• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Друзья, 23 января в Камерном театре им.Б.А.Покровского  мы встречались с руководством театра, с теми, кто бережно и искренне продолжает доносить до нас его талант, пассию, творения…Сначала мы хотели написать то, что обычно пишется после общения на пресс-конференциях. Но, видимо, душа Бориса Александровича, витая в любимых им стенах Театра, подсказала, что тот разговор, волнующая беседа, что состоялась в рамках официального мероприятия – Закрытия фестиваля «Год Покровского», должна быть передана вам, нашим читателям, поклонникам творчества великого российского оперного режиссера, полностью. Так, как  о великом Мастере вспоминали. Только правда…Очень личная и эмоциональная.

Наталия Сурнина, руководитель литературно-драматической части Камерного театра им.Б.А.Покровского

23 января – день рождения Бориса Александровича Покровского. «Каждый год, в январе, я праздную два дня рождения – свое и Камерного театра. И если прибавление нового года в моей жизни все грустнее и грустнее, то прибавление каждого нового года в возрасте Театра примиряет меня с непрерывным бегом времени, - писал Борис Александрович в своих заметках. И вот в этом году уже исполняется 101 год со дня рождения Бориса Александровича и 41 год нашему театру. Весь прошлый, 2012 год, был юбилейным, и сегодня тема нашей встречи – это итоги 2012 года, года Покровского, и представление того спектакля, который был специально создан к этому юбилейному году, спектакля, который мы назвали  Гала-представление «Диалоги с Покровским». Участники пресс-конференции – те, кто делал этот спектакль. Это автор идеи, сценария, режиссер-постановщик Михаил Кисляров;  дирижер-постановщик, главный дирижер нашего театра, народный артист России Владимир Агронский; это художник, который работал над спектаклем, заслуженный деятель искусств России Виктор Вольский; народный артист России Сергей Юрский, который читает фрагменты из книг Покровского, и директор нашего театра Олег Станиславович Михайлов.

Михаил Кисляров, режиссер-постановщик спектакля "Диалоги с Покровским"

В первую очередь хочу от имени руководства и от имени Театра поблагодарить вас за то, что весь этот год средства массовой информации были с нами, следили за тем, что происходит в театре, ругали нас, хвалили, но не оставляли без внимания. И нам это очень приятно – значит, мы что-то для этого реально делали и продолжаем делать. Конечно, открывать всегда приятнее, чем закрывать. Сегодня у нас закрытие фестиваля, слово не очень такое приятное, может быть, завершение фестиваля «Год Покровского», так мы его назвали, так мы его захотели назвать, для  того, чтобы крикнуть в пространство нашей страны, и может быть, не только нашей,  о том, что был, есть и остается такой великий человек, такой великий режиссер, как Борис Александрович Покровский.

Для нас, кто провел с ним несколько десятилетий в помещении Камерного театра, когда-то на Соколе, потом здесь на Никольской, это не пустые слова. Это целая жизнь…Этот человек дал нам путевку в эту жизнь и вектор, по которому мы старались двигаться и продолжаем идти.

Мы открыли этот фестиваль спектаклем «Диалоги с Покровским» и этот спектакль является, в какой-то степени, не просто данью, нашим почтением к этому человеку. Этот спектакль  -  наша совесть, потому что сейчас пора отдавать то, что что было отдано нам Борисом Александровичем. Эта пора наступила после его ухода и поддержать театр, удержать то направление, которое было создано тогда –это наш долг и дело совести прежде всего. И этот спектакль  (мы называем его «спектаклем», хотя это гала-представление) - это наше представление о Борисе Александровиче Покровском. Это наше представление о том, чем жил этот человек, как он создавал театр (речь пойдет именно об этом театре, потому что он  работал и в Большом театре, но это уже дело Большого театра), за эти 37 лет что было создано и что было передано его ученикам, артистам, дирижерам, режиссерам и так далее. Это Гала-представление состоит, конечно, в первую очередь, из отрывков лучших спектаклей Бориса Александровича: тех, которые мы стараемся сохранять в репертуаре, и тех, которые уже не идут и, может быть, не пойдут в ближайшем обозримом будущем. Это видео и аудио архивы, многие из которых вам, наверно, не знакомы, собраны из разных источников, телевидения и кинематографа, интервью, которые Борис Александрович давал…но дело в том, что все его интервью  – это был всегда живой диалог, это был всегда живой человек, который четко видел свою цель и те, с кем он общался – это были его со-беседники.

И вот, мы хотели бы, чтобы в этом представлении собеседниками стала вся труппа Камерного театра. Борис Александрович оставил колоссальное литературное наследие. Очень много книг, посвященных любимой профессии, которой он занимался всю свою жизнь. Когда мы открыли эти книги, конечно, не впервые, мы поняли, что эти книги тоже есть ТЕАТР. Это тоже живой диалог и это тоже человек. И я обратился к Сергею Юрьевичу Юрскому, чтобы привлечь его к участию в спектакле, не просто зачитывать какие-то монологи или фрагменты из книг, а выразить его отношение к этому человеку, к театру. Почему именно Сергей Юрьевич? Я раскрывать не буду, потому что этот небольшой секрет Сергей Юрьевич раскроет сам в спектакле, в самом Гала-представлении. Но делает он это превосходно. Конечно, сегодня мы просто повторяем то, что было год назад на открытии, мы, если честно, даже не предполагали, что это будет повторяться. Но получилось так, что это представление сложилось в какой-то интересный, как показалось зрителям, ряд, и на завершении фестиваля мы решили этот спектакль повторить.

Маэстро Владимир Агронский, музыкальный руководитель постановки и дирижер, народный артист России

Когда уходят такие люди, всегда начинается какой-то новый отсчет своей собственной жизни. Печальный. Я, когда участвую в этом представлении, не могу, все время плачу, настолько это все близко и чем дальше, тем ближе, как ни странно. Чем дальше, тем больше его не хватает. И я думаю, что эта боль – она неизбывна, она навсегда… С ним связана вся моя жизнь, жизнь театра, моих коллег, артистов. Хорошо, что мы нашли такую форму упоминания и пытаемся как-то так поклониться Мастеру. В принципе, театр – это не музей, театр – это очень живой организм, и поиски жизненной энергии все равно связаны с Борисом Александровичем. Хоть он и ушел от нас. Тем не менее, каждый свой шаг, каждое свое движение в жизни сверяешь с Мастером. Все время думаешь, а что бы он здесь предложил, что бы он здесь сделал… Мы стараемся. Стараемся не уронить этот образ, стараемся его не затоптать, как это происходит со многими выдающимися деятелями культуры сейчас в угоду нашим новым меркантильно-рыночным отношениям. Стараемся, чтобы лицо Мастера осталось. И хочется верить, что у нас это получается более-менее.

Виктор Вольский, художник-постановщик, заслуженный деятель искусств России

С Борисом Александровичем связано так много при жизни, что говорить-то трудно. Настолько это была многозначная фигура, во всех отношениях. И удивительный Человек, и великий Учитель, блистательный Режиссер. Сегодня в этом спектакле я тоже ловлю себя на том, что присутствует Покровский в его диалогах, речи, его обращении к актерам. И это действительно великое счастье, что мы имели возможность соприкасаться с этим большим Мастером, удивительным человеком. Это были великие уроки мастерства, преподанные всем нам. И само появление Бориса Александровича в этом театре было удивительным! Все ставали на котурны. Потому что понимали, что в обыденном состоянии, в нормальном, невозможно с ним работать. Надо чуть-чуть подтянуться выше…Такая высокая планка. Несмотря на преклонный возраст, он был моложе всех нас. Моложе духом, энергетикой – энергетика была потрясающая совершенно. Интерес к жизни, к театру, к актерам, к постановочной части. Ко  всему…

В этом спектакле – фрагменты, куски из спектаклей, которые были сделаны Мастером. Но для меня лично, самое интересное было – это репетиции. Жаль, что почти не снимали его репетиций.

Я вспоминаю маленький эпизод, обращу ваше внимание, 1987 год. В этот сезон с Борисом Александровичем мы делали «Дон Жуана», «Князя Игоря» в Италии, «Хованщину» в Финляндии и Эстонии…Он говорил, какое счастье, что меня выгнали из Большого театра и я имею возможность работать. Работать там, где хочу, где хотят меня видеть. Как всегда бывает, надо сдать макеты, эскизы и так далее, не хватает времени…приезжаешь, надо уезжать…Я должен был принести какую-то бутафорию, эскиз на «Дон Жуана». Приношу картинку, но опоздал минут на десять. Репетиция началась, репетировали Увертюру. Это момент, когда Дон Жуан забирается на решетку. Я сидел, забыв о времени, обо всем на свете, где я нахожусь….потому что так точную музыку, мизансцены Борис Александрович делал, как волшебник. Когда Мочалов, молодой актер, прыгал на эту решетку в такт музыкальному, какое-то содрогание было, такой нерв, напряжение…Сегодня, я вижу, – все вроде так. И прыгает тот же актер, Мочалов, на эту решетку, немножко постаревший. А вот этого содрогания не происходит, потому как понимаешь, что в зале сидит вот этот мудрый, великий Учитель Борис Александрович Покровский… И действительно, по пять, шесть, семь, восемь часов, не отходя, он репетировал с актерами. Все, что возможно, сам брал от них и давал им совершенно невообразимое, потому что он, как никто, понимал индивидуальность актера:  что он может, а что – нет, как изменить мизансцену, как вложить нечто иное в данную индивидуальность.

Сейчас таких режиссеров, если они есть – очень-очень ничтожное количество во всем мире. Я рад, что в театре сохраняется репертуар Бориса Александровича, идут его спектакли, они не уничтожаются. Это великая вещь. Театр – не мемориал, но в то же время посмотреть, окунуться в то великое достояние, которое оставлено Борисом Александровичем, а оно в этом театре, в этих стенах живет,  – это радостно.

Сергей Юрский, народный артист России

Те из вас, кто не видел спектакля, и те, кто будет смотреть его впервые, я думаю, подчинятся какому-то звериному обаянию этого человека, всеохватывающему. Тут висят разные портреты, вот уже который раз я здесь, и всегда смотрю на этот…Хороший портрет. Таким он мне видится в моей памяти. Как живой. И теперь я привык уже видеть  его в этих повторяющихся на репетициях прошлого года, этого года, отрывках из его съемок, когда его снимали.

Он абсолютно пронизывающий человек. Он опасный человек. Его голос, завораживающий, похож на голос крокодила. В России крокодил, потому что они у нас не водятся, считается самым добрым животным, которое в результате пожирает зло. Вот таким пожирающим человеком в его интонациях, в его глазах, в его общении, которое Вы увидите на экране, он для меня существует. Поэт говорит: «Но пораженья от успеха ты сам не должен отличать». Красивая, вроде бы, формула, хотя, по-моему, должен отличать, во всяком случае, режиссер,  и актер тоже... Борис Александрович фантастически, колоссально отличал поражение от успеха. Причем в театре (в отличие от кино, которое – сделано и сделано, а театр сделан, но он продолжается, это – представление) не чувствовать, что сегодня – поражение,  а сегодня – успех, не отмечать этого  – это падение. Это стабилизация, застой, который для театра – гибель. У него театр не мог погибнуть, и он не погиб. Он отличал добро от зла, и если он под добром не имел в виду многих важнейших сторон жизни – экономики, промышленности и всего прочего, то вы услышите, как он произносит слово ОПЕРА, когда говорит о том, что его волнует, к чему он стремится.

Это – о Борисе  Александровиче. А теперь несколько слов хочу сказать о моем стороннем присутствии в этом спектакле, в Гала-представлении. Я видел, как работают эти люди, я видел, что они создали, а создали они невероятное… Вся труппа участвует в спектакле, а это человек 60. Но у меня, находящегося с людьми, ощущение, что их 200, потому что они переодеваются, меняют маски, гримы, костюмы, меняют способ поведения и возникает ощущение, что их – 200! Я вижу атмосферу этого театра, когда я попал в него много лет назад, на Соколе, тогда я смотрел со стороны. Только со стороны, и видел эту необыкновенную, иную структуру взаимоотношений людей к делу, и отношения к тому, что Он считал главным -  итог своей жизни, вообще для людей. Это его слова – «Опера переменит человека». Ошибался ли он? Конечно, это не истина. Но он не ошибался, потому что доказал это всей своей жизнью. И то отношение – я не верил, что Михаил Степанович решил возобновлять этот спектакль и всю эту круговерть, которую вы сегодня увидите – и как поднимут ее артисты, это, кстати, мы еще посмотрим, как мы войдем заново в ту же воду, это мы еще поглядим, войдем ли мы…но может, Маэстро так взмахнет, что войдем…и опять-таки, будем, будем по его призыву отличать, хуже или лучше, поражение или победа, вверх или вниз…Именно в этом, в живом  отношении, величие этого совершенно замечательного человека искусства, гражданина, любые слова здесь подходят…поэтому для меня окунаться второй раз в эту воду – большая честь и волнующая радость.

Что необходимо для того, чтобы имя  не осталось просто именем на табличке перед входом в театр?

Михаил Кисляров, режиссер-постановщик

Трудиться. И больше ничего. Трудиться и работать так, как ты считаешь правильным. Тот или этот путь выбираешь…Мы не будем тут ходить с флагами и говорить: мы ученики, мы последователи…Это покажет жизнь . Но нас четверо, включая нашего директора, который никогда не участвует в пресс-конференциях из скромности, и для нас это – плоть и кровь, это жизнь, в которой мы участвовали и живем. Вот, например, наш директор Олег Станиславович. Он прошел путь от монтировщика до директора театра. Можете себе представить, за несколько десятилетий… Он знает про театр все! А что говорить о дирижерах? Главный дирижер театра – Владимир Ильич Агронский, прошел всю жизнь у Бориса Александровича. Таких дирижеров, как Владимир Агронский, Анатолий Левин, который работал в театре, Геннадий Рождественский, который начинал – таких дирижеров я знаю трое, потому что они бок о бок жили тем, чем жил Покровский, и теми наставлениями и тем путем, каким он понимал театр…Мы работаем, с полуслова понимаем ,что так, а что – не так, что – хорошо, с нашей точки зрения, а может, с другой точки зрения быть по-другому. То есть взгляд, несмотря на наши, может быть, и споры, и ругань, у всех  один – общий. Я моментально могу сказать –  да, это наше, это нашей группы крови, а это – не нашей группы крови.

Олег Михайлов, директор театра, заслуженный работник культуры России

Я скажу кратко. Чтобы театр оставался именем, не надо прикрываться этим именем. Это имя нужно все время доказывать, чем мы, может, и занимаемся в последнее время. Что-то у нас получается, что-то очень хорошо получается. Что-то не очень хорошо... Но прикрываться мы этим именем не собираемся. Вот так.

Сергей Юрский, народный артист России

Я опять же, со стороны скажу, посмотрите, не вам я говорю, вы в курсе, а тем неведомым, кто задает вопросы. Как сохранили ли Покровского? Как узнать Покровского? Посмотрите на афишу этого театра. Вот что сохранил театр! Эта афиша не похожа ни на одну афишу оперного театра. Есть экспериментаторы во всем мире, у них своя индивидуальность. Но здесь – эта афиша, во-первых, вытекает из исканий Покровского тех лет, когда он работал, а во-вторых, абсолютно обновляет их. Оперный театр, который сделал шесть премьер за один год, Год памяти Покровского, кроме того, этот сегодняшний спектакль… Вот это и есть живая жизнь. Что касается музейного сохранения, будем откровенны, вы найдете сейчас достаточное количество посетителей, которые бы приходили просматривать его рукописи, книги. Можно, конечно, умиленно сложить губки и сказать – «да, люди придут». Сколько? Когда есть тот самый интернет, который он не успел проглотить…мало. А вот то, что жив Покровский – за это благодарность театру. Со всеми его этими ручками, перильцами, звоночками, сценой, столь трудно осваиваемой, потому что возможностей там мало…А они создают все новое и новое. Вот это и есть жизнь Бориса Александровича Покровского.

PS

Годовой театральный марафон, приуроченный к 100-летию со дня рождения основателя Камерного музыкально театра, великого оперного режиссера Бориса Александровича Покровского и 40-летию театра, 23 и 24 января завершился двумя показами гала-представления «Диалоги с Покровским», тем самым, которым год назад фестиваль открывался.

«Диалоги с Покровским» — это уникальный спектакль-приношение, рожденный в стенах театра по его законам и традициям, завещанным Борисом Александровичем. В его основу легли фрагменты лучших постановок Покровского, созданных на сцене Камерного театра — «Нос», «Ростовское действо», «Похождения повесы», «Дон Жуан, или Наказанный развратник», «Жизнь с идиотом» и др. Здесь можно услышать и «прямую речь» Бориса Александровича: в спектакль вошли видеофрагменты его интервью, в которых многие архивные кадры — уникальны. В гала-представлении также «оживают» страницы из книг режиссера. 23 января, в день рождения Покровского их читает народный артист России Сергей Юрский. Все это вместе создает ощущение живого диалога с Мастером. В представлении принимает участие вся труппа театра.

Фестиваль «Год Покровского», посвященный 100-летию со дня рождения великого оперного режиссера, основателя Камерного музыкального театра Бориса Александровича Покровского и 40-летию театра, продлился ровно год. Помимо гала-представления «Диалоги с Покровским», в его рамках было представлено 6 премьер: «Идоменей» В.А. Моцарта – Р. Штрауса (российская премьера), вечер одноактных опер В. Кобекина «Каприччио в черном и белом» («Шут и король», «Счастливый принц»), опера-поэма В. Рубина «Альбом Алисы», «Холстомер» В. Кобекина и «Альтист Данилов» А. Чайковского (мировые премьеры). В рамках юбилейного года в театре был создан музей Б. А. Покровского.

Ирина ШЫМЧАК

Фотографии автора


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей