• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Бенефис альта. Три Гарольда

Так назывался вечер, прошедший с огромным успехом в Концертном зале имени П. И. Чайковского в День рождения маэстро Юрия Башмета.

О нем сказано много восторженных слов и написано множество статей. Но, пожалуй, до сих пор никому до конца так и не удалось объяснить феномен, имя которому Юрий Башмет. Вероятно, это просто непосильная задача – разгадать «загадку» маэстро Башмета. Но хотелось бы выразить то малое, что поддается слову.

Юрий Башмет

Этому музыканту подвластны все стили и эпохи, а его личность овеяна таинством и магией звука. Он никогда не боится рисковать, открывая для слушателей новое. И если имя героя скрипки Никколо Паганини уже при жизни великого музыканта стало легендой, то «альтиста номер один в мире» Юрия Башмета по праву можно назвать «героем альта» и легендой нашего времени.

Это вовсе не означает, что до него не было выдающихся деятелей в этой области. Достаточно вспомнить имена его педагогов – профессоров Московской консерватории Вадима Борисовского и Федора Дружинина. Но это тот случай, когда количество переходит в качество, и потому Башмет – явление совершенно уникальное. Уже в студенческие годы, когда музыкант стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975 г., вторая премия) и Мюнхене (1976 г., первая премия), о нем заговорили как о необыкновенно одаренном артисте. «…По совершенству трактовки и блеску звукоизвлечения его можно сравнить только с Давидом Ойстрахом…», – писала немецкая газета.

Действительно, его игру не спутаешь ни с чьей другой. В качестве солиста Юрий Башмет выступает с лучшими симфоническими оркестрами. Современными композиторами, среди которых Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, София Губайдулина, Александр Чайковский, Джон Тавенер, Гия Канчели, специально для Башмета написаны или ему посвящены более 50 произведений.

Искусство Юрия Башмета -  одного из самых харизматичных музыкантов нашего времени - сделало альт любимейшим инструментом композиторов, исполнителей и слушателей. Он является также основателем и председателем жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве.

В 1992 году Юрий Башмет создал Камерный ансамбль «Солисты Москвы», участниками которого стали талантливые молодые музыканты – выпускники и аспиранты Московской консерватории. В 2008 году ансамбль вместе с маэстро Башметом стал лауреатом премии «Грэмми». Это первый российский камерный ансамбль, удостоенный этой престижной премии за всю ее 50-летнюю историю.

С 2002 года Юрий Абрамович – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». Выступления этого оркестра как в нашей стране, так и за рубежом всегда вызывают всплеск восторженных отзывов.

Трудно описать словами, в чем заключается неповторимость и своеобразие его исполнительской манеры. Но стоит ему только взять в руки альт или дирижерскую палочку, как с этого момента взгляды слушателей, буквально не отрывающих от него глаз, словно загипнотизированных, прикованы к музыканту, творящему на сцене чудеса. Его интеллект, находящийся в редкой гармонии с эмоцией, каждый раз рождает уникальное, подлинно авторское, изначальное и единственно верное прочтение.

В День рождения маэстро Башмета, представшего в качестве дирижера и солиста, в исполнении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» прозвучали Симфония-баллада «Гарольд в России» Александра Чайковского для солирующего альта с оркестром (дирижер – А. Чайковский), «...And Harold Again»  («…И снова Гарольд») для камерного оркестра и альта О. Фельзера (дирижер – Д. Власенко) и Симфония «Гарольд в Италии» для солирующего альта с оркестром Г. Берлиоза (дирижер и солист – Ю. Башмет).

Сочинения Александра Чайковского – одного из выдающихся композиторов современности - охватывают все основные жанры академической музыки. Он автор опер, балетов, ораторий, симфоний, инструментальных концертов, хоровых и вокальных произведений, камерной музыки. Музыка Александра Чайковского, продолжающая лучшие традиции русской музыкальной культуры, вместе с тем созвучна времени, духовным поискам человека последней четверти ХХ – начала XXI вв., его размышлениям о жизни и смерти, о любви, о мире и судьбах человечества. Слушателей подкупает и сила лирического дарования композитора, и свойственная ему близость  романтическому мироощущению.

Не секрет, что композитора связывает с Юрием Башметом уже достаточно  длительный  и на редкость плодотворный творческий союз. Он является первым исполнителем многих его сочинений для альта, в том числе посвящённых ему Второго Альтового концерта, оперы-фантасмагории «Альтист Данилов» и Симфонии-баллады для альта с оркестром «Гарольд в России».

Творческая дружба связывала Юрия Абрамовича и с композитором Олегом Фельзером (ныне, к сожалению, уже покойным). Уроженец Баку, он окончил Азербайджанскую консерваторию по классу композиции Дж. Гаджиева, а затем (до 1972 года) совершенствовался в Ленинградской консерватории. С 1966 года преподавал в Бакинской консерватории, а в конце 1980-х годов эмигрировал в Германию. По словам самого Ю. Башмета, на это сочинение О. Фельзера ему указал в свое время А. Шнитке. Оба произведения – и А. Чайковского, и О. Фельзера - имеют солирующую партию альта и содержат цитаты и аллюзии из «Гарольда в Италии» Г. Берлиоза.

Интересна история его создания. В 1833 году Никколо Паганини попросил Берлиоза написать сольное сочинение для альта ― инструмента, которым Паганини хорошо владел. В начале 1834 года композитор показал ему законченную первую часть, в которой партия альта соло трактовалась не как в концерте (где солирующий инструмент доминирует над оркестром), а лишь слегка выделялась из общей оркестровой массы и содержала много пауз. Паганини не одобрил этого, сказав, что предпочёл бы играть без больших пауз. Вскоре Паганини из-за ослабшего здоровья надолго уехал в Ниццу, а Берлиоз продолжил писать симфонию, в качестве программы для которой взял фрагмент поэмы Джорджа Гордона Байрона «Паломничество Чайлд-Гарольда».

23 ноября 1834 года симфония была впервые исполнена в Парижской консерватории (дирижёр Нарсис Жирар), солировал Кретьен Юран. Паганини, которому так и не удалось её исполнить из-за тяжёлой болезни, услышал её лишь в 1838 году и восхищённо отозвался о ней. Это сочинение, считающееся одним из крупнейших сочинений для альта в мировой музыкальной литературе, посвящено другу композитора Юберу Феррану. И в поэме Байрона, и в симфонии Г. Берлиоза главный романтический образ предстает как «герой своего времени», герой мыслящий и страдающий, чья душа была открыта истинной красоте. Кажется, что это качество необычайно близко и маэстро Ю. Башмету. Его несравненное искусство, продолжающее и развивающее лучшие традиции отечественной музыкальной культуры и приумножающее ее славу в мировом масштабе, каждый раз дарит нам поистине незабываемые мгновения прикосновения к этой Истинной Красоте.

Ирина Новичкова

Фотографии Михаила Брацило

 

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей