авторское произведение в неком готическом направлении. Он показал мне свои зарисовки, а помог ему с аранжировкой и сочинил припев. Так родилась песню «Верю».
- С чего началось ваше сотрудничество с проектом «NeoClassic» и с Дмитрием Янковским? Что вас привлекло?
- Первой нашей совместной работой стала обработка монолога-арии Эбн-Хакиа из оперы «Иоланта» Чайковского. Мой знакомый аранжировщик попросил сделать сведение трека для проекта, так как у них немного разошлись взгляды на то, каким должен быть конечный звуковой результат. У Димы всегда очень четкое видение продукта, который он хочет создать. Я посмотрел, услышал и согласился свести эту вещь. Ему понравился конечный результат, и с этого началось наше сотрудничество. Конечно, не было такого, что идея концепта сразу сложилась. Мы работаем вместе уже седьмой год. Первой нашей удачей я считаю трек «Лишь о тебе мечтая».
Дима из категории людей-экспериментаторов. В этом плане мы нашли друг друга. В своей музыке или для других заказчиков я всегда стараюсь найти новые течения. Как бы это громко ни звучало. Тем более, сейчас идет тенденция формирования уникального звука.
- И поэтому появляется необходимость следить за меняющимися тенденциями.
- Да, в силу профессии мой день начинается с открытия Apple Music – новая музыка. Если я не буду понимать, что происходит сейчас, как это сводится, как подается и какова плотность звука – я исчезну, как специалист. Я могу соглашаться с чем-то, могу не соглашаться. Рынок очень быстро меняется. Появляются новые технологии, соответственно, и новая обработка. Если ты не в теме – ты отстал. В «Эй, ухнем» также использовался Глитч (Прим. – жесткая обработка вокала). Это цепляет. У тебя могут быть свои вкусы и своё отношение к тем или иным современным направлениям, но ты уже кожей чувствуешь эту динамику.
Автор фото - Алексей Мигачёв
- Еще один момент classical crossover –многие рок-группы выступают, и вполне успешно, совместно с симфоническим оркестром.
- Прослеживается очень интересная тенденция: коллективы с драйвовым звучанием выстреливают, становятся мегапопулярными и почему-то, когда наступает добротная успешность, вдруг начинают поворачиваться в сторону эстетики. Это означает что, как ни крути, мы не можем выбросить это глобальное развитие музыки – классическое начало. Ведь сто лет назад не было ни электроусилителей, гитар. Были симфонические инструменты – та основа, на которой все держится.
- Какая судьба уготована classical crossover в России?
- В данный момент на рынке царствует рэп, танцевальная музыка и в меньшей степени рок. Поэтому, если говорить о глобализации и массовости, то я не думаю, что в России в ближайшее время classical crossover сильно продвинется, хотя некоторые подвижки у нас есть. На западе он является одним из фундаментальных направлений, отчасти потому что зритель все же более приучен к такому звучанию.
Что касается нашего проекта, то он нацелен на людей, которые реально слушают хорошую музыку, у которых есть вкус и чувство юмора. Я надеюсь, что в дальнейшем таких людей станет больше.
- И последний вопрос: что для вас означает данный жанр?
- Это одна из самых ярких областей, где мне безумно интересно. В данном случае я отталкиваюсь от неких поисков. Последние пять лет я очень плотно занимаюсь кроссовером, как инструментальным для других проектов, так и для «NeoClassic». Для меня это одна из тех областей, где я могу себя проявить – свое знание музыки, умение стыковывать пазлы. Всегда интересно – что в итоге получится. И самое главное – это реакция людей.
Беседовала Александра САЙДОВА
Фото Алексей Мигачёв
Нина Королёва
28.03.2018