• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


02.04.2018

Элизабетта Батталья: техника без обмана

В середине марта Европейский Центр Оперных прослушиваний и мастер-классов «OPERA GLOBUS» провел уникальные прослушивания оперных певцов для итальянских агентств и театров. В рамках прослушиваний состоялись мастер-классы выдающейся певицы, солистки театра La Scala Элизабетты Баттальи. Корреспондент «Музыкального Клондайка» встретился с Элизабеттой и поговорил о подготовке участников мастер-классов, различиях итальянской и российской вокальных школ, а так же о русской душе. 
 
 
- Элизабетта, как вы оцениваете уровень подготовки участников в самом начале мастер-классов?
 
- Некоторые голоса были очень хороши и качественны. Я имею в виду именно природное качество голосов. Их можно рассматривать в профессиональном плане, если они захотят петь только в России. Но если они захотят выйти на европейский рынок, то нужно отметить, что у участников имеются несколько довольно-таки серьезных дефектов. Даже несмотря на то, что в Италии хотели бы видеть артистов с такими глубокими и объемными голосами, как у российских исполнителей, помимо голоса важны идеальная техника и произношение. 
 
Также необходимо, чтобы артист дословно знал, о чем он поет. Сегодня в опере командуют режиссеры, а значит, ты должен быть как хорошим певцом, так и актером.
 
- Обучение оперному искусству строится с оглядкой на итальянскую школу. Италия – родина этого жанра, и поэтому вполне ожидаемый вопрос к вам, как к представителю этой страны и этой школы – чем отличается итальянская вокальная школа от российской? 
 
- Если рассматривать итальянскую и российскую вокальную школу, различия прослеживаются с самого начала обучения. В Италии манера пения эквивалентна манере речи. Так, как ты говоришь, так ты и поешь – направляя звук вперед. На мастер-классах я отметила, что все пели «вовнутрь» себя. Это относится, в том числе и к особенностям русского произношения, к тому, как вы разговариваете. И одна из главных задач итальянского педагога – вытащить звук вперед. На мастер-классах мы поставили несколько экспериментов, благодаря которым певцы с объемным голосом, имевшие проблемы с высокими нотами, сумели достичь свободы пения и легкости взятия нот. 
 
 
- А что насчет выбора репертуара? Были ли какие-то расхождения между представленными произведениями и вокальными возможностями участников?
 
- Такая ситуация возникла только с одной участницей, исполнившей арию из оперы «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Она обладает потрясающим голосом, но ту арию нужно было петь нежнее и в смысле иной актерской интерпретации, и, как следствие, голосоведения. А у нее она получилась несколько суровой. В выборе произведения важен и темперамент – ей бы я посоветовала петь, например, Вагнера. А в остальном – все произведения были выбраны достаточно точно. Иногда ошибались, но не критично. 
 
- В рамках мастер-классов вы также прочитали лекцию «Стилистические особенности интерпретации итальянских опер». На что вы делали акцент, и что хотели донести до участников? 
 
- Лекция была некой преамбулой, основной материал все же был раскрыт в мастер-классах. Во-первых, я им объясняла, что петь нужно естественно, будто ведешь беседу. Все тело должно петь – если оно напряжено, это сковывает голос. 
 
Во-вторых, нужно уделить особое внимание пропеванию гласных. Русская речь так устроена, что все гласные «уходят» назад. Например, звук «а» закрытый и глухой, тогда как нужно брать его открытым. В каком-то роде, нужно «вывернуться наизнанку», полностью перестроить манеру исполнения. И всегда представлять выходящий звук в форме воздушного потока, идущего вперед и нарастающего, словно некий вихрь. 
 
Я предпочитаю объяснять технику на простых примерах, при этом охватывая суть. Техника без обмана – быстрая и четкая, приемы, которые легко запомнить. Опять же, я не работаю с интерпретацией. Это полностью индивидуальная история – то, что в душе и голове исполнителя. Моя задача научить техническому аспекту воспроизведения звука. Простой пример – у начинающего певца всегда есть риск неправильного извлечения звука, поэтому они волнуются и анализируют практически каждую ноту. Мы на мастер-классах быстро убираем эту проблему. 
 
- Недавно я разговаривала с итальянским вокальным коучем Карло Пари, который отметил, что на сегодняшний день пробиться на большую сцену возможно, если ты обладаешь совокупностью трех элементов: внешность, нужные связи и голос. Верно ли это утверждение на ваш взгляд? Как мне кажется, многих начинающих или действующих оперных певцов волнует этот вопрос, в том числе и участников ваших мастер-классов
 
- Знаете, во все времена говорили, что голос – 30 % от успеха оперного артиста. Я бы немного видоизменила «рецепт» и добавила бы к голосу ум и характер. Потому что умом можно все понять. А если у тебя плохой характер и ты не сумеешь сработаться с людьми, то ты ничего и не сможешь добиться. По сути это относится к «связям», но под этим я не подразумеваю некую «грязь», с которой могут провести смысловые параллели. И, снова, возвращаясь к режиссерам в опере – важна красота. 
 
- С какими трудностями может столкнуться начинающий оперный артист? 
 
- Жизнь певца очень сложна, потому что обучение никогда не окачивается. Все время надо становиться лучше, постоянно над этим работать. Одной из главных трудностей, с которой сталкивается начинающий артист, является определение репертуара. Бывают ситуации, когда ты хочешь, но не можешь петь Пуччини. В данном случае нужно искать подходящие произведения, возможно, ты сможешь петь Моцарта. И это один из самых сложных моментов, как для ученика, так и для его мастера. 
 
Элизабетта Батталья, представители Европейского центра «OPERA GLOBUS» Анастасия Родионова и Юлия Пустовойтова,
участница мастер-класса Татьяна Лоншакова
 
- Напоследок расскажите, какие впечатления у вас остались от Москвы?
 
- Я впервые в Москве и, если бы я была предоставлена сама себе, то это была бы проблема (смеется). Я плохо говорю по-английски и совсем не знаю русский, поэтому возникали некоторые сложности.  Конечно, первое ощущение от Москвы – чувствуешь, насколько она грандиозна. И здесь живут такие же люди, подстать городу. Потому что маленькие, во всех смыслах, люди не делают такие большие города. Как, например, и наш Рим. Здесь в полной мере понимаешь феномен русской души. Неслучайно после войны многие итальянцы остались в России, так как нашли это душевное тепло. 
 
Беседовала Александра САЙДОВА
 
Фото из личного архива Элизабетты БАТТАЛЬИ
предоставлены Европейским Центром 
Оперных прослушиваний и мастер-классов «OPERA GLOBUS»
 

02.04.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей