• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



«Паломники ко Гробу Господню» Хассе

«Не слишком короткий Хассе, не слишком длинный Гендель…»

14 апреля в Концертном зале им.П.И.Чайковского в рамках филармонического абонемента «Шедевры и премьеры» Александр Рудин и Musica Viva представили новую программу – две барочные оперы «Паломники ко Гробу Господню» Хассе и «Ацис, Галатея и Полифем» Генделя.

Давно прошли те грустные времена, когда вокальное наследие барокко ютилось в андеграунде классической музыки и встретить его на территории нашей огромной страны было легче в закрытых оперных студиях и клубах при консерваториях, чем в концертных залах. Барокко нынче, слава богу, много, и много во всех проявлениях. Не забывают наши главные концертные площадки и ведущие коллективы ни про Генделя, ни про других, менее известных авторов.

Но даже на этом благодатном фоне ярко выделялся и стал для меломанов столицы заметным событием концерт абонемента Московской филармонии «Шедевры и премьеры», который состоялся 14 апреля в Концертном зале им.П.И.Чайковского: Александр Рудин, московский камерный оркестр Musica Viva и шесть молодых певцов представили, как это следует уже из названия абонемента, шедевр и премьеру барочного репертуара. И что тут, собственно, назвать «шедевром», а к чему отнести – «премьера», сложно, ибо оба произведения, фигурирующие в программе, являются одновременно и шедеврами, и премьерами…

Программа вызвала огромный интерес поклонников барочной музыки – в первом отделении исполнялась оратория Иоганна Адольфа Хассе «Паломники ко Гробу Господню», которую, мягко говоря, нечасто услышишь не только в России (именно это произведение маэстро Рудин включил в программу, как «премьеру»), а во втором было припасено также первое исполнение в нашей стране редкого сочинения Генделя – оперы-серенаты «Ацис, Галатея и Полифем» (шедевр юного Генделя). Произведения объемные, сложнейшие для певцов, при этом захватывающие изысканной барочной красотой.

Ноэми Сон, Морган Пирс

Александр Рудин, художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva, известен публике, как один из энтузиастов и пропагандистов редкой и мало исполняемой музыки, за что публика ему очень благодарна. При всей универсальности и многоплановости Рудина можно смело сказать, что музыка барокко занимает особое место в его сердце. Еще за месяц до премьеры в своем интервью Александр Израилевич объяснил, что «изначально была идея совместить в одной программе двух авторов…мы исходили из того, чтобы найти что-то не очень короткое у Хассе, и что-то не очень длинное у Генделя». Сейчас я вспоминаю те слова с улыбкой – «что-то не очень длинное у Генделя» вылилось в полтора часа погружения в генделевскую стихию. Впрочем, и Хассе получился действительно «не очень короткий» – первое отделение также длилось полтора часа.

Состав исполнителей в этот вечер оказался интернациональным во всех смыслах: внушительный заграничный десант вокальных солистов дополнился приглашенными солистами-инструменталистами: из Италии выписали прекрасную Тициану Аццоне с теорбой, из наших соотечественников к Musica Viva присоединились клавесинист Станислав Грес, органист Федор Строганов и виолончелистка Ольга Калинова.

За вокальные партии отвечали: Ноэми Сон (сопрано) и Александра Раволь (меццо-сопрано), обе из Швейцарии, сопрано Анна Горбачева, а также еще два меццо –  Дарья Телятникова и Мария Остроухова. Женскую часть состава усилил баритон из Австралии Морган Пирс. И, если с Дарьей Телятниковой мы имеем возможность встречаться на московских площадках довольно-таки часто, то все остальные, и Мария Остроухова, и Анна Горбачева, и Александра Раволь, и Ноэми Сон, и восходящая звезда мировой оперной сцены Морган Пирс были московской публике практически неизвестны.

К исполнению барочной музыки существует множество подходов: можно сделать аутентизм своей профессией, придавать огромное значение натяжению воловьих жил и безапелляционно рассуждать о том, как все было на самом деле, и как следует исполнять барочные шедевры. А можно просто беззаветно любить музыку и, не пытаясь копировать прошлое, смело сочетать его элементы с контекстом современности и всем тем обширным арсеналом выразительных средств, который стал доступен сейчас, в наше время…При исполнении оратории супер популярного при жизни Иоганна Адольфа Хассе Александр Рудин с музыкантами показали нам, что мы имеем дело скорее со вторым случаем.

Морган Пирс

Оратория «Паломники ко Гробу Господню» впервые была исполнена в 1742 году в Дрездене, а ее либретто стало последней работой Стефано Паллавичино, умершего спустя несколько дней после премьеры. Персонажи – четверо мужчин Агапито, Эудженио, Альбино и Теотимо (их партии исполнили соответственно Ноэми Сон, Анна Горбачева, Мария Остроухова и Александра Раволь) отправляются в Иерусалим, чтобы посетить места, где пребывал Христос в последние дни своей земной жизни. Паломников встречает проводник-отшельник, посвятивший жизнь служению Гробу Господню (Морган Пирс).

Анна Горбачева

Музыка оратории пронизана светлой печалью, в виртуозную красоту ее мелодий вплетены философские размышления о смысле жизни и наших духовных терзаниях, не случайно текст либретто признавался современниками Паллавичино литературным шедевром. Хассе же написал музыку яркую, щедро декорированную, очень полифоничную, эмоциональную. В непрерывной череде арий и речитативов было над чем работать и что показать и вокалистам, и инструменталистам. Ведомые Рудиным музыканты справились со своей работой блестяще, музыка звучала живо и страстно, и скуке не оставалось места на протяжении всего довольно длительного исполнения.

Морган Пирс и Александра Раволь

Маэстро Рудин мастерски соединил воедино все многочисленные элементы галантной, но при этом едва ли не громоздкой музыкальной конструкции Хассе. Особенно хотелось бы выделить блестящую работу Федора Строганова и Тицианы Аццоне, хотя и Станислав Грес, и Ольга Калинова ничуть им не уступали, а вокалисты продемонстрировали замечательные голоса и очень приличный уровень владения ими (сделаем скидку на огромные размеры Концертного зала им.Чайковского, в общем-то, не приспособленного для барочной музыки).                                                                                                                                                             

Мария Остроухова

Хороши были и обе меццо-сопрано (волнующий сочный тембр меццо Марии Остроуховой мне понравился больше), и выразительная Анна Горбачева, выступившая в непривычной для нее роли «второго сопрано», и хрупкая Ноэми Сон, а уже с первым появлением белокурого красавца Моргана Пирса стало понятно, что у московской публики появился новый любимец, каждой встречи с которым она будет ждать с нетерпением (в том числе и я). Проводник-отшельник получился у Моргана настолько убедительным, что все, сидящие в зале, сразу же поняли: молодой певец обладает фантастическими и вокальными, и драматическими возможностями, которые уже (ему всего 27 лет!) умело сочетает.

Завершилось «Паломничество» вполне заслуженными и долгими аплодисментами, антракт пролетел незаметно, и в зал полилась чудесная музыка Генделя. Написанная в 1708 году, после знакомства Генделя с современными достижениями итальянской музыки, опера-серената «Ацис, Галатея и Полифем» на стихи неаполитанского поэта аббата Никола Джиуло не исполнялась долгие годы. В основе сюжета – миф о трагической любви морской нимфы Галатеи и юного пастуха Ациса, убитого соперником, уродливым циклопом-великаном Полифемом. После смерти Генделя серената была практически забыта и пережила возрождение на Западе лишь в середине XX века, а теперь благодаря маэстро Рудину добралась и до нас.

«Ацис, Галатея и Полифем» Генделя

Классическое сочетание речитативов и арий в обрамлении изысканного и чуть манерного инструментального кружева, несмотря на предыдущие полтора часа погружения в барочную стилистику Хассе, произвело сильное впечатление. История любовного треугольника (на сцене с партией нимфы Галатеи появилась Дарья Телятникова, партию пастуха Ациса исполняла Ноэми Сон, а циклопа Полифема – Морган Пирс) не оставила равнодушным никого.

Ноэми Сон

Чувствовалось, что Ноэми Сон чуть устала, что, впрочем, неудивительно, учитывая ее вокальную нагрузку в этот вечер, а вот Морган Пирс продолжал демонстрировать такие вокальную форму и певческую харизму, что публика пребывала в полном восторге. Роскошный голос Пирса вызвал образ не страшного циклопа, а страдающего от безумной любви молодого человека, понимающего, что нет у него никакой надежды…

Морган Пирс

О партии Полифема следует сказать особо. Вот уж поистине – «партия-убийца!». Но эти пять зубодробительных арий, не считая бесконечных речитативов, дуэтов и терцетов, Морган Пирс провел блистательно. К примеру, ария «В сетях теней и мрачного ужаса ты запутаешься, мотылек!» просто потрясла: невероятный диапазон, безумные качели вверх-вниз, от рокочущих крайних низов до почти теноровых верхов и тут же обратно! Кто это выдержит? Пирс умудрился не только выдержать и преподнести этот генделевский вокальный беспредел на высочайшем уровне, пропевая каждую ноту, не теряя ни одного пассажа, но и вылепить роль, драматическую и яркую. И, что удивительно, последнюю арию он пел так же мощно и свежо, как и первую, как будто и не было этого изнуряющего вокального марафона.

Дарья Телятникова

Остальные участники серенаты – Дарья Телятникова (Галатея) и Ноэми Сон (Ацис) органично влились в процесс, создав с Пирсом живой и эмоциональный ансамбль. В барочном пении и Дарья Телятникова, и Ноэми Сон имеют неплохой опыт, в том числе и в исполнении генделевских шедевров. В «Ацисе, Галатее и Полифеме» обе певицы продемонстрировали и артистизм, и музыкальность, и прекрасную голосовую подвижность. Особенно хороша была Дарья Телятникова с нежно-виртуозными руладами и проникновенным драматизмом.

Оркестр отработал великолепно, бережно поддерживая солистов, маэстро Рудин играючи справился со всеми вызовами этого непростого вечера и сорвал в финале благодарную овацию.

Морган Пирс, Ноэми Сон

Хочется отметить, что появившаяся в последнее время мода на огромные программы и концерты, которые и по времени, и по силе воздействия на слушателя порой граничат с истязанием, была поддержана и в тот вечер. Но Рудину и всем музыкантам под его руководством удалось избежать ощущения чрезмерности (невзирая на нешуточный все-таки по продолжительности концерт), а радость встречи с ранее не слышанной музыкой и новыми голосами очевидно перевешивала все возможные неудобства. Конечно же, все мы будем ждать новых визитов Моргана Пирса в Москву и новых проектов маэстро Рудина.

PS Тем же, кто заинтересовался новым феноменом по имени «Морган Пирс», советую зайти на сайт meloman.ru в раздел «трансляции» и прослушать всю запись концерта от 14 апреля. Удовольствие и потрясение гарантированы!

Ирина Шымчак

Фото автора


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей