• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Classical Crossover

CLASSICAL CROSSOVER – ВОЗМОЖНО ВСЁ

29 марта состоялось открытие серии музыкальных и дискуссионных вечеров «CrossoverSession», на котором был представлен V международный фестиваль «Мастера Музыки — Classical Crossover». Открытая площадка, свободное общение и живая музыка – все способствовало полному погружению в атмосферу фестиваля, и этот творческий вечер сам по себе получился кроссовером.

Организатор фестиваля «Мастера Музыки» и вечера, посвящённого кроссоверу, Ольга Гусева определила, что слово «Эксперимент» полностью отражает суть фестиваля и приуроченных к нему мероприятий. Эксперимент в развитии и движении, эксперимент в искусстве, поиск выразительного языка музыки, образа и слова, созвучного сегодняшнему дню, понятного молодёжи и отражающего современные идеи, эмоции и мысли. Отличительная черта классического кроссовера в том, что это музыка для всех. Она способна смахнуть пыль с образов закоренелых любителей классики и увлечь ярых сторонников популярной музыки. Но, для начала, как и любой другой жанр, его нужно понять и принять. Классический кроссовер – это пересечение стилевых и жанровых границ, это свобода творчества на уровне экспериментов, это переход в новое качество традиционных составляющих искусства. Новое время, новый мир, новые поколения творцов и публики, новое восприятие всего, что создано человечеством. Постмодернизм - это уже реальность. И классический кроссовер (или просто кроссовер), как его составная часть, воплощается в многообразных формах искусства даже у тех творцов, кто не спешит ставить своему творчеству какой-то определённый ярлык. И фестиваль «Мастера Музыки» - та площадка, где можно видеть и слышать эти эксперименты. Именно в рамках подготовки фестиваля, который пройдёт с 11 по 17 сентября в Москве, организована эта серия встреч.

Георгий Гусев

Первая  встреча прошла в режиме погружения, а путеводной нитью служили композиции, наиболее полно отражающие  классический кроссовер. Появление на большом экране Лучано Паваротти, исполнившего «'O Sole Mio» совместно с Брайаном Адамсом,  вызвало неподдельный интерес из-за явного контраста между исполнителями и чудесного сочетания несочетаемого. А за «Barcelona», в исполнении Фредди Меркьюри и Монтсеррат Кабалье, последовали аплодисменты и осознание, что классический кроссовер намного ближе, чем кажется. Инструментальный кроссовер был представлен хорватским дуэтом  виолончелистов 2Cellos и композицией «Thunderstruck», которая изначально является песней австралийской хард-рок-группы AC/DC. Хард-рок звучал горячо даже в исполнении на классических инструментах, а видеоряд разрывал шаблоны, словно волос на смычках исполнителей.

 Гости вечера -  эксперты (среди них были музыканты-композиторы и исполнители, продюсеры, и, даже член «Клуба знатоков») с разных сторон раскрывали суть одного жанра, его историю, достоинства и сложности, с которыми сталкиваются музыканты, избравшие путь исполнения классического кроссовера.

Дмитрий Поваляев, ведущий дискуссий и творческих встреч: « Жанр классического кроссовера вовсе не означает, что здесь могут быть только классические инструменты. Это по-настоящему неизведанный мир, и в том виде, в котором мы сейчас его можем видеть и представлять себе, он зародился достаточно недавно, буквально два-три десятилетия назад. Однако уже сейчас классический кроссовер входит в номинацию премии Grammy, что показывает интерес музыкального мира к этому жанру».

Откуда может родиться кроссовер? В частности из мюзикла. Мюзикл стал очень популярным жанром, потому что вобрал в себя и упростил все самое лучшее из оперы: музыку, яркое действо, драматизм, танец. Увлекая зрителей, мюзикл негласно вербует слушателей в поклонников классического кроссовера. «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна, «Иисус Христос – Суперзвезда», «Призрак оперы» Эндрю Ллойда Уэббера - легендарные постановки, арии которых ушли в мир и существуют уже самостоятельно, их исполняют, как концертные номера.

Ирина Дельская — актриса, певица в жанре ClassicalCrossover: «Не все артисты, которые могут петь, танцевать и говорить, могут петь кроссовер. Кроссовер – это такое творческое состояние, при котором освобождается личность и переходит в какое-то новое качество. Бернстайн интересен для меня, как для исполнителя, музыкой, в которой есть драматургия, в которой есть что играть, яркий образ. И музыку его можно трактовать как угодно. Ее можно спеть в концертном варианте, можно сделать сценку из мюзикла, и это тоже будет кроссовер».

Classical Crossover стирает границы между элитарной и популярной музыкой, являясь, по сути, одной из форм, которую приобретает классическая музыка в наше время. Лучшие образцы классической музыки давно сохранены для истории на цифровых носителях. А в наше время в этой новой форме классика может продолжать удерживать интерес людей, привлекать новых слушателей, и представляет естественную эволюцию, не давая искусству пребывать в застое.

Олег Гусев, актер и режиссер театра, основатель театрального товарищества «Ять»: «Классический кроссовер все время вынужден балансировать между китчем и элитарностью, рискуя либо упасть в одну сторону и стать, в плохом смысле этого слова, «попсой», либо остаться непонятым и сверхинтеллектуальным.  На исполнителях классического кроссовера лежит большая ответственность, именно педагогическая, в том, чтобы образовывать и предоставлять хороший продукт, который привлечет массового слушателя, неизбалованного качественными гармониями. Кроссоверу в данный момент не хватает, в хорошем смысле, провокации, которая присутствовала в 90-е».

Стоит с уважением относиться к классическим музыкантам, которые не боятся таких экспериментов, как кроссовер, потому что в среде академических вокалистов до сих пор встречаются люди, которые наотрез отказываются петь с кем-либо, кто не имеет отношения  к академической музыке. По словам Константина Чертова (продюсер, генеральный директор «Russhow.biz») в России нет четкого представления классического кроссовера, и образовалось два лагеря: классика и популярная музыка. Поп-культура уже давно и успешно интегрировала в свое творчество классические произведения, тогда как классики только начали об этом задумываться. Виной всему нежелание классических музыкантов воспринимать популярную музыку, как нечто серьезное. Но все же существует, хоть и малочисленный, лагерь классиков, которые с удовольствием сочетают музыкальные жанры.

Дмитрий Герман, скрипач, автор идеи и продюсер цикла концертов “Музыка в особняках”: «Мне кажется, здесь нет непреодолимой грани классического музыканта и музыканта, играющего в другом жанре. Неважно, к какому стилю принадлежит то или иное направление. Оно может быть, либо талантливо, либо нет. Иногда хочется выйти за рамки того, чему тебя учили, попробовать что-то новое, что может завлечь и твое воображение, и публику, сидящую в зале, какими-то необычными гармониями, сочетаниями. Музыканты, играющие в стиле кроссовер, счастливцы, по сравнению с музыкантами-классиками, вот в чем - у них на сцене присутствует импровизация, моменты передачи каких-то новых идей. Это сродни джазу и спонтанно, чем то, что выучил. В хорошем смысле эпатаж, драйв, интерес друг к другу, к тому, что ново, необычно и будоражит – это огромное преимущество».

Лина Герц

Первое отделение, посвященное теоретической части, плавно перешло во второе, где царила музыка. Великолепная пианистка Лина Герц, которая к тому же является дипломанткой конкурса «Мастера Музыки – 2016», открыла вторую часть вечера исполнением кавера на «Я свободен» Кипелова, замечательно продолжив тематику вечера, а так же исполнила композиции собственного сочинения. Контрабасист-солист и композитор Александр Муравьев динамично подхватил эстафету, исполнив свои сочинения так зажигательно и с юмором, что заставил зрителей отбивать ногами в такт музыке. В заключении вечера выступила Ирина Дельская, исполнившая  знаменитые арии из мюзиклов, чем вызвала бурные аплодисменты собравшихся слушателей.

В общей сложности, в одном зале тем вечером собрались люди из трёх сфер отечественного кроссовера, своеобразное «триК»: зрители, эксперты и, конечно же, музыканты. В конце, хотелось бы вновь процитировать слова Константина Чертова, которые в наибольшей степени отражают как прошедший вечер, так и жанр Classical Crossover: «Кроссовер – это не стиль. Это межжанровое стечение обстоятельств».

 Александра САЙДОВА

Фото предоставлены организаторами фестиваля


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей