Музыкальный клондайк новый номер

Школа классического пения

Видеть музыку

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

Артуро Симихо в РАМ им.Гнесиных

Артуро Симихо:

Музыканту нужно учиться слушать себя!

Мастер-классы, независимо от сферы деятельности,  давно и прочно вошли в систему российского академического музыкального образования. Практически каждую неделю проходят творческие мастер-классы и в Российской академии музыки им.Гнесиных, где существует и активно работает целое подразделение – Отдел международных связей. Кроме всего прочего, отдел занимается и организацией визитов в Академию зарубежных преподавателей различных музыкальных дисциплин. Все мастер-классы проходят в аудиториях Академии и являются открытыми и общедоступными не только для студентов Гнесинки, но также и для учащихся и преподавателей других музыкальных учебных заведений и даже просто любителей.

В апреле Отдел международных связей РАМ им. Гнесиных организовал для студентов и всех желающих концерт и мастер-классы бразильского пианиста, композитора и преподавателя, Артуро Симихо.

У Александро Симихо очень интересная судьба. Пианисту, композитору и преподавателю всего 31год. Первая его встреча с роялем произошла, когда будущему музыканту было уже 15. Согласитесь, что история больше знает историй вундеркиндов, чем столь позднего обращения к инструменту.

Между тем, о жадном до музыки бразильце сегодня пишут не иначе, как о Ференце Листе 21-го века. Было очень интересно встретиться и побеседовать с этим человеком. Предлагаем фрагмент беседы с Артуро Симихо (Бразилия). 

-Артуро, это ведь ваш первый визит в Россию?

- Да. Я был уже рядом с Россией – в Польше, Болгарии. Много думал о России. Счастлив, что сбылось

- Вы гость одного из самых авторитетных музыкальных учебных заведений России. А как вы узнали об академии им. Гнесиных?

- Меня очень интересует  современная музыка,  и я всегда ищу знакомства с современными композиторами. И давно уже увлекло творчество русского композитора, Алексея Ларина. Я стал его разыскивать. Узнал, что он преподаёт в Академии им. Гнесиных. Таким образом узнал и о том, что в России есть такое учебное заведение.

- В этот ваш приезд вам удалось встретиться с Алексеем Лариным?

- Да, мне удалось с ним и встретиться, и пообщаться. Мы даже пообедали! На самом деле, нашему знакомству уже два года. И сейчас мы на стадии замечательного сотрудничества – я собираюсь играть его работы.

- Надеемся услышать это в Москве.

- Да и я надеюсь, что будет возможность сыграть это и в Москве.

- Вы знаете, что ваш визит в Гнесинку совпал с годом празднования 70-летия Академии и 140-летия Елены Фабиановны – основательницы Академии?

- Я узнал об этом, когда приехал. Для меня была организована увлекательнейшая экскурсия в квартиру, где жила Елена Гнесина. Что касается этого прекрасного совпадения, я думаю, что это очень хороший знак и что сама эта встреча была запланирована свыше. Музыкальная школа с историей в 140 лет, это, конечно, фантастика.

Артуро Симихо в Гнесинке

- Скажите пожалуйста, имеются ли в Бразилии музыкальные школы, академии или консерватории со столь же долгой историей? Сколь различны музыкальные образовательные системы России и Бразилии.

- Прежде у нас в Бразилии были академии, подобные академии им Гнесиных. Это были очень недолгие периоды в истории культуры Бразилии, и они относятся, увы,  к 19-му веку. Сейчас у нас система университетов, мульти-университетов, в которых много факультетов – медицинских, строительных, лингвистических. Много разных. В их числе и музыкальные. Но, увы, они не очень хороши. Причина – в отсутствии традиций. И. прежде всего, в отсутствии  традиций классической музыки в Бразилии. Другая причина кроется в том, что музыкальная культура Бразилии практически не имеет поддержки со стороны правительства. Т.е., вот во времена монархии некоторая поддержка была. Но это осталось в 19-м веке. Здесь ещё важно понимать, что отсутствие какой-либо, в том числе, и правительственной, поддержки значительно снижает мотивацию.

- Что же вам тогда помогло достичь таких высот?

- Я человек бесконечно увлечённый, и ни о чём другом думать попросту не могу. Ничто другое не может меня занять так, как музыка. И меня интересует именно такого характера музыка, не развлекательная.  

- Артуро, это очень интересно. И то, что вы говорите о своей увлечённости, очень понятно. Но откройте же тайну своего профессионального музыкального становления.

- Спрашивайте, что вас интересует? С удовольствием расскажу.

- Правда ли, что к занятиям музыкой вы пришли только в возрасте 13-ти лет? И до того совсем не касались ни одного музыкального инструмента.

- Да, всё так. Именно в 13 я впервые коснулся музыкального инструмента. Это была гитара. А первую клавишу я нажал, когда мне было где-то 14-15. Не запомнил, потому что не знал, что меня об этом спросят.

- Сколько же часов в день вы играли?

- Я человек очень импульсивный, и у меня бывают такие периоды, когда я сажусь за рояль и провожу за ним, в буквальном смысле слова, сутки. И это может продолжаться неделями.

- Это, наверное, преувеличение?

- Нет, это так. Я могу играть, играть, играть, даже не есть и не пить, пока не засыпаю за роялем, а после снова играю. Но точно также бывают дни и недели, когда я могу совсем не подходить к роялю. Это относится и к работе с чужим материалом, и к работе над своими сочинениями. Да, знаете, я ведь никогда не работаю над чем-то одним. У меня всегда в работе несколько произведений. Я одновременно учу произведения нескольких композиторов. И в это же самое время пишу несколько произведений. И, как только чувствую усталость от одного, перехожу к другому, и с новым произведением новые силы. Работа над ними завершается в разное время. И, когда над чем-то работа завершена, на его место приходит новое.

- Вы много также работаете с учениками. Кем вы себя в большей степени ощущаете – пианистом, композитором, педагогом?

- Когда я начал заниматься музыкой, то стал обращать внимание на биографии тех композиторов, которые мне были близки, музыку которых хотел играть. И тогда я решил, что нормально, это когда музыкант, он же и композитор, и он же педагог.  И решил, что мне это подходит, и что я так и буду всё это совмещать – буду играть, сочинять, учить. Так у меня и получается в равных примерно долях. 

- У вас уже сформировались какие-то педагогические принципы, правила, может, система?

- Музыканту важно чувствовать и понимать себя. Слушать себя. Этому тоже надо учиться. Я знаю, когда наступает моё время. Я знаю, когда чего мне ждать от себя. У каждого из нас свои временные рамки.  Годы самостоятельной практики научили меня понимать свои рамки. И я советую студентам всегда помнить, постоянно думать и заботиться о своём теле, о движениях тела, о своих руках (постановке рук), и о своём времени. О времени личном – не общем. У каждого есть своё время, которое не обязано совпадать со временем остальных.

Артуро Симихо

К каждому студенту нужен индивидуальный подход. У нас у всех разные руки. У нас разные фигуры. Мы по-разному чувствуем. И думаем мы все по-разному. А значит, мы по-разному реагируем, по-разному усваиваем, и разных достигаем результатов. И никогда это не будет зависеть от кого-то одного – от учителя или от ученика.  Учитель может дать информацию. Из этой информации ученики выбирают и понимают, что им нужно. Многое зависит от способности самообразовываться. Самообразование -  это больше половины образования. Но учитель подсказывает, какой участок требует дополнительного знания.

- Расскажите о своих сочинениях. Больше всего в западной прессе упоминаний об опере, над которой вы сейчас работаете. Расскажите о ней.

- Опера основана на истории жизни Иисуса Христа. Но она не связана с религией. Просто прекрасная история, почти сказка, которая уже много рассказывалась в разных книгах на разных языках. Скорее всего, вы тоже о нём что-то читали.  Это очень интересная для меня работа. Когда я задумал эту оперу, то задался вопросом – будет ли публике интересно, как Иисус Христос поёт по-итальянски. Для этого я решил выучить язык, на котором говорил Иисус. Но язык оригинала, практически, утерян. В сегодняшнем итальянском оказалось очень сложно найти что-то, относящееся к тому языку, на котором говорил Иисус. Я захотел выучить язык, чтобы написать либретто. Одну треть я уже написал. Два с половиной – три часа будет длиться эта опера.

-Вы много  пишете симфонической музыки?

- Да, меня очень интересует симфоническая музыка. Сейчас пишу симфонию, в которой две части уже написаны. Из написанного – несколько симфонических поэм.  Первая симфоническая поэма основана на сказке в стихах Эдгара По. Это Маска Красной Смерти. Ещё одна симфоническая поэма основана на книге, которую написала моя жена. Сюжет этой книги основан на бразильской мифологии. Это о человеке, который живёт в джунглях. Это даже не человек, это Дух. У него красные волосы, и ноги задом наперёд растут. Это кому-то покажется смешным и странным, конечно. Но это такой известный бразильский миф о Духе. Миф, созданный индейцами, которые жили в Бразилии, когда на их землю пришли португальцы. Ноги этого духа повернулись, чтобы заметать следы. Т.е., он уходит в одну сторону, а следы ведут в другую – чтобы его не нашли. Этот дух защищает индейцев и природу, не позволяя людям разрушить её. С точки зрения человека, это Дьявол. Но точки зрения человека и природы не всегда совпадают.

Ещё у меня есть симфоническое произведение Йешу. Это имя героя одной из африканских религий. И симфонический ноктюрн. Много написанного и много проектов. Надеюсь, очень надеюсь, что будет возможность представить свои работы и российским слушателям! Не загадываю, но может, это случится уже осенью.

Благодарим за помощь в организации и проведении интервью  Елену БОРИСОВУ.

Беседу вела Елена ТАНХА

Фото Елена АРТ

 

 

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Сентябрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 252627282930  

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

Какими социальными сетями Вы пользуетесь?







афиша