Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

IX Музыкальный фестиваль

«Мстиславу Ростроповичу»

Высокая планка мастерства

В Самарском академическом театре оперы и балета прошёл IX Музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу», который является приношением и данью памяти великому музыканту и гражданину. Инициатор фестиваля - главный дирижёр, директор и художественный руководитель Мариинского театра неистовый маэстро Валерией Гергиев. Фестиваль проводится при поддержке Правительства Самарской области.

Самарская прописка фестиваля не случайна – с Куйбышевом-Самарой связаны многие страницы творческой биографии Ростроповича.

Каждый из фестивалей «Мстиславу Ростроповичу», отличаясь от других составом исполнителей и жанровым наполнением, демонстрирует эталонное исполнительское мастерство. При этом Валерий Гергиев и руководимый им симфонический оркестр Мариинского театра, признанный одним из элитных симфонических коллективов мирового уровня, - неизменные участники всех фестивалей.

За годы существования фестиваля под управлением маэстро в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра и получивших мировую известность солистов-инструменталистов в Самаре прозвучал внушительный цикл масштабных симфонических и ораториальных сочинений, инструментальных концертов, фрагментов из опер отечественных и зарубежных композиторов-классиков и выдающихся современных авторов.

Нынешний фестиваль не стал исключением. Каждая из трех его программ как всегда явила собой подлинное художественное откровение.

Фестиваль открылся концертным исполнением оперы Чайковского «Евгений Онегин». В октябре нынешнего года – 90 лет со дня рождения Галины Вишневской - великой певицы, спутницы жизни Мстислава Ростроповича. В 1953 году в партии Татьяны в «Евгении Онегине» Вишневская дебютировала на сцене Большого театра, в 1967 году она исполнила эту партию в новой постановке оперы, которую в качестве музыкального руководителя осуществил в Большом театре Мстислав Ростропович. А в октябре 1982 года в парижской Гранд-Опера состоялось прощальное выступление Вишневской на оперных подмостках. Она пела Татьяну в «Евгении Онегине», спектаклем дирижировал Мстислав Ростропович.

Интерпретация Гергиевым знакомой каждому меломану до мелочей оперы поразила искренностью и какой-то внешней простотой и неспешностью. Даже в пластике маэстро на сей раз преобладали особая плавность и сдержанность. За всем этим - глубокое проникновение в драматические коллизии действия. Подчас непривычно умеренные темпы создали особую звуковую ауру, раскрыв музыкальные красоты партитуры, которые частенько «забалтываются» при небрежном, поверхностном прочтении. А неожиданные динамические и темповые контрасты исполнения еще больше оттенили изначальный характер оперы, которую композитор определил как «лирические сцены». Благодаря безупречному звучанию и идеальному ансамблю с певцами именно оркестр под управлением маэстро стал в этот вечер подлинным бенефициантом.

В ведущих партиях «Онегина» самарские зрители услышали молодых певцов Мариинского театра, на которых маэстро Гергиев возлагает большие надежды, уже сегодня называя будущими звёздами. Впрочем, многим из них этот титул нужно ещё заслужить. Безусловно, выдающиеся вокальные данные у меццо-сопрано Юлии Маточкиной – Ольги - золотого лауреата XV Международного конкурса имени П. Чайковского 2015 года, которую незадолго до этого самарцы имели возможность услышать в сольном филармоническом концерте. Необычным и, пожалуй, излишне брутальным по актёрскому воплощению показался заглавный герой оперы в исполнении именитого, обладающего сильным, но холодноватым по тембру баритоном Алексея Маркова. Проникновенный образ Татьяны создала Екатерина Гончарова. У певицы красивое, ровное во всем диапазоне сопрано, а в исполнительской манере преобладают теплота и душевность. Звонкий, полётный тенор Евгения Ахмедова - Ленского -как нельзя лучше подходит для воплощения характера этого лирического персонажа.

По традиции один из фестивальных концертов был благотворительным. Несмотря на то, что значительную часть аудитории этого концерта-утренника составили совсем юные слушатели, его на редкость изысканная и разнообразная программа могла бы стать подарком для самых требовательных меломанов-«гурманов». Вначале была исполнена легкая, изящная Первая – «Классическая» симфония Прокофьева, в которой композитор соединил прозрачную – в стиле Гайдна и Моцарта – оркестровку с налётом современных гармоний.

Прозвучавшая вслед за Прокофьевым роскошная по своему звуковому колористическому богатству, насыщенная волшебными гармониями и прихотливыми мелодическими изломами Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна» Клода Дебюсси вот уже целое столетие ассоциируется с дягилевскими «Русскими сезонами» в Париже, а также с томной негой исполненной любовных предчувствий пластики Вацлава Нижинского, сочинившего одноимённый балет. Всё это буквально ожило в воображении слушателей, внимавших изощрённой импрессионистской звукописи композитора в безупречной, с тонким ощущением стиля интерпретации маэстро Гергиева. В Концерте №3 для скрипки с оркестром Моцарта уверенно солировала концертмейстер оркестра Мариинского театра Ольга Волкова. Апофеозом программы стало знаменитое «Болеро» Равеля, буквально «покрывшее» зал мощнейшим финальным крещендо.

Заключительный, третий фестивальный концерт был целиком посвящён сочинениям французских композиторов. Своеобразной заставкой программы явились искромётная увертюра и проникновенно лиричный антракт к третьему действию оперы Бизе «Кармен», а также вновь с блеском исполненное равелевское «Болеро», подготовившие слушателей к главному музыкальному «блюду» - драматической симфонии Берлиоза для солистов, хора и оркестра «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира. Это грандиозное по масштабу произведение ввиду исключительной сложности редко исполняется целиком. По признанию Валерия Гергиева, за десять лет его работы с Лондонским симфоническим оркестром оно было исполнено только один раз. Слушатели по достоинству оценили огромную самоотдачу и взрывной темперамент маэстро, безукоризненное звучание оркестра, хора, представленного в Самаре камерным составом, и солистов Юлии Маточкиной, Евгения Ахмедова и баса Юрия Воробьёва, который особенно ярко раскрылся именно в этом сочинении.

Вот что довелось услышать из уст маэстро Гергиева:

«Я много думал о том, как создать акцию, которая стала бы данью памяти и привлекла внимание к личности Мстислава Ростроповича - великого гражданина и музыканта, сподвижника и друга великих композиторов. Ростропович был также человеком, который беззаветно любил Россию. Она для него не начиналась и не заканчивалась Москвой и Санкт-Петербургом. Собственно, это и стало главным, что привело нас с таким посвящением Мстиславу Ростроповичу сюда, в Самару. Его решение осуществить мировую премьеру оперы «Видения Иоанна Грозного» не в Москве или Санкт-Петербурге, а в Самаре, для меня является ярчайшим примером того, как нужно любить свою страну и свою культуру».

«Очень приятно, что в числе участвующих в самарском фестивале много молодёжи, детей: любителей музыки я считаю соучастниками творческого процесса. После утреннего концерта я познакомился с кадетами местного Суворовского училища, сфотографировался с ними, некоторых уже знаю по именам. Надеюсь, что в скором времени мы увидимся с ними снова».

«Работа с детьми составляет самую интересную часть нашей работы. Многие наши акции в Санкт-Петербурге адресованы детям. Не очень понимаю, как можно переусердствовать в этой работе. Разве может быть слишком много Моцарта, «Щелкунчика» Чайковского или прокофьевского «Пети и Волка». К этим сочинениям мы будем возвращаться снова и снова. Это относится и к взрослой части публики, поэтому я не боюсь повторять некоторые произведения. «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси мы тоже сыграли здесь не в первый раз, и если кто-то раньше не слышал, как удивительно красиво может звучать симфонический оркестр, смог, мне кажется, в этом убедиться».

«2016 год в России посвящён Сергею Сергеевичу Прокофьеву. В Мариинском театре этот праздник мы начали не первого января и закончим его не в конце года. Мое восхождение к фундаментальному владению громадным прокофьевским репертуаром продолжается уже более 25 лет. Я возглавил театр в 1988 году, и среди первых крупных задач перед собой и перед коллективом поставил полное освоение творчества Прокофьева. Не так давно на большом совещании у вице-премьера Ольги Голодец я, может быть, даже немного резко сказал сомневающимся, что Прокофьев - это уже Чайковский. Бюрократам так понятнее. Есть люди, которые боятся переборщить, поэтому предлагают что-нибудь попроще: позвать поп- или хотя бы джаз-музыкантов, а то народ Прокофьева не поймет. Это глупость. Весь год на всех континентах - от Чили, Аргентины и США до Тайваня и Кореи - мы исполняем многочисленные произведения и целые циклы Прокофьева. На днях завершили исполнение всех прокофьевских симфоний в Лондоне. Их редко играют, а потом говорят, что никто их не понимает. Не знать и не понимать - разные вещи».

«У нас в Санкт-Петербурге громадный комплекс: три больших и четыре камерных зала. На этих площадках происходит много интересного, в том числе и в наше отсутствие. Сегодня наш коллектив должен учиться совмещать гастроли в Китае или в Америке и при этом не прекращать активную домашнюю работу. Денег всегда не хватает. «Кто вас просил строить новый зал, если нет финансирования?» - спрашивали меня. Но благодаря поддержке друзей со всего мира мы нашли средства, достроили здание, и теперь у нас на 150-250 концертов и спектаклей стало больше. Иные говорят: как же мы можем помогать культуре, если у нас не обеспечены пенсионеры или у нас недостаточно средств выделяется на медицину. Это знакомые бюрократические уловки. На самом деле такого быть не должно. В самой богатой стране мира должны быть поддержаны и медицина, и культура, и искусство, и детские программы. И по человеческим, и по природным богатствам мы не уступаем никому. Тут не может быть «экскьюзов», как говорят наши друзья англосаксы. Нам пора уже научиться распределять эти богатства равномерно по всем регионам России».

Валерий ИВАНОВ,

лауреат Губернских премий

в области культуры и искусства

и премии Фонда Ирины Архиповой

Фото Александра ШАПУНОВА


← события

Театральный Фестиваль Третий звонок

Мастер-классы Академии барочной музыки. Подать заявку.

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша