• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


13.04.2018

Дмитрий Тараканов: «Нет универсального рецепта, чтобы создать хорошую скрипку».

Невозможно представить, как можно прийти к такой необычной профессии, как мастер скрипок. Создание инструмента - сакральный процесс, который находится далеко от глаз зрителей. На фестивале BelgorodMusicFest мне удалось поговорить со скрипичным мастером Дмитрием Таракановым.

- Как вы пришли в эту, так скажем, не самую популярную профессию? Желание появилось в детстве?

- Я долго искал себя, углублённо занимался английским языком, поучился на медицинском факультете, перепробовал много профессий. Но купив в 18 лет скрипку, заинтересовался её устройством и обслуживанием, с этого всё и началось. Я всегда интересовался музыкой и любил что-то мастерить. Оба моих дедушки были мастерами, один был электриком, другой столяром, оба они построили свои дачи своими руками, и я рос, приобщаясь к этому, и считал нормой, что мужчина должен уметь всё сделать и починить своими руками. Я так и поступал, самостоятельно разбираясь во всей технике и электронике, что попадала мне в руки, так случилось и со скрипкой. Конечно в самом начале, я ещё не знал, что это станет моей профессией. Сейчас я этим занимаюсь уже девять лет.

- Дмитрий, вы играете профессионально хотя бы на одном из тех инструментов, которые создаёте, кстати, какие инструменты кроме скрипки вы создаёте?

- Я создаю все инструменты скрипичного семейства — скрипки, альты, виолончели. Профессионально, конечно, не играю, спросите у профессионально музыканта, есть ли у него время по 10 часов в день сидеть за верстаком? (смеётся). Немного играю, а когда только купил скрипку, занимался очень много, для этого и покупал чтобы играть. Но потом, чем больше было работы в мастерской, тем меньше времени заниматься. Мастеру крайне желательно уметь играть хотя бы по чуть-чуть, чтобы чувствовать, что он делает, и разговаривать с музыкантами на одном языке.

- Насколько я знаю, вы начали свой творческий путь в Москве, затем перебрались в США, что побудило вас уехать?

- Побудило уехать желание получить полноценное фундаментальное образование скрипичного мастера и узнать, что происходит в авангарде искусства изготовления скрипки. Я ехал учиться в Школу Скрипичных Мастеров Америки (The Violin Making School of America) в Солт Лейк Сити, штат Юта. Это старейшая школа скрипичных мастеров в Америке, основанная немцем Питером Приером в 1974 году.

Работая над своей дипломной работой, я принял участие в международном конкурсе мастеров, проводящемся в Аризоне (VMAAI 2016), где мой инструмент получил две золотых медали за звук и за мастерство изготовления. Я участвовал в различных конференциях, общался с мастерами по всей Америке и все три года, что я провёл там активно впитывал опыт и учился. Также мне посчастливилось проработать год в мастерской самого Питера Приера, это лучшая и самая крупная мастерская на все близлежащие штаты, к нам приезжали люди обслуживать своих Страдивари, Гварнери, Гваданини. Но с лета 2017 года я вернулся в Москву, теперь я живу и работаю здесь.

- Сколько времени занимает работа над одной скрипкой?

- "Деревянная" часть работы занимает две-три недели, лакировка примерно столько же. Если я состариваю скрипку, то это тоже занимает около двух недель. Состаривание очень скрупулёзный и кропотливый процесс, нужно не просто создать хаотичные повреждения на инструменте, а написать его историю. Изучение старинных инструментов даёт очень хорошее понимание, где лак отщепляется, где истирается, где проявляется кракелюр, где наверняка будет ретушь, а где сохранится оригинальный лак.

- Что самое главное в работе мастера, с какими трудностями приходится сталкиваться?

- Самое главное в работе мастера всё. Нужно иметь хорошие столярные навыки, без этого никуда, нужно иметь знания по физике и, в частности, акустике, чтобы более осмысленно представлять, что ты делаешь, понимать как работают струны из разных материалов. Необходимо знать химию, чтобы работать и продуктивно экспериментировать с грунтами и лаками. Нужно воспитывать в себе художественный вкус, видеть красоту линии и формы. Нужно уметь умалить себя, когда делаешь реставрацию, ты лишь помогаешь инструменту быть собой, твоё вмешательство в оригинальный материал должно быть минимальным, насколько возможно. Главная трудность, и она же главная прелесть для меня, это то, что нет проторенного пути. Нет универсального рецепта, чтобы создать хорошую скрипку. У каждого мастера свой уникальный путь.

- Есть ли у вас мастер, с которым вы консультируетесь или советуетесь, или вы достигли такого уровня профессионализма, когда сами можете обучать?

- Я могу сам обучать и иногда это с удовольствием делаю. Но я бы не сказал, что это я прошёл некую веху на своём пути, и вот теперь, наконец, могу обучать, нет. Я хорошо делаю инструменты, у меня богатый международный опыт и я могу его передать. Мировое сообщество мастеров - это довольно тёплая семья, где все всех знают и всегда помогут. Если мне нужны фотографии инструмента какого-го то конкретного мастера, чтобы лучше понять стиль или какая-то техническая статья про лак, которая была напечатана 10 лет назад в научном журнале, мне есть к кому обратиться за помощью.

- Думаете ли вы открыть школу мастеров скрипок в России?

- У меня есть мечта, чтобы в России было профессиональное сообщество мастеров, были международные конференции, где собирались бы мастера со всего мира и обменивались опытом, конечно, России нужна школа. Это необходимые условия, чтобы вывести искусство создания скрипки в России на мировой уровень.

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фото А. Орлова из личного архива Д.Тараканова

13.04.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей