• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Айлен Притчин, Лукас Генюшас

От «Размышления» к «Поцелую»

Айлен Притчин и Лукас Генюшас открыли концертный сезон в Малом зале Московской консерватории

1 сентября камерный вечер с участием скрипача Айлена Притчина и пианиста Лукаса Генюшаса дал успешный старт фестивалю «Творческая молодежь Московской консерватории». В этом году фестиваль приурочен к 150-летию Alma Mater, он продлится до конца сентября и включает 12 концертов на трех консерваторских площадках: в Малом и Большом залах, а также в зале имени Мясковского. 

Айлен Притчин

Сезон в День знаний открыли два солиста-«отличника», недавние выпускники консерватории, чьи достижения уже столь многочисленны, что даже неполный перечень наград занял в афише в три раза больше места, чем программа концерта. Имя Лукаса Генюшаса, одного из фаворитов прошедшего конкурса имени Чайковского, удостоенного серебряной медали, и так у всех на слуху. Самое яркое из недавних достижений Айлена Притчина, на прошлом конкурсе Чайковского получившего спецпремию жюри, связано с Европой: в ноябре 2014 года он стал первым российским скрипачом, завоевавшим в Париже Гран-при престижнейшего конкурса имени Лонг, Тибо и Креспен.

Притчин и Генюшас играют вместе уже несколько лет и по праву выступают в рамках проекта «Звезды XXI века». Их новая программа составлена не только на радость публике, но и подчинена строгой музыкальной логике, выдающей эрудицию и вкус исполнителей. Идея проста: классик и приношение классику, оригинал и его отражение в современности. Удивительная по красоте и изяществу ля-мажорная скрипичная соната Шуберта сменилась пронзительной пьесой «Как старый шарманщик» Леонида Десятникова, искусно выращенной композитором из хорошо знакомого мотива шубертовского «Шарманщика». Во втором отделении сладкую меланхолию цикла Чайковского «Воспоминания о дорогом месте», состоящего из трех скрипичных хитов, рассеял блестящий ансамблевый кунштюк — Дивертисмент из балета Стравинского «Поцелуй феи» в транскрипции Самуила Душкина. Партитуру эту, как известно, Игорь Федорович писал в память о Чайковском, опираясь на его мелодии и стилистику. 

Айлен Притчин

Несмотря на разницу в темпераментах, Айлен и Лукас составили хороший ансамбль. С равной органичностью в первом отделении они передали и мечтательную шубертовскую лирику, и надрыв пьесы Десятникова. В сонате Генюшас показал себя чутким и аккуратным аккомпаниатором, а Притчин добавил безмятежному течению музыкальной мысли современного нерва (внутренне, вероятно, он уже протягивал нити к трагической исповеди по мотивам «Шарманщика»). Все знаковые мотивы позднего Шуберта были отмечены его чутким слухом и преподнесены с особой заботой, чтобы и ухо слушателя их не пропустило. 

Лукас Генюшас

После такой трактовки градус напряжения в следующей пьесе пришлось повышать до максимума, благо опус Десятникова дает для этого возможность. Отчаянные возгласы скрипки сменялись холодным безразличием фортепианных вертикалей, в знакомом мотиве солист (и главный герой этой драмы) нашел пятьдесят, а то и больше, оттенков тоски и безысходности. Роли антагонистов, предписанные автором, удачно легли на характеры исполнителей: Айлен, чья скрипка моментами и правда звучала как инструмент бродячего музыканта, пытался вырваться из беспросветного мрака, в который его вновь и вновь увлекал повторяющийся наигрыш, а Лукас олицетворял не знающую сострадания судьбу, мерно отвечая квазиклассическими формулами, «изъеденными» диссонансами. Приятно, что музыканты не забыли о юбилее Десятникова, который отмечается этой осенью, и выбрали его сочинение.  

Зато в начале второго отделения расслабились и исполнители и слушатели. Прекрасное исполнение трех пьес Чайковского, казалось, не стоило музыкантам никаких усилий. В «Размышлении» и «Мелодии» покоряли теплый звук, длинные фразы, безукоризненные интонация и вкус. Но долго предаваться меланхолии и «размышлять» солисты не стали, а перешли к «Поцелую феи» — для финала они приберегли сочинение виртуозное и во всех отношениях блестящее. Элегантные формулы Чайковского Стравинский зарядил своим фирменным драйвом, и не поддаться этой энергетике невозможно. В череде сменяющих друг друга эпизодов завораживали искрящиеся фантастическими всполохами виртуозные скерцозные части, стильно «пропетое» неоклассическое Аdagio с бесконечной мелодией (вызывающее в памяти графику балетных дуэтов Баланчина), а в стремительном финальном галопе солисты неслись с таким азартом, что местами даже пренебрегли аккуратностью. Но эффект стоил маленьких жертв.  

После такого апофеоза Притчину и Генюшасу уйти без биса, конечно же, не дали. Откланявшись, музыканты приняли самый серьезный вид и безудержной радости Дивертисмента противопоставили печально-строгий «Дифирамб» Стравинского, ставший изысканным дополнением к программе. Но главный сюрприз вечера ждал тех, кто сразу не побежал в гардероб: на второй бис Айлен вышел без инструмента, и вместе с Лукасом они сбацали на рояле в четыре руки «Тоску по родине» Десятникова — короткую бравурную пьесу, не очень рифмующуюся со своим названием, но вызвавшую всеобщий восторг. Творческая искренность, удачно дополняющая профессионализм молодых солистов, не только принесла им успех в этот вечер, но и наверняка пополнила их столичный фан-клуб новыми поклонниками.  

Наталия Сурнина

Фотографии Татьяна Андреева


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей