• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


18.05.2018

Любительское искусство - от слова "любить"

Ольга Косибород

Мы продолжаем рассказывать о лауреатах премии «Музыкального Клондайка». Ежегодная премия  «Синергия социального служения» впервые была присуждена в декабре прошлого года в ознаменование пятнадцатилетия нашего издания. Представляем Ольгу Львовну Косибород - директора музыкальных программ Российской Академии Художеств, доцента кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ, художественного руководителя и дирижёра женского «Гофман-хора», основателя и художественного руководителя международного фестиваля «Хрустальная часовня».  Ольга Львовна – автор огромного количества интересных творческих проектов, человек неутомимой энергии и яркой фантазии.

-Ольга Львовна, как вам удаётся реализовывать ваши идеи? Простой перечень осуществленных вами творческих акций, концертов, фестивалей просто поражает воображение.

- Я абсолютно убеждена, что если твоя идея несет добро, благородное и нравственное начало, то обязательно получается всё то, что, кажется, даже и просто придумать-то нельзя! И я считаю, что у нас на самом деле просто удивительная страна, в которой, если не всё, то очень многое можно сделать без денег. Не раз, и не два в моей жизни бывало так, что я просто заходила в кабинеты самого разного уровня начальников (кстати, что в такие кабинеты просто так не зайдёшь – это миф!) и говорила: «Вы только посмотрите, какая идея!», и люди откликались именно на идеи. И потом эти идеи получают такое развитие, что я сама удивляюсь. Например, пятнадцать лет назад, когда я начинала фестиваль «Москва – город мира», я пришла не больше не меньше как к Зурабу Константиновичу Церетели, с которым даже знакома тогда не была. Мы планировали в рамках фестиваля выставку академической живописи.  Совсем не каждый художник отдаст свою картину в никому не известное выставочное пространство. Я обращалась к некоторым академикам, и они, разумеется, нам отказали. Их понять можно. А Зураб Константинович, едва выслушав, позвал помощницу и говорит: «Дай им три картины». И, с его легкой руки, художественные выставки «Москва –город мира» стали академическими, и другие художники тоже стали давать на них свои произведения. А в итоге наше сотрудничество с Зурабом Константиновичем привело к тому, что теперь я занимаю почётную должность директора музыкальных программ Российской Академии Художеств, и мы на постоянной основе создаём большое количество концертных программ, проводим на площадках Академии фестивали, конкурсы, мастер-классы, у нас огромное количество творческих партнёров, постоянных слушателей и просто друзей. Наш международный хоровой фестиваль «Хрустальная часовня» тоже родился и вырос в Российской Академии Художеств.

Ольга Косибород и Зураб Церетели

- Как  вы пришли к идее хорового фестиваля с таким красивым названием?

- Также только благодаря Российской Академии Художеств и галерее искусств Зураба Церетели. Но была и своя предыстория. Когда в Москве начали проводиться «Ночи музеев» мне предложили сделать концерт в зале «Яблоко». А это прекрасный атриум на Пречистенке 19, в котором зритель попадает в атмосферу удивительных библейских и исторических образов,  созданных З.Церетели. Естественно, возникла идея петь там музыку духовную. Любительские хоровые коллективы нашей страны часто поют на высочайшем уровне. И первый хоровой марафон в этом прекрасном зале, который длился шесть часов, убедил меня в необходимости делать проект, в котором будет исполняться православная музыка. Моя цель была объединить хоры вокруг какой-то красивой созидательной идеи. Кстати, задумайтесь – термин «любительское искусство» ведь происходит от слова «любить». А созидательная любовь – это ведь основа мира.

Хоровых фестивалей много, и мне хотелось , чтобы наш отличался необычной атмосферой, которая поразила всех в ту памятную ночь. Не было и подходящего названия!

Поделилась своими мыслями с Любовью Евдокимовой, начальником управления по выставочной деятельности РАХ. «А ты посмотри нашу Хрустальную часовню, воссозданную Зурабом Константиновичем, - сказала она". И это всё решило. Я не могу забыть своё первое впечатление - был поздний вечер, падал лёгкий снежок, часовня подсвечивается жёлтым светом, золотой крест и купол… У меня просто дыхание перехватило, такая красота. И сразу стало понятно, каким будет наш фестиваль! Конечно, другого названия у него просто не могло быть – Международный хоровой фестиваль духовной музыки «Хрустальная часовня».  

Хрустальная часовня

В одном  из самых первых концертов здесь, у часовни, принимали участие  хор из Португалии и хор МИФИ. Надо же было такому случиться, что во время выступления  полил сильный дождь. Нам всем пришлось войти в саму часовню, совсем небольшую. Хор МИФИ продолжил свою программу. Дирижёр подняла руки, хор запел «Блажен муж», вдруг зазвучали колокола Храма Христа Спасителя  и грянул гром – словно глас с небес нас благословил. Впоследствии с этим фестивалем всё время происходили и продолжают происходить настоящие чудеса – как иначе объяснить, что он существует уже девятый год. Каждый год на конкурс приезжает не менее двадцати коллективов из более чем полутора десятков стран. Мы развиваем новые формы сотрудничества, новые формы, новые проекты и новые направления, и наши мероприятия уже давно проводятся не только возле прекрасной Хрустальной часовни.

- Какова концепция фестиваля «Хрустальная часовня» и в чём особенность его программы?

- Фестиваль открытый, участвовать могут любые хоровые коллективы и ансамбли. Обязательным в программе является исполнение русской православной музыки. Страна у нас многоконфессиональная, но именно русская православная духовная музыка является тем сокровищем, которым, на наш взгляд, должен владеть любой поющий в жанре академического пения человек. Эту музыку, как обязательное конкурсное произведение, у нас поют и дети, и взрослые. Считаю очень важным моментом нашего конкурса то, что мы его проводим не только  для того, чтобы выбрать лучшего участника и обозначить худшего, а ради объединения людей и коллективов. Соревновательная составляющая совсем не во главе угла. Важно, что все хоры, которые участвуют, становятся нашими партнёрами, коллегами и соучастниками последующих творческих событий, которых у нас множество. Например, вот уже третий год подряд в первые субботу-воскресенье июня мы проводим в Ростове Великом Ростовский хоровой Собор. Поём в Ростовском кремле, поём в соборах, поём на площади. Это очень красивое действо и зрелище. Люди, обожающие петь, радуются возможности петь в такой удивительной атмосфере, и они вовлекают в эту атмосферу своих слушателей. Уже шестой год мы проводим в Израиле «Хрустальную часовню на Святой Земле». Победители нашего фестиваля-конкурса имеют возможность петь в местах, где сосредоточены святыни всего человечества. «Хрустальная часовня на Святой Земле» проходит при поддержке Посольства Российской Федерации в Израиле, Русской Духовной Миссии, Россотрудничества, Императорского Палестинского Православного Общества, Российского культурного центра в Тель-Авиве и в Палестинской Автономии, администраций городов, в которых проходят наши концерты.  Традиционно участники фестиваля выступают в храме Св. Александра Невского в Иерусалиме, в храме Рождества в Вифлееме, в храме Благовещения в Назарете, дают светские концерты и мастер-классы. Уже сами по себе места, в которых мы бываем во время этой поездки, и в которых поём, настраивают людей на совершенно особый лад.

Ещё в рамках нашей «Часовни» существует такое уникальное явление, как сводный союзный хор – российско-белорусский. Это объединение хора РАХ–и хора студентов Могилёвского филиала Белорусской государственной академии музыки под управлением доцента Ирины Пекарской.

Между конкурсными мероприятиями мы постоянно поём сводным хором участников «Хрустальной часовни» очень большие и очень сложные произведения. Ведь сводный хор – это не просто собраться всем вместе и спеть какую-нибудь песню, которую все знают. Сводный хор «Хрустальной часовни» – это возможность петь крупное произведение кантатно –ораториального жанра  в сопровождении органа или оркестра, которое большинство, если не все участники проекта, сами никогда не споют своим составом. И это фантастическое ощущение единства и сотворчества. Мы за эти годы спели Мессы Дворжака, Гайдна ,Окснера, Реквием Сальери и много других произведений крупной формы, в том числе совсем или почти не исполняемых.

Хоровое искусство - это всечеловеческое искусство, в котором могут и должны участвовать вообще все, потому что совместное творчество - это возможность стать по-настоящему счастливым человеком.

- Расскажите поподробнее об уникальном проекте «Хорового моста» - это тоже ведь в рамках «Часовни» было реализовано?

- Проект возник чисто случайно. Меня нашла одна наша соотечественница. Кстати, интересно, что очень многими любительскими хорами за границей дирижируют именно наши соотечественники. Практически сразу по приезде в страну они организуют коллектив, который, конечно же, поёт русскую музыку и, естественно, русскую духовную музыку.  Так и Ольга Людкова в маленьком городке южной Аргентины, Барилоче, организовала хор. Записалась на наш фестиваль «Хрустальная часовня», начали общаться и решили попробовать попробовать спеть по скайпу. Мы поставили у нас в зале «Яблоко» большой плазменный экран, аргентинский хор выучил русскую народную песню «Во кузнице», сводный хор  выучил “Ave, Maria” аргентинского композитора. Спели они, спели мы, а потом решили попробовать спеть вместе. Я не очень грамотный в физике человек, не сообразила, что звук будет задерживаться по сравнению с реальным временем при передаче по скайпу, предложила петь каноном. А итоге у нас все сошлось, и через весь земной шар пронеслась наша  заводная «Во кузнице», и это было настоящее объединение поющих людей, стран и континентов, мы все просто плакали. Хоровое искусство - это всечеловеческое искусство, в котором могут и должны участвовать вообще все, потому что совместное творчество - это возможность стать по-настоящему счастливым человеком. Слава Богу, в России возвращаются к своему хоровому прошлому, петь начинают всё больше и больше, в хор приходят люди самых разных возрастов. И открывают для себя совершенно другую жизнь. Ведь когда мы призываем людей петь в хоре, мы открываем перед ними мир музыки, и открываем как творцам, потому что человек, поющий в хоре – созидает, а не потребляет.

Беседовала Надежда КУЗЯКОВА

Фото из личного архива Ольги Косибород.

Фото А.Черева предоставлено Белгородской государственной филармонией.

 

18.05.2018



← интервью

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей