Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

«Contessa, contessa!»

ХХ век подарил миру по-настоящему великие имена, совершенно особенное место среди них, бесспорно, занимает уникальное искусство народной артистки РСФСР Валентины Левко.

«Певец – удивительная профессия», «Моя линия жизни», «Благодарная память», «Я видела её блестящий успех», «Размышления о вокальном образовании» – даже по одним названиям некоторых глав из книги Валентины Николаевны «Моя судьба в Большом театре» легко представить себе её творческий и человеческий образ, не нуждающийся в комментариях.

На счету артистки четверть века в Большом театре, огромная популярность в Советском Союзе, карьера на Западе, эталонные исполнительские интерпретации многих оперных партий (Ратмир, Графиня, Любаша), незабываемый триумф сольных концертов, первое исполнение в СССР «Страстей по Матфею» И.С.  Баха, участие в премьерной записи оратории С.С. Прокофьева «Иван Грозный». Но всего этого могло и не быть.  

Говорить о судьбе Валентины Левко можно через известную притчу: «всё, что ни делается – всё к лучшему». С юности Валентина Николаевна связывала свои планы на будущее исключительно с игрой на инструменте, она окончила Гнесинский институт по классу альта, но как она сама рассказывает, при этом всегда любила и хотела петь.

Что она пела в годы учёбы? Например, «Соловья» Алябьева, «Альпийскую пастушку» Россини. Совершенно не контральтовый репертуар, правда? И если бы не одна счастливая встреча с солисткой Московской филармонии Татьяной Жемчужной, возможно, мы бы никогда и не узнали голос, волнующий и завораживающий нас уже более полувека.

Стоит оценить мудрость и целеустремлённость артистки. Как только «открылся» её природный низкий голос, вокальный факультет всячески пытался его заполучить, но Валентина Николаевна имела твёрдое убеждение, что нужно завершить учёбу по своей основной специальности, которая уже тогда не только по-настоящему увлекала её, но и в сложное послевоенное время элементарно обеспечивала работой.

В результате в конце 1959 года в Большой театр приходит солистка, которая фактически петь ни у кого не училась, но при этом - она одарённый и хорошо выученный музыкант, а голос её имеет естественную природную постановку. Самое важное и интересное, что альтернативная «школа» вокального и актёрского мастерства всё же имела место быть.

До Большого театра Валентина Левко проработала три сезона в театре Станиславского, пока судьбоносный звонок Сергея Яковлевича Лемешева, тогда на короткий срок ставшего заместителем директора Большого театра, кардинально не изменил её дальнейшую судьбу. Осенью 2017 года исполнилось ровно 60 лет, как будущая звезда дебютировала на профессиональной оперной сцене в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

«Эти три года заменили мне консерваторию, – рассказывает певица, стали моей оперной студией, моей школой вокального мастерства». Кстати, у читателей, интересовавшихся биографией Валентины Николаевны, вполне может возникнуть вопрос: как, ведь диплом Московской консерватории у Левко есть? Да, «по документам» она имеет второе высшее образование оперной и концертно-камерной певицы, но диплом ей выдали («подарили») экстерном после прослушивания в театре и сольной программы в Малом зале консерватории. Что самое интересное – исключительно по желанию именитой комиссии.

Итак, в августе 1957 года Валентина Левко случайно увидела объявление о конкурсе в оперную труппу музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Тогда что-то подтолкнуло её, уже на тот момент приглашённую в стажерскую группу Большого театра, подать заявку на участие в прослушивании. Согласно условиям конкурса, Валентина Николаевна исполнила две арии, но её попросили продолжить: в дополнение прозвучали каватина Кончаковны, ария Далилы, ариозо и песня Кащеевны.

«Девушка, останьтесь, снимите туфли», – это была неожиданная просьба знаменитой певицы Надежды Фёдоровны Кемарской. «Леонид Васильевич, – затем обратилась она к Баратову, – вот видите, она такого же роста, как и я, ничуть не выше».

Оказалось, что конкурсное прослушивание проходило с целью подбора исполнительского состава для осуществления первой постановки в Москве оперы С.С. Прокофьева «Война и мир» целиком без купюр. Валентину Левко увидели в роли Элен и сразу же предложили работу в театре.

«Это была большая удача, – вспоминает Валентина Николаевна, – со мною работали так же тщательно, как и с известными артистами: Александром Пироговым, Тамарой Янко и другими участниками премьеры, мы были в первом составе. Мизансцены, костюмы и прочие атрибуты Элен примерялись на меня. В театре все - от портнихи и гримера до концертмейстера - относились ко мне с любовью и просто горели желанием, чтобы моя Элен была безукоризненной красавицей. Много времени и сил уделяли мне помощники режиссёра М.С. Гольдина и М.Л. Мельцер, сами в прошлом замечательные артистки, прошедшие отличную школу под руководством К.С. Станиславского. А балерина Людмила Иванова научила меня непринуждённо двигаться по сцене в бальном платье, правильно пользоваться веером, танцевать и многому другому».

6 ноября 1957 года Валентина Левко в костюме и гриме впервые вышла на сцену, тогда резюмировал лично режиссёр Леонид Баратов: «Это её первый выход на сцену в качестве певицы – солистки оперы».

Спустя три года, за две недели до премьеры уже в Большом театре, группу артистов театра Станиславского командировали в Польшу. «Администратор уверял, что ко дню моего спектакля мы уже будем в Москве, – рассказывает Валентина Николаевна, – а тем временем артистическая бригада углублялась в Польшу всё дальше и дальше».

Вновь артистке хватило решимости и твёрдости характера: она собрала чемодан, самостоятельно оформила документы и за несколько дней до спектакля успела вернуться в столицу. Так началась блестящая карьера великой певицы, мощным основанием для которой стали плодотворные, крайне важные годы работы в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

60-е и 70-е годы – кульминация исполнительской деятельности Валентины Левко. 1964 год известен миланским успехом в La Scala, после которого её трактовка Графини в «Пиковой даме» до сих пор остаётся хрестоматийной. Любопытный факт: после сцены в спальне Графини Лиза, Герман и Графиня, как обычно, выходят на общие поклоны, но в этот раз только к Валентине Левко подошёл распорядитель сцены и сказал: «Синьора, Вас просят выйти одну». Она вышла, поклонилась и ушла за кулисы. Но публика продолжала аплодировать и кричать: «Contessa, contessa!». Певица вышла во второй раз, в третий... и, наконец, в восьмой!

1966 год – первый концерт в Carnegie Hall подарил Валентине Николаевне знакомство и дружбу с её будущим импресарио Солом Юроком и выдающейся певицей Мариан Андерсон. Затем были гастроли в Вене с дирижером Metropoliten Opera Томасом Шипперсом, концерты в Musikverein, после которого публика, требуя бис, неистовствовала и в буквальном смысле начинала ломать стулья.

Можно ещё много перечислять и вспоминать, но не менее интересен и сегодняшний день. К 90-летию народной артистки РСФСР Валентины Левко нидерландская фирма «Brilliant Classics» выпустила собрание её записей на 11 дисках «Валентина Левко: звезда Большого». Не так давно издательство «Музыка» напечатала новую книгу артистки «Культура сольного пения». Телеканал «Культура» осуществил съёмку Валентины Николаевны в ток-шоу Сати Спиваковой «Нескучная классика». Уже почти десятилетие в Москве успешно работает «Центр вокального искусства Валентины Левко», а сама она, в юбилейный год сложив обязанности заведующей кафедры сольного пения Гнесинского института, продолжает преподавать, передавая бесценный опыт молодому поколению.

Великий Сол Юрок много и удивительно проницательно писал о Валентине Левко, в качестве post scriptum приведу его следующие слова: «Что делает певицу выдающейся, звездой первой величины? Неповторимая красота голоса? Глубина чувств? Эти качества есть у многих замечательных певиц. Но у Примадонны Большого театра есть всё это плюс нечто, трудно неуловимое: особенная русскость её натуры и задушевность, которая невидимой нитью протягивается между артисткой и слушателями в зале».

Сергей БУЛАНОВ

Фото из личного архива В. Левко


← события

Театральный Фестиваль Третий звонок

Мастер-классы Академии барочной музыки. Подать заявку.

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша