Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

Бенефис Алисы Гицба

Бенефис Алисы Гицба

5 декабря уходящего года на сцене «Геликон-оперы» праздновали юбилей - 20 лет творческой деятельности ведущей солистки театра, заслуженной артистки России, народной артистки Абхазии, Алисы Гицба. Среди публики были друзья и коллеги певицы, ее земляки, прибывшие на торжество.

Вечер открыл И.М. Ахба, чрезвычайный и полномочный посол республики Абхазия в Москве, который тепло приветствовал певицу и вручил ей высокую правительственную награду - орден Чести и Славы II степени, а также зачитал поздравление от президента республики, Р.Д.Хаджимба.

Творческий вечер был организован при поддержке Московской Абхазской Диаспоры, Посольства Республики Абхазия в Москве, Министерства культуры Республики Абхазия.

Бенефис Алисы Гицба

Ведущая концерта, музыковед Эсма Джениа, осветила творческий путь певицы, определила основные ипостаси ее артистической жизни. Широта творческого диапазона и репертуара Алисы Гицба поистине уникальна. Это музыка барокко, которую певица открыла для себя уже в начале артистической карьеры, выступая в ансамбле старинной музыки «Мадригал» при Московской филармонии, руководимом Лидией Давыдовой. «Геликон-опера» и творческое сотрудничество с Д.А.Бертманом сформировали певицу, владеющую классикой XVIII-XIX веков. Особенно близка ей музыка Верди, ее часто называют  «Вердиевской певицей». Наконец, современная музыка XX-XXI веков, которую вокалистка с неизменным успехом исполняет в концертах -  от А.Шенберга и П.Хиндемита до А.Шнитке Э.Денисова, В.Артемьева, И.Юсуповой, А. Вустина и многих других.

Творческая энергия Алисы неиссякаема: она постоянно стремится к новым горизонтам, пробуя себя в разных жанрах и стилях. В последнее время певица успешно осваивает европейскую камерно-вокальную музыку XIX - начала XX веков: французскую - К.Дебюсси, Г.Форе, Э.Шоссон, немецкую - от Ф.Шуберта до Р.Штрауса, русскую - романсы П.Чайковского и С.Рахманинова. Алиса органично вошла в мир камерной музыки, обогатив свой репертуар новыми художественными открытиями, которые встретили теплый отклик у публики на лучших концертных площадках Москвы и за рубежом. Эта огромная работа стала результатом плодотворного сотрудничества с изумительной пианисткой, профессором Московской консерватории, Светланой Бондаренко.

Бенефис Алисы Гицба

Вернемся к юбилейному вечеру. Концерт получился большим по протяженности и очень насыщенным по содержанию. Режиссер-постановщик Александр Бородовский отлично выстроил композицию «действа».

Разнообразие музыкальных номеров и фрагментов оперных сцен не помешали ему создать единую драматическую линию в каждом из 2-х отделений. Причем, эмоциональный «градус» представления постоянно повышался и в первом, «барочном», отделении, и во втором, основанном на оперной классике XVIII-XIX веков.

Алиса Гицба продемонстрировала прекрасную вокальную форму, что позволило ей выдержать длительную программу концерта и превосходно ее исполнить. Обладая богатым от природы голосом с теплым тембром, красивыми, глубокими низами и выразительными верхами, певица редко кого оставляет равнодушным. Мастерство и безупречный вкус артистки проявились в интерпретации музыки различных эпох. Для каждой из них певица нашла определенную манеру звукоизвлечения. Произведения эпохи барокко она исполняет «круглым» звуком, исключив лишнее вибрато и тонко детализируя орнаментику. Именно так прозвучали у нее вокальные пьесы Д.Каччини и Б.Строцци. Запомнился дуэт Генделя, который мы услышали в исполнении виновницы торжества и солиста «Геликон-оперы», Дмитрия Хромова. Голоса певцов-сопрано и тенор-хорошо сочетались, образуя выразительный диалог. С блеском исполнила Алиса кантату А.Вивальди, где она показала портрет влюбленного, но не очень везучего в сердечных делах, человека.

Бенефис Алисы Гицба

Особое впечатление произвел на всех прелестный и чуть шаловливый дуэт К.Монтеверди, который спели Алиса Гицба и Яна Иванилова. Прекрасный тандем двух артисток, понимающих друг друга с полуслова; голоса певиц то соединялись, то расходились, вторя друг другу и образуя единую музыкальную ткань. Создавалось ощущение дуновения ветерка на сцене, что вполне соответствовало поэтическому тексту.

Певицам аккомпанировали на барочных инструментах (кельтская арфа, теорба, виола да гамба, барочная гитара, лютня, блокфлейты) солистки ансамблей Ла Страваганца и Ла Кампанелла, руководимых Светланой Шевелевой. Участие этих коллективов в концерте трудно переоценить: звучание аутентичных инструментов создало особый колорит, очень украсило программу вечера.

Видеоряд на экране, помещенным над сценой, поющие и играющие ангелы, музицирующие люди (репродукции с полотен мастеров раннего и высокого Возрождения), гармонично сочетаясь с инструментами, дополнял и усиливал воздействие музыки.

Бенефис Алисы Гицба

Кульминацией первого отделения концерта стал «венок» из танцев - 4 тарантеллы из «Магнетической музыки» А.Кирхера, композитора 17 века). Импульс дала Алиса - задорно и с необыкновенной легкостью пританцовывая, она пропела тарантеллу. Словно эстафету ее подхватили, передавая друг другу Я.Иванилова и Д.Хромов, снова Гицба, при поддержке всех инструменталистов. Эмоциональное напряжение росло и его логическим завершением стал блестящий  и зажигательный итальянский народный танец «Пиццикарелла», в исполнении Марии Шемановой и Анастасии Браудо, солисток ансамбля «Ла Кампанелла» - прекрасная работа знаменитого хореографа Натальи Кайдановской, поставившей этот номер.

Бенефис Алисы Гицба

Во втором отделении вечера вступил в свои права симфонический оркестр театра, под руководством Евгения Ильина (главного хормейстера театра), который дебютировал в качестве оперного дирижера. Его дирижерская манера примечательна соединением сдержанности и энергетической насыщенности, что вполне в духе Алисы, отвечает ее артистической натуре.

Оркестр исполнил увертюру к опере В.Моцарта «Свадьба Фигаро». Арию Керубино Алиса спела так, что мы увидели перед собой Керубино, наивного и влюбленного, уже не ребенка, но еще и не юношу…

Бенефис Алисы Гицба

Во всем объеме и выразительности замечательный голос певицы раскрылся в оперных ариях и сценах из Верди. Звуковая палитра и вокализация певицы в музыке Верди разнообразны: не только «крупный штрих», но и тончайшая детализация. Характерна подвижность нюансировки – от замирающего, бестелесного пиано, до мощного форте.

А.Гицба подвластны разные вердиевские героини. Она показывает их настолько убедительно, что, кажется, проникает в самую суть душевной жизни персонажей. Это мы услышали в тот знаменательный вечер. Страдающая в тоске по далекой Родине, которую ей уже не суждено увидеть, Аида - ее романс. Виолетта, получившая в свой последний час зыбкую надежду на счастье с любимым - дуэт Виолетты и Альфреда в финале «Травиаты». Несправедливо обвиненная в измене, обреченная на разлуку с маленьким сыном, горестная Амелия.

Всю силу чувств матери вложила певица в пение арии героини, когда она умоляет Ренато позволить ей проститься с ребенком. Особо отметим прекрасного партнера Алисы в сцене из «Бал-маскарада» - Алексея Исаева, солиста «Геликон-оперы», финалиста телеконкурса «Большая опера-2013». Обладатель красивого баритона с бархатистым тембром, певец выразительно провел свою партию в дуэте с Амелией и, словно на одном дыхании, исполнил последующую арию Ренато, вызвав горячий отклик у слушателя.

Ярчайшей кульминацией вердиевской музыки в концерте стала потрясающая по силе трагизма сцена сомнамбулизма из «Макбета», которую можно считать достижением оперного искусства Алисы Гицба. Певица показала незаурядное драматическое мастерство. За ее игрой публика следила, затаив дыхание. Она буквально заворожила зал. Магнетизм роли был в полном соответствии с вокальным решением. Не только и не столько пение, а полуразговорная манера с превосходной артикуляцией в произношении  каждого слова и каждой фразы создали надолго запоминающийся образ.

Прекрасным финалом концерта стала каватина Нормы из одноименной оперы В.Беллини. Ощущение катарсиса не покидало нас во время исполнения арии, которую Алиса трактует по-своему, никому не подражая.

Главное, что ощущалось в пении - трагическая предначертанность  судьбы Нормы и глубочайший  лиризм, разлитый в музыке; певица смогла его подчинить своей воле и сдержанности. Заключительным аккордом концерта стала абхазская народная песня «О скале», спетая очень проникновенно, в сопровождении хора театра.  Видеоряд  красивейших горных пейзажей Абхазии, родины певицы, дополнил впечатление, произведенное на публику красотами песни и природы. Публика с восторгом приветствовала замечательную певицу и артистку.

Юбилейный вечер Алисы Гицба совпал с днем ее рождения. Двойной праздник певицы состоялся благодаря руководству театра в лице Д.А.Бертмана, который отнесся к организации творческого вечера с большим воодушевлением и показал доброе отношение к своей солистке.

Елена Подгорная, доцент музыковедения

Фото из личного архива Алисы Гицба

Театральный Фестиваль Третий звонок

Все фестивали на одном портале

 

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Ноябрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
   12345 
 6789101112 
 13141516171819 
 20212223242526 
 27282930    

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша