• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


05.12.2018

Живая память народная

Задолго до рождения ребенка родители задумываются над его именем, ищут, спорят. Мода на имена возникает не вдруг, не случайно. Сегодняшняя популярность таких имен, как, например, Нестор, Мирон, Агафья, Ефросинья, Марфа, –  это не прихоть нынешних родителей, но естественное желание прикоснуться к чему-то вечному, таинственному и прекрасному, оживить забытое, вернуть потерянное. Какой нам представляется Россия, какие образы вызывает в памяти? Кто-то припомнит фантастическую картину несущейся стремглав птицы-тройки, Руси у Гоголя. Чье-то воображение нарисует поэтичные пейзажи Тютчева или Левитана. Музыкальные ассоциации рождаются реже, их сложнее запечатлеть в слове, но вслушайтесь в пушкинские строки: «Свирели звук унылый и простой слыхали ль вы?» Или: «На лире лёгкой и небрежной старинны были напевать…» А вот еще одна пушкинская строка: «Теперь мила мне балалайка». Духом «старины глубокой» веет от самих названий – свирель, лира, балалайка, а пушкинский язык добавляет им загадочные нотки.

Погружаясь в историю музыки, мы отправляемся в увлекательное странствие. Мы путешествуем во времени, перемещаемся в пространстве. «Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане», – считал прославленный испанский гитарист Андрес Сеговия. Бывают острова крупные, бывают поменьше. Встречаются затерянные и вовсе необитаемые. Даже страшно представить, сколько было бы на музыкальной карте мира неизвестных островов, если бы не горячий энтузиазм исследователей-первооткрывателей. Один из самых заслуженных – Василий Васильевич Андреев. Именно благодаря его неуёмной энергии и самобытному таланту мир узнал и полюбил русские народные инструменты. Впрочем, народными эти инструменты можно считать весьма условно. Одни из них были значительно усовершенствованы, другие реконструированы. Народные инструменты теперь изготавливают профессиональные мастера, музыку для народных инструментов пишут профессиональные композиторы, а исполняют ее профессиональные музыканты, так правомерно ли говорить сегодня о народной музыке?

Сегодня интерес к инструментам разных национальных традиций очень высок. Это подтверждают новые конкурсы, фестивали, творческие и образовательные инициативы, расширение репертуара, усовершенствование самих инструментов. «Музыкальный Клондайк» обращается к теме народных музыкальных традиций. Мы попытаемся понять, что делает русскую музыку «русской», разобраться, где спрятана та живая интонация, благодаря которой с такой легкостью угадывается национальная принадлежность музыкального произведения, постичь, что стоит за словами Глинки: «Народ сочиняет музыку, мы, композиторы, только аранжируем ее».

Валерий Яковлев, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Казанской государственной консерватории им. Жиганова.

 - Казалось бы, в настоящее время фольклор может оказаться забытым, но это совсем не так. Напротив, интерес к народной музыке огромен. Создается огромное количество фольклорных ансамблей, в которых часто задействованы и профессиональные музыканты. Параллельно продолжает существовать академическое исполнительство, точкой отсчета которого мы считаем 1948 год, когда в Институте имени Гнесиных открылась кафедра народных инструментов. Одним из первых выпускников этой кафедры стал Василий Плетнёв, фестиваль имени которого впервые прошел в марте в Казани.

Когда в 1961 году в Казанской консерватории по инициативе ее первого ректора Назиба Гаязовича Жиганова также была открыта кафедра народных инструментов, верным решением стало приглашение Василия Павловича Плетнёва на должность заведующего кафедрой – к тому времени он был уже известным исполнителем, солистом Архангельской и Саратовской филармоний, имел большой стаж работы в Архангельском музыкальном училище. Он играл на самом современном баяне работы мастера Фёдора Фиганова, чьи инструменты в настоящее время получили широкое признание в мире. В ходе фестиваля им. В. П. Плетнева этот баян был передан в музей Казанской консерватории.

Инициатива организовать фестиваль имени Василия Павловича Плетнёва к 90-летию со дня его рождения принадлежит кафедре народных инструментов Казанской консерватории и ректору Рубину Кабировичу Абдуллину. Эту идею горячо поддержал Михаил Васильевич Плетнёв. Более того, Фонд поддержки национальной культуры Михаила Плетнёва оказал всевозможное содействие в проведении фестиваля и стал одним из его учредителей. В программу фестиваля вошли презентация специального издания Казанской консерватории; выставка, посвященная жизни и деятельности В. П. Плетнёва; Международный конкурс исполнителей на народных инструментах; мастер-классы членов жюри; заседание круглого стола и Гала-концерт фестиваля в ГБКЗ имени С. Сайдашева, на который в качестве почетного гостя и участника был приглашён Михаил Плетнёв.

Ректор Казанской консерватории Р. К. Абдуллин хорошо знал Василия Павловича Плетнёва. Ещё студентом Казанской консерватории он работал концертмейстером в его классе. И, конечно, он не мог не восхищаться этим выдающимся музыкантом, профессионалом своего дела и честнейшим человеком. Со временем созрела идея исполнить произведение Михаила Плетнёва – концерт для баяна с оркестром, посвященный отцу. Первым исполнителем стал сам Василий Павлович, он сыграл это сочинение в сопровождении фортепиано вместе с сыном на своем последнем концерте в 1977 году в городе Коломне. Больше произведение никогда не исполняли, с оркестром оно так и не прозвучало. Была сделана вторая редакция, появилось современное название – «Татарская рапсодия». Премьера сочинения в сопровождении симфонического оркестра стала кульминационной точкой Международного фестиваля имени В. П. Плетнева и конкурса исполнителей на народных инструментах.

Сегодня есть немало подвижников в деле развития исполнительства на народных инструментах. Большую работу проводят кафедры народных инструментов в РАМ им. Гнесиных, которые возглавляют Фридрих Робертович Липс и Александр Андреевич Цыганков. Весомый вклад в развитие народного искусства внесла Любовь Яковлевна Жук, основавшая в академии кафедру национальных инструментов народов России. Немаловажное значение имеет и кафедра народных инструментов Казанской консерватории, которой заведует Абузар Анварович Файзуллин – первый выпускник кафедры, лауреат международных конкурсов, известный во всем баянном мире. Очень много проводится сегодня и конкурсов исполнителей на народных инструментах: в Москве, Ростове, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Пензе, Казани. Усилиями многих музыкантов страны исполнительство на народных инструментах продолжает совершенствоваться.

Татьяна ЦВЕТКОВСКАЯ

Фото Ольги ШЕЛЕПОВОЙ

ПРОДОЛЖЕНИЕ ►►►►►

 

05.12.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей