• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Один день из жизни Конкурса Чайковского…

В разгар XV Международного конкурса им.П.И.Чайковского, в середине второго тура, когда у конкурсантов трех специальностей (фортепиано, скрипка и виолончель) проходили репетиции с оркестрами, члены жюри зря время не теряли. На один день знаменитые артисты выбрались из Москвы в Санкт-Петербург, чтобы выступить в концерте в зале Щедрина в Мариинке-2.

«Русское влияние на музыку и танец в Америке»

Перед началом концерта собравшимся в уютном камерном пространстве зала Щедрина мировым знаменитостям, известным деятелям культуры и участникам конкурса по специальности «Вокальное пение» (в этот день как раз открывалась вокальная программа) представили уникальный проект мультимедийной выставки «Русское влияние на музыку и танец в Америке». Презентация проекта во время конкурса состоялась не случайно, поскольку значение конкурса им.Чайковского для мировой культуры переоценить невозможно. С далекого 1958 года, когда улыбчивый американец Ван Клайберн покорил сердца россиян и строгого жюри первого конкурса, он стал послом русской культуры по всему земному шару. Это и есть убедительнейший пример того самого влияния…

 Сюзан Кармел Лерман

Идея привезти выставку в Россию принадлежит маэстро Гергиеву. В сентябре этого года выставка откроется в стенах Мариинского театра, а пока нам рассказали об истории ее создания и представили некоторые мультимедийные экспонаты. Презентацию подготовили и провели Сюзан Кармел Лерман, основатель и председатель совещательного комитета Института русской культуры и истории им. Кармела Американского университета (Вашингтон), и Антон Федяшин, возглавляющий Институт русской культуры и истории.

«Для меня огромная честь быть вместе с Валерием Гергиевым коспонсором выставки, которая откроется в сентябре этого года в Мариинском театре, - заявила госпожа Сюзан Лерман. – Трудно переоценить влияние русской культуры на культуру в США. Яркий пример – традиция просмотра «Щелкунчика» на рождество. И, конечно же, ежегодное исполнение увертюры «1812 год» во время национального американского праздника 4 июля. К сожалению, многие американцы и не знают, что эти произведения принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому... Но эта музыка уже стала частью американского национального характера. Особенно приятно, что я сыграла такую роль в организации этого проекта здесь, в Мариинском театре.

Изначально идея создания выставки принадлежала великому Мстиславу Ростроповичу. Мы обсуждали с Джеймсом Биллингтоном и Библиотекой Конгресса возможность создать эту выставку, о которой он когда-то с ним говорил. В течение шести недель выставка была показана в Библиотеке конгресса, и я очень горжусь тем, что у нас с Валерием Абисаловичем получится привезти ее в Россию. В Санкт-Петербурге нам помогали сотрудники Мариинского театра, которые, несмотря на свои загруженные графики, выделили для нас огромное количество времени в подготовке этого мероприятия. И мы им за это очень благодарны».

Александр Князев, Миша Майский

О самом проекте подробно рассказал Антон Федяшин, директор Института русской культуры и истории им. Кармела Американского университета (Вашингтон), которого, кстати, госпожа Сюзан искренне поблагодарила за блистательный перевод и помощь в организации выставки.

«Это выставка мультимедиальная, конкретных предметов на ней не будет, но материалы, представленные на ней – уникальны, - объяснил Антон Федяшин. – Она состоит из 33 небольших видеосюжетов, в общей сложности это 130 минут материала».

Среди этих минифильмов есть такие раритетные документы, как, например, запись мастер-класса Яши Хейфеца, который он давал в 1962 году в Университете Южной Калифорнии. Когда видишь эти кадры, слышишь гениальный звук скрипки Хейфеца и голос самого маэстро, объясняющего буквально парой слов и жестов, как надо играть концерт для скрипки и оркестра Арама Хачатуряна, замираешь от восторга, настолько это удивительно и прекрасно. И какое счастье, что эта запись сохранилась, и ее можно будет увидеть собственными глазами уже совсем скоро в России. Или, к примеру, интервью с гением виолончели XX века Мстиславом Ростроповичем. Этот неповторимый голос с легкой картавинкой, такой лукавый и невероятно обаятельный, хочется слушать еще и еще, и невозможно оторваться от экрана.

Мстислав Ростропович

Фрагмент записи

Мстислав Ростропович: «Мусоргский для Шостаковича был композитором №1. На его столе, за которым он сочинял (а он никогда не писал за роялем, писал только за столом, композиции сразу приходили готовыми в его сознание, в его душу, а он писал их очень быстро, на даче), под стеклом лежал огромный портрет Мусоргского, знаменитый, работы Репина, с этими глазами, если вы видели, вы понимаете, о чем я…Пьяные глаза (Мусоргский был алкоголиком), тяжелые глаза, и одутловатое лицо. Как говорят, «у него лицо было одутловатым», много воды. И на мой вопрос, почему только Мусоргский, Шостакович ответил: «Слава, когда я вижу эти глаза, это помогает мне выбросить мои произведения в корзину». Эти глаза были как его совесть».

Еще один ролик – съемки Игоря Стравинского с молодым американским композитором Робертом Крафтом в Лос-Анджелесе (он привез Стравинскому партитуру, «Свадебки», над которой тот работал с 1917 по 1926 год, и Стравинский понимает, что рукопись не утеряна, ее нашли в Фонде Брониславы Нижинской и в Библиотеке Конгресса). Стравинский на этих кадрах даже поет.

«Весь смысл этой выставки в том, что, надеюсь, она наглядно покажет: самое лучшее из сотрудничества двух сверхдержав – это именно обмен культурным наследием, - подытожила госпожа Лерман. – И я очень благодарна маэстро Валерию Гергиеву и артистам, которые будут выступать сегодня: это Дебора Войт, Михаил Петренко, Илья Калер, Линн Харрелл и Владимир Фельцман. Они с нами поделятся своими великими талантами, и я их благодарю от всего сердца».

Михаил Петренко

Илья Калер

Концерт членов жюри открыл представитель вокального жюри Михаил Петренко (знаменитый бас, солист Мариинского театра).  Блистательно выступил представитель жюри скрипачей Илья Калер, затем эстафету подхватил пианист Владимир Фельцман, а продолжил виолончелист Линн Харрелл. Завершила концерт Дебора Войт, выдающееся драматическое сопрано, победительница IX Конкурса им.П.И.Чайковского, на русском языке исполнившая романсы Чайковского.

Владимир Фельцман

Линн Харрелл

А после концерта членам жюри пришлось разделиться - Владимир Фельцман и Илья Калер отправились в Москву, продолжать судить пианистов и скрипачей, а Дебора Войт и Михаил Петренко переместились в соседний зал Мусоргского – на открывающийся в этот день первый тур состязаний вокалистов.

Дебора Войт

Удивительный концерт членов жюри с совершенно особенной теплой неформальной атмосферой стал еще одним свидетельством того, что эти люди имеют право судить и выбирать лучших на любом конкурсе, хотя они и не нуждаются ни в каких дополнительных доказательствах этого своего права – достаточно вспомнить творческий путь любого из выступавших.

Все мы, наблюдая за конкурсом Чайковского, имели возможность так или иначе оценить человеческие и профессиональные качества судей, но этот замечательный концерт в чудный летний питерский день добавил очень важные штрихи к портретам членов жюри, и мы от души надеемся на честное и справедливое судейство и на то, что итоги нынешнего состязания будут достойными.

Ирина ШЫМЧАК

Фото автора

Санкт-Петербург-Москва


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей