Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

IV международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»

«Белая сирень»: Рахманинов, до и после…

6 июня в Казани триумфально завершился IV международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень». В этом году фестиваль получился немного «с грустным оттенком», несмотря на насыщенную программу и знаменитых участников.

Неожиданный уход из жизни Святослава Игоревича Бэлзы, ровно три года назад открывавшего мемориальную доску с именем Рахманинова на Ратуше, и лично сажавшего здесь на Площади Свободы белую сирень, потряс, конечно, всех и наложил печальный оттенок на события фестиваля. Александр Сладковский, художественный руководитель фестиваля, главный дирижер симфонического оркестра Республики Татарстан, признался, что «это был настоящий Командор, выдающийся музыковед, великий, потрясающий ведущий, который представлял нас так, что после этого можно было уже не играть – зал рукоплескал…».

IV международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»

А для Дениса Мацуева, приехавшего в Казань участвовать в третьем концерте фестиваля, на новом рояле Steynway, который он выбирал для оркестра Республики Татарстан, это стало личной потерей... «Я не могу найти себя, потому что не могу представить, понять, что его больше не существует, - поделился своими ощущениями с журналистами Денис Мацуев накануне концерта. – Это уникальная личность для всех нас, нашей культуры.  У меня впервые в жизни ушел такой близкий человек, и я нахожусь в смятении. Безусловно, сегодняшний концерт будет посвящен ему. Представить то, что он уже никогда не будет тебя со сцены представлять, это ужас. Это пустота. Я не вижу таких людей, которые могут так ввести в концерт и публику, и самого артиста. Говорили, что ходили даже не на самого артиста, а на Бэлзу, и в этом есть абсолютная истина. У него было уникальное видение, уникальная интродукция, как будто каждый раз, выходя на сцену, он давал мастер-класс… Я горд, что мы общались, я много почерпнул из нашего общения. Понимаете, второго такого нет! При том, что 150 миллионов человек в России, второго Бэлзы никогда не будет. Он останется вместе с нами, всегда…Он неоднократно бывал в Казани, на «Белой сирени», он очень любил Сашу, оркестр, гордился, что у нас появился такой коллектив. Это большое горе для всех нас».

IV международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»

Но жизнь продолжается, и фестиваль в Казани порадовал своих поклонников разнообразной программой и высокопрофессиональным уровнем всех участников. В течение двух недель – с 24 мая по 6 июня – лучшие образцы русского романтизма, начиная от Чайковского до Прокофьева, были представлены казанской публике в исполнении прекрасных музыкантов, в сопровождении великолепного симфонического оркестра Республики Татарстан.

Что такое есть в Казани и в самом Сладковском, что сюда с удовольствием приезжают знаменитости? Да, за три года фестиваль, посвященный в столь полном объеме Рахманинову, пожалуй, стал «эксклюзивным», своего рода визитной карточкой города. Здесь побывали с выступлениями Денис Мацуев, Борис Березовский, Николай Луганский, Фредерик Кемпф, Полина Осетинская, Рамзи Ясса, Шон Боткин, Андрей Коробейников, Владимир Федосеев, Даниэле Рустиони…А в этом году в концертах фестиваля приняли участие пианисты Денис Мацуев, Александр Торадзе, Вадим Руденко, Рустем Хайрутдинов, дирижер Кен-Дэвид Мазур и Академический Большой хор «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича. Как Александру Сладковскому удается собрать таких музыкантов далеко от столицы? Может, это особая атмосфера всеобщей любви к хорошей музыке, внимательное отношение руководства города и республики к развитию культуры в регионе, энтузиазм самого Александра Сладковского, да и просто гостеприимство жителей Казани притягивают сюда?

IV международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»

Публика в Казани потрясающая. На четырех концертах фестиваля побывало – по приблизительной оценке организаторов – около 3500 зрителей, хотя зал в общей сложности вмещает около 700 человек…Люди были готовы хоть на одной ноге стоять, лишь бы слышать вживую и видеть собственными глазами, как великолепный Денис Мацуев исполняет сложнейший Первый концерт Рахманинова на новом Steinway. А симфонический оркестр Республики Татарстан! Его уровень таков, что любому исполнителю работать с оркестром легко и приятно. Не случайно ведь Денис Мацуев сказал, что «я приезжаю в Казань уже как к себе домой, горжусь тем, что мы дружим. Находясь рядом с ними все эти годы, вижу, как прекрасно они развиваются. Раньше мало кто знал этот оркестр, но сейчас уровень его игры поражает. Мы не останавливаемся на достигнутом, работаем в связке и с оркестром, и со Сладковским, и каждая репетиция для меня - это открытие».

Симфонический оркестр Республики Татарстан

Симфонический оркестр РТ заслуживает особого внимания. Даже внешний вид оркестра впечатляет – мужчины в одинаковых элегантных черных фраках, лакированных туфлях, с обязательными бабочками и шелковыми поясами, в белоснежных рубашках, женская часть оркестра облачена в струящиеся черные платья…Заботливость в деталях сразу бросается в глаза. На вопрос про форму оркестра Александр Сладковский, улыбаясь, ответил, что это эксклюзивная разработка итальянских дизайнеров, и большая часть коллекции была отшита в Италии (только женские платья шились в Казани, но из материала, выбранного итальянцами). Ну, а потрясающая работоспособность оркестрантов, когда после невероятно трудной программы последнего концерта фестиваля, включающей сложнейшие шедевры классики, такие, как симфоническая фантазия «Франческа да Римини» Чайковского, три русские песни для хора и оркестра Рахманинова, Поэма экстаза Скрябина и Третья симфония Прокофьева, - причем на бис они исполнили головоломный и прекрасный фрагмент из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» и воодушевляющий «Славянский марш» Чайковского – им  пришлось вернуться на сцену, чтобы раз за разом повторять фрагменты произведений для записи на Mezzo (во время концерта из-за технических помех не все записалось идеально)? Маленькая деталь – после того, как глубоко за полночь запись наконец-то закончилась, а французы, довольные, ушли на поздний ужин, музыканты бесконечной вереницей врывались в артистическую к главному дирижеру, чтобы обнять его и поблагодарить…Вот такие они, казанские музыканты.

IV международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»

Но начнем по порядку. Фестиваль открылся 24 мая «Торжественным коронационным маршем» Чайковского, затем Вадим Руденко исполнил Второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром, а Рустем Хайрутдинов – Концерт-фантазию Чайковского. Аккомпанировал выдающимся пианистам-виртуозам симфонический оркестр Республики Татарстан, за дирижерским пультом которого в этот вечер стоял маэстро Кен-Дэвид Мазур. Но почему фестиваль, посвященный Рахманинову, открылся произведениями другого великого русского классика? «Я задумывал этот фестиваль, как фестиваль в широком смысле русской музыки – Рахманинов и его время. И до него, и после него, - объяснил концепцию фестиваля его организатор и художественный руководитель Александр Сладковский. – Это огромный пласт. Но при жизни Александра Борисовича Рахманинова совершенно невозможно было представить, что музыка Прокофьева будет звучать в одном концерте с Рахманиновым – Александр Борисович против этого очень бастовал…Но так вот волею судеб сложились обстоятельства, что он ушел из жизни, и у меня появилась некоторая свобода в выборе.

IV международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»

Ведь идея фестиваля совсем не в том, чтобы играть только одного Рахманинова из года в год. Я даже шире гораздо мыслил: ввязать в фестиваль его американский период, скажем, с теми композиторами, на которых он влиял уже в Америке – это огромнейший пласт! Это, в общем-то, и татарская музыка, потому что есть такое устойчивое мнение, что корни Сергея Васильевича все-таки идут от древнего рода Рахманов. В нем это, бесспорно, есть, это видно по нему, недаром Шаляпин – знаете, как его называл. Татарского в нас во всех много. Но в нем – гораздо больше. И та интонация, которая сквозит через все его сочинения – это слияние ориентальной музыки, вообще одно из направлений русской классической музыки, и это есть во множестве партитур. Это и до него было. Такое влияние Востока шло еще от Глинки, но Сергей Васильевич умудрился фантастически все это увязать. Поэтому татарская музыка по формату когда-нибудь и будет звучать в рамках этого фестиваля. Я думаю, что мы, конечно, будем расширяться и по времени, и по эпохам, и по стилю. Потому что Рахманинов был настолько многогранен, и впитал, и повлиял на других, что наверно, было бы неправильно играть только Рахманинова».

IV международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»

Второй концерт фестиваля, состоявшийся 28 мая, полностью подтвердил правильность выбранной концепции -  его программа, составленная из произведений гениального Прокофьева, была принята зрителями с искренним восторгом и энтузиазмом.

Концерт начался исполнением Первой симфонии Прокофьева, затем на сцене Концертного зала им.С.Сайдашева выступил знаменитый пианист Александр Торадзе, представивший прокофьевский Третий фортепианный концерт. Во втором отделении концерта прозвучала Третья симфония Прокофьева, в блистательном исполнении симфонического оркестра РТ, под управлением Александра Сладковского.

Презентация книг о Рахманинове и Шаляпине в Казани Владимир Пронин

Третий концерт, посвященный памяти Святослава Игоревича Бэлзы, по насыщенности событий стал, пожалуй, кульминацией фестиваля. Сначала организаторы провели презентацию книг о Федоре Шаляпине и Сергее Рахманинове, с участием московского издателя, Владимира Пронина. О фестивале в Казани Владимир Пронин узнал от Дениса Мацуева, и решил представить казанцам раритетные издания, связанные с жизнью Рахманинова и Шаляпина, бывших, как известно, близкими друзьями. Московский издатель привез на фестиваль три книги -  уникальные издания, в роскошном исполнении. Особенно привлекла внимание книга «Сказки Шаляпина» - великолепный альбом.

Затем состоялась встреча с Денисом Мацуевым и Александром Сладковским, на которой они поделились с журналистами своими впечатлениями о фестивале и новоприобретенном для оркестра РТ рояле Steinway.

Александр Сладковский Денис Мацуев Казань "Белая сирень"

Денис Мацуев от инструмента был в полном восторге. «Рояль выбрал не только я, но и весь коллектив Государственного симфонического оркестра Татарстана. Это лучший инструмент в мире. Мне кажется, его звучание здесь будет насыщенным, мощным, достаточно тонким, - заявил Денис. – Это действительно король всех инструментов, и при хорошем уходе прослужит долго, минимум 15-20 лет. Свое боевое крещение он получит здесь, на фестивале «Белая сирень».

Александр Сладковский добавил, что «фестиваль растет, и очень важно, что в этом году сделано такое приобретение, как рояль. В Казани инструмент необходим, потому что фестиваль Рахманинова – это в первую очередь фортепианный фестиваль. И я очень благодарен Денису, что он лично выбрал его для нас. Это особая честь и для оркестра, и для Казани».

IV международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»

По словам художественного руководителя государственного симфонического оркестра РТ, «планов у нас много. В сентябре продолжим фестиваль «Денис Мацуев у друзей», который становится уже традиционным в Казани. Интенсивность наших выступлений растет, недавно в Иркутске за четыре дня мы сыграли 16 аккомпанементов, и нам теперь ничего не страшно. Такие высокие планки взяты, такие высокие творческие задачи мы сами стараемся себе ставить, и это грандиозно. Я очень горжусь тем, что и у меня, и у ребят есть такой друг, всей своей мощью и искренним сопереживанием участвующий во всем, что мы делаем, и вы видите результаты. Мы уже выпускались в эфире по телеканалу Mezzo: 120 эфиров с трех концертов по всему миру. Два концерта будут записаны сегодня и завтра. Это невероятный для Казани показатель, и оркестр, который три года назад не имел имени, сегодня, во многом благодаря усилиям моего друга, становится начинающим лидером. Я счастлив, что у нас такое количество целей, планов, и очень рад, что жизнь невероятно интенсивна». Ну, а вечером состоялась презентация публике рояля и его «боевое крещение».

IV международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»

Арт-директор фирмы Steinway Ирина Баринова, передавая оркестру сертификат на инструмент, сообщила, что «этот рояль изготавливали три года две тысячи мастеров, он выполнен так, что ничто не мешает распространению звука». И действительно, из-под пальцев Дениса Мацуева, исполнившего в первый раз на этом рояле Первый концерт Рахманинова, объемный, звонкий, нежный и мощный звук летел так, что заполнил собой все пространство зала им.Сайдашева. Публика замерла, вкушая….Денис подарил зрителям прекрасные мгновения погружения в невероятные рахманиновские миры, вознес на такие высоты сопереживания, сопричастности к музыке, что, казалось, весь мир застыл в эти минуты, и ничего не существует – только музыка…Возвращать зрителей из этого музыкального транса пришлось уже Александру Сладковскому и оркестру, которые блестяще исполнили симфоническую поэму «Остров мертвых».  Во втором отделении этого невероятного концерта оркестр и маэстро погрузили нас в романтику монументально-мрачной стихии «Манфреда» Чайковского, да так, что после финальных аккордов зал потрясенно молчал.

IV международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»

И только через какое-то время, придя в себя, взорвался аплодисментами. И еще раз хочется отметить прекрасную профессиональную работу оркестрантов, каждая группа которых показала в этот вечер на сцене зала им.Сайдашева высочайшее исполнительское искусство. Да, это было совершенное воплощение замысла Петра Ильича в страстной, невероятно эмоциональной, чувственной интерпретации Александра Сладковского, сумевшего создать на сцене зала цельное, грозное, красочное многоплановое музыкальное полотно…Впрочем, о профессионализме казанских музыкантов мы уже говорили много, но каждый раз, слушая их, поражаешься уровню оркестра, мастерству и эмоциональной вовлеченности.

Последний концерт фестиваля еще раз ярко продемонстрировал вышесказанное. В этот вечер Александр Сладковский представил зрителям, как уже выше говорилось, сложнейшую программу, а для исполнения трех песен Рахманинова привлек известный московский хоровой коллектив «Мастера хорового пения» под управлением профессора Льва Конторовича. IV международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»

Хор прибыл в Казань в день концерта, и, по стечению обстоятельств (в Москве задержали рейс, вылетающий в Казань, на котором Александр Сладковский возвращался после церемонии похорон Святослава Игоревича Бэлзы), репетиция прошла в усеченном формате. Ворвавшись в зал за полчаса до концерта, Сладковский совершил еще одно чудо – успев пообщаться с участниками исполнения буквально в последние минуты перед началом концерта, собрал воедино оркестр и хор. Чудом можно назвать и концерт – так это было хорошо… Сам Сергей Васильевич словно любовался со сцены происходящим действом, с легким татарским прищуром разглядывая разгоряченную казанскую публику. К слову, его невидимое присутствие мистически ощущалось – как будто дух Рахманинова парил среди аромата белой сирени, растворяясь в божественных звуках, текущих со сцены. Соседство в программе одного концерта – Чайковского с «Франческой да Римини», Рахманинова с «Хоровыми песнями», Скрябина с «Поэмой экстаза» и Прокофьева с Третьей симфонией – оказалось абсолютно органичным и закономерным – в этот вечер публике был представлен весь спектр русской музыки, а энергетика концерта зашкаливала. Достойное завершение рахманиновского фестиваля.

Александр Сладковский репетиция Белая сирень

Уже глубокой ночью, после всех перезаписей с французами из Mezzo, на вопрос, все ли удалось так, как планировалось, Александр Сладковский ответил так: «Простой фестиваль трансформировался в три больших события: сам по себе фестиваль, презентация нового инструмента и самое главное – запись на Mezzo. И, если говорить о том, удалось или нет – можно сказать, что удалось даже больше, чем планировалось. Рояль был выбран Денисом Леонидовичем совершенно фантастический, роскошный, это оценили все люди, которые что-то в этом понимают, а их немало в Казани, они слушали это звучание, и не было никакой мистификации, все вышло, как задумано. Зал – особенно два последних дня – был практически аншлаговый, и даже с большим перебором. Нам удалось энергетически донести до людей – в этом и была задача фестиваля – самые главные срезы русской музыки – и стилистические, и эпохальные. И последнее, запись на Mezzo. Хотя обычно записи получаешь спустя какое-то время, но с учетом опыта работы с французами, их профессионализма, дотошности и качества, у меня нет сомнений -  все должно получиться». Уверены, что получилось, ведь по-другому и быть не может, когда за дело берутся такие профессионалы…

IV международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»

В следующем году нас ожидает уже пятый, юбилейный, фестиваль «Белая сирень» в Казани. Заранее предвкушаем, что нам приготовят маэстро Александр Сладковский и государственный симфонический оркестр Республики Татарстан… А за этот фестиваль – огромное спасибо. Такой подход и исполнение дорогого стоят!

Ирина ШЫМЧАК

Фото автора

Казань, 5-6 июня 2014 года

PS

Автор статьи и «Музыкальный Клондайк» выражают огромную благодарность Наталье Лукиной и PR-службе государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, за теплый прием и помощь в сборе материала. 

 

Театральный Фестиваль Третий звонок

Мастер-классы Академии барочной музыки. Подать заявку.

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша