Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

Георгий Исаакян: «Искусство - это про другое...»

Палитра тех представлений, которые привезли региональные музыкальные театры, разнообразна не только в стилях и жанрах, но также знакомит любителей и профессионалов с «настоящим» России. Руководство фестиваля изначально утвердило решение о свободном выборе тех спектаклей, которые хотят привезти регионы и, в период с 26 сентября по 14 ноября музыкальная Москва трансформировалась в необъятную театрально-музыкальную жизнь России. Какие-то спектакли были менее интересны, некоторые удивляли отдельными компонентами, что-то было просто невероятно, - но все это и есть лицо музыкальной России, такая как она есть. Фестиваль закрылся гала-концертом в Бетховенском зале Большого театра и церемонией вручения премии «Легенда». В нынешнем году лауреатами премии стали: звезда оперетты, солистка Белорусского государственного академического музыкального театра, Народная артистка Белорусской ССР Наталия Гайда, знаменитая оперная певица, солистка Якутского государственного театра оперы и балета, Народная артистка СССР Анегина Ильина, ведущая солистка балета Башкирского театра оперы и балета, Народная артистка РСФСР Леонора Куватова, блистательная солистка оперы в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, Народная артистка РСФСР Лидия Захаренко, солист Новосибирского театра музкомедии, Народный артист РФ Александр Выскрибенцев, выдающийся дирижёр, художественный руководитель Большого симфонического оркестра имени Чайковского, создатель множества оперных постановок на сценах лучших театров мира, музыкальный руководитель театра Геликон-опера, Народный артист СССР Владимир Федосеев. Чествуя их, организаторы фестиваля говорят: «Премия Легенда – наш поклон тем, кто посвятил свою жизнь театру. Художникам, чья жизнь в искусстве вдохновляет нас тянуться к звёздам, кому мы говорим под гром аплодисментов: Вы – ЛЕГЕНДА!»

Помимо театральных постановок, фестиваль включал в себя конференции, круглые столы, лабораторию молодых композиторов и драматургов и многое другое. Но всё это - огромная лаборатория музыкальной жизни страны. Георгий Георгиевич Исаакян рассказал «Музыкальному Клондайку», кому вручается премия фестиваля «Легенда» и поделился мыслями о том, действительно ли Москва встретила лучшие музыкальные спектакли страны:

- В рамках фестиваля, помимо насыщенной театральной программы, присуждается премия «Легенда». Кто выбирает победителей?

- Кандидаты на премию «Легенда» обсуждаются всем сообществом Ассоциации музыкальных театров на общей конференции, где присутствует большинство руководителей театров России, и потом утверждаются советом ассоциации. Это абсолютно открытая и демократичная процедура. А лауреатами становятся те люди, чьи имена уже вписаны в золотой фонд, в историю российского музыкального театра. Это люди, чьи свершения, достижения не вызывают сомнений ни у кого. Достаточно сказать, что лауреатом первой премии стал Владимир Викторович Васильев, народный артист Советского Союза и один из величайших танцовщиков 20 века. Сказать о нём, что это легенда- это сказать очень мало.

- Премия вручается только артистам?

- Нет, не только. Это люди, которые всей жизнью внесли вклад, они могут продолжать работать, но это не начинающие, даже не среднего поколения. Это люди, которые являются золотым фондом культуры, - это раз, во-вторых, это все театральные профессии. У нас лауреатами были и танцовщик, и артисты оперетты, солисты оперы, художник. На этот раз будут и дирижёры и так далее. Все люди, чей труд создает искусство музыкального театра России. И еще раз отмечу, что это не соревнования, у нас нет никакого конкурса. Это люди, перед которыми мы преклоняемся, и чьи фамилии вызывают у нас трепет. И каждый раз, когда мы объявляли имена лауреатов и выносили статуэтку на сцену - зал вскакивал.

- На ваш взгляд, зритель в действительности смог познакомиться с лучшими музыкальными спектаклями страны?

 - Мы не объявляли этот фестиваль, как фестиваль лучших спектаклей. Это фестиваль музыкальных театров страны и каждый театр определяет, что он считает визитной карточкой для себя на сегодняшний день. Что он считает возможным предъявить московской публике. Совпадают ли те ощущения театров изнутри с тем, что видят критики, люди, пишущие о музыкальном театре извне. И в этом, собственно, главная цель этого фестиваля, чтобы ощущения театров подвергались проверке. В нашем фестивале принимают участие театры, которые находятся друг от друга в тысячи километров. Это разные планеты, поэтому здесь нет лучших.

- Можно ли сравнивать региональный уровень постановок с московскими театрами или пропасть велика?

 - В искусстве не всему мера деньги. Понятно, что у Москвы и Петербурга другие финансовые и человеческие ресурсы. Но при этом искусство - это про другое. И иногда очень простой, очень бедный, очень визуально скромный, аскетичный спектакль производит большее впечатление, чем миллионы, вложенные в декорации и костюмы. Потому что декорации и костюмы не являются спектаклем, спектакль - это человеческий разговор о душе и это не подменяется никакими деньгами. В этом смысле, я думаю, что периодически мы видим в региональных театрах те вещи, которые не под силу узреть более обеспеченным столичным жителям.

Беседу продолжила исполнительный директор фестиваля «Видеть музыку» Наталья Зыкова:

- Вы остались довольны теми спектаклями, которые представили региональные театры?

- В моем понимании категории довольны-недовольны быть не может. Мы рады, что театры приехали. Уровень у каждого свой. Этот фестиваль показывает то, на что способен каждый регион. Все регионы, которые заявились - приехали. В этом году было 11 региональных театров, с прошлым годом количество не поменялось. У регионов есть интерес, а про уровень пускай говорят критики, это их работа. Наша работа - привезти их. На круглом столе театры сказали, что им важно то, что пишут о них.

- Как вы считаете, прошлогодний фестиваль стимулировал мотивацию у региональных театров?

- Про художественный уровень я не буду говорить, но география немного изменилась. Есть те, которые приехали второй раз, есть те, у которых еще не получилось, но интерес есть. Естественно, привезти целый коллектив - это достаточно непростая задача. Да и потом мы знаем, что финансирование музыкальных театров, театров оперы и балета, оперетты недостаточное. Например, театр «Зазеркалье» и «Санкт-Петербург Опера» приехали благодаря комитету по культуре Санкт-Петербурга. Мы являемся социально- политическим рычагом воздействия на такие структуры. С театрами приезжает и руководство регионов, а это опять же дополнительные расходы. Но публика всегда очень рада видеть своих земляков в Москве. На спектаклях, которые привёз театр оперы и балета из Бурятии в зале было много «своих». Это частичка того места, с которым у них связаны лучшие воспоминания о детстве. Многие зрители подходили и говорили много тёплых слов после спектаклей.

- Какие были самые запоминающиеся постановки этого года?

Мы безумно рады, что все приехали. Как публика их встречает, это остается на совести театров. И мы принципиально отбор делать не будем.

Беседовал Антон ИВАНОВ

Фото: Елена ЛАПИНА


← события

Театральный Фестиваль Третий звонок

Мастер-классы Академии барочной музыки. Подать заявку.

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша