Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

В Москве открылся первый фестиваль «Видеть музыку», в котором принимают участие ведущие музыкальные театры России: от Иркутска и Кузбасса до Дагестана и Крыма.  На столичных площадках с 27 сентября до 4 ноября покажут более 30 спектаклей. Московских меломанов ожидают спектакли Краснодарского театра «Премьера» (современный балет «Анна Каренина», 18октября, театр Новая опера), Дагестанского оперного театра, который привозит в столицу музыкально-поэтический спектакль «Медный всадник» (19 октября в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко) и одноактные балеты «Гамлет», «Поэт и муза» и «Тамара» (20 октября, Театр Сац), петербургского театра "Санктъ-Петербург Опера" (опера Ж.Бизе «Искатели жемчуга» 27 октября в Геликон-опере и камерной оперы «Не тольколюбовь» Р.Щедрина 28 октября в Театре Покровского). Ростовский музыкальный театр представит в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко постановку оперы «Женитьба» М.Мусоргского (1 ноября) и одноактные оперы «Маддалена» С.Прокофьева и «Дневник Анны Франк» Г.Фрида (2 ноября). Бурятский оперный театр позволит вспомнить москвичам о «бурятском бельканто» (именно так в середине прошлого века называли мастерство певцов этого театра), привезя в столицу оперу «Тоска» Д.Пуччини (3 ноября, Новая сцена Большого театра). Однако, несмотря на всё жанровое разнообразие, только один из спектаклей фестиваля – «Геракл» Г.-Ф. Генделя – представляет барочную оперную традицию. В рамках нового фестиваля постановку привезли из Башкирского государственного театра оперы и балета и представили на сцене столичной Новой оперы.

В России редко обращаются к старинной музыке по ряду причин. Многим отечественным коллективам не хватает инструменталистов и певцов, владеющих хорошим стилевым исполнительством. Помимо сугубо профессиональных, есть и финансовые причины: ведь по статистике аншлаги обеспечиваются не экспериментами, а «золотой классикой». Здесь надо отдать должное уфимскому театру, который первым в нашей стране взялся за полноценную постановку «Геракла» (пару лет назад в Москве состоялось концертное исполнение этой оперы).
 
Однако шедевр Генделя в режиссёрской версии Георгия Исаакяна башкирская публика восприняла неоднозначно: после премьеры в приемную Республики поступило обращение граждан, возмущенных тем, что на столь провальную, по их мнению, постановку потрачено 11 млн. бюджетных рублей. Проведя нехитрые математические подсчеты, дотошные зрители решили, что часть этой крупной суммы куда-то пропала. Дескать, не стоят столько декорации простой советской квартирки, незамысловатые костюмы и работа театральной команды. Башкиры, видимо, ожидали увидеть историю о Геракле в виде блокбастера (вроде «Трои» с Бредом Питтом), а получилась камерная драма на подобие «Пяти вечеров» Михалкова.
 
Главный герой (в исполнении Яна Лейше), появившийся на сцене в плаще и шляпе, внешне и правда был похож на Станислава Любшина. Только вот опера оказалась не о самом Геракле и даже не о знаменитых подвигах: она была посвящена трагической любви его жены Деяниры (сопрано Лариса Ахметова). После возвращения героя с войны их семейная жизнь стала невыносимой из-за жгучей ревности супруги. Страстная Деянира почти потеряла рассудок и, пусть и не намеренно, сожгла Геракла, подарив ему отравленное одеяние. К счастью, боги Олимпа, узнав об этом, даровали храброму воину бессмертие.
 
Сюжет оперы очень созвучен нашему времени, что и подчеркнул Исаакян, перенеся действие в современные реалии. Кто-то может увидеть здесь и Советский Союз, но это не принципиально: быт многих российских граждан с тех времен существенно не изменился, а уж проблемы человеческих отношений и вовсе вечны. Режиссёр выстроил и диалог с Древней Грецией: во втором действии у каждого героя появляется двойник из Эллады.
 
Еще одним связующим звеном между античным театром и театром наших дней стал хор, комментирующий происходящее. Его участники не только исполняли написанные Генделем музыкальные номера, но и служили своеобразным «термометром» сцены: в зависимости от настроения героев одежды хористов меняли свой цвет. В серых тонах – эпизод с тоскующей по мужу Деянирой, в синих – море, по которому плыл Геракл, в ярко-красных – «пламя» ревности и поджог ненавистной «хрущевки».
 
Со сложной партитурой Генделя оркестр Башкирского театра справился на отлично. Чуть-чуть не хватало блеска и взрывных контрастов, как обычно бывает в интерпретациях барочных ансамблей, но зато дирижёр Артем Макаров чутко следовал за певцами и сумел достичь гармоничного баланса всех участников. Не совсем удачно прозвучали хоры: мужские голоса просто «потерялись» в общей звуковой массе.
 
Блистательно выступила солистка театра и участница концертных исполнений барочной музыки в Московской филармонии сопрано Диляра Идрисова. В виртуозной партии Иолы, пленницы Геракла, она с лёгкостью брала самые высокие ноты и филигранно «вырисовывала» пассажи хрустальным голосом. Остальным же певцам в «хитросплетённом» вокальном языке Генделя было достаточно сложно: тенору Сергею Сидорову (в роли Гилла) не хватало мощности в верхнем регистре, вестница Лихас - меццо-сопрано Катерина Лейше, видимо, простудилась, отчего в звуке присутствовал сип, а главные герои пели слишком тёмным «русским» звуком, что мешало единству стиля.
 
Столичная публика приняла спектакль тепло, несмотря на некоторые спорные режиссёрские решения. Например, несколько комично выглядела сцена смерти Геракла: герой в приступе агонии срывал с себя хитон и, оставшись в алом костюме, символизировавшем окровавленное тело, катался по сцене и сбивал мебель.
 
Забавно выглядело и стоявшее в углу комнаты пианино (при повороте конструкции оно оказалось муляжом), внутри которого устроили кладовку. В небольшое пространство декорации втиснули еще и ванну с душевой лейкой, «стенку» и диван. Для полноты картины этой «энциклопедии русской жизни» постановщики нашли место и хмельным застольям со звонкими чоканьями.
 
В конце оперы герои современности остались на своём пепелище, а артисты хора превратились в мраморные античные колонны, оставшиеся единственными безмолвными свидетелями минувших событий.
 
Ирина Севастьянова
 
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля

← события

Театральный Фестиваль Третий звонок

Мастер-классы Академии барочной музыки. Подать заявку.

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша