Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

Конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева

 

Иоланта - Ольга Маслова, Водемон - Чингиз Кадыров

ЧУДНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ ВЕЧНОЙ?

21 апреля Музыкальный театр Карелии представил премьеру оперы Петра Чайковского «Иоланта» в постановке петербургского режиссёра Василия Заржецкого. Музыкальный руководитель и дирижёр – главный дирижёр театра Михаил Синькевич, художник-постановщик – Юлия Гольцова, хормейстер – Александр Зорин.

В сюжетной основе «Иоланты» – пьеса датского драматурга Г. Герца «Дочь короля Рене». Поэтичная история слепой девушки полна не только романтики, но и подлинного драматизма. Внезапно вспыхнувшая любовь к незнакомому рыцарю зажигает в её сердце страстное желание увидеть мир и рождает мужество вынести муки, ценой которых она сможет прозреть.

Режиссер-постановщик Василий Заржецкий (это его первый опыт совместной работы с карельской оперой) представил «Иоланту» как поэтичную фантастическую сказку с серьёзным философским подтекстом. «В этой опере при всей её видимой воздушности всё гораздо серьёзней, чем кажется, а порой и очень трагично, – говорит Василий Заржецкий. – Готовы ли герои к кардинальному изменению судьбы после финала? Как будет жить прозревшая Иоланта без своего (иного, незрячего) мира? Сможет ли она любить не эфемерный голос таинственного рыцаря, а простого, конкретного человека? Нужна ли будет Водемону Иоланта, которая прозрела и тем самым потеряла романтический ореол зачарованной принцессы? На все эти вопросы мы пытаемся найти ответы вместе со  зрителями».

Роберт - Вячеслав Хавренок, Водемон - Павел Полянинов

Роберт - Вячеслав Хавренок, Водемон - Павел Полянинов

«Вместе со зрителями» в случае с карельской «Иолантой» следует понимать абсолютно буквально: на протяжении всего постановочного процесса театр открывал зрителям его тайны, обычно тщательно оберегаемые от посторонних глаз. За полгода до премьеры публике был предъявлен эскиз спектакля, представляющий почти законченную работу режиссёра и дирижёра с артистами и дающий представление о режиссёрской трактовке классического произведения. По окончании просмотра состоялась встреча режиссёра со зрителями. А перед премьерой Василий Заржецкий провёл открытую репетицию спектакля.

Режиссер признаётся, что хотел поставить спектакль о взаимопонимании. О том, как через понимание можно прийти к готовности помочь другому человеку, о самопожертвовании и внутреннем героизме. О желании понять, увидеть и услышать другого, близкого тебе человека. О любви и об обратной её стороне – эгоизме в разных его проявлениях.

В предложенной им трактовке образов под определение эгоистов попадают чуть ли не все окружающие Иоланту. Рене – её отец, одержимый безумной отеческой любовью. Водемон, полюбивший Иоланту, но гораздо лучше неё «знающий», что ей нужно. Марта, кормилица, обложившая ватой почти материнской любви девушку и предугадывающая её малейшие желания. Роберт – донжуан, которому дела нет до Иоланты, а что касается Матильды – так сколько их у него было и будет… Особняком в этой истории стоит врач Эбн-Хакиа. Он сулит исцеление, но не даёт гарантий, стремится провести некий медицинский эксперимент.

Эбн-Хакиа - Дмитрий Танеев, Иоланта - Наталья Ландовская,

король Рене - Вадим Мокин

По словам режиссёра, в процессе работы над «Иолантой» он много обсуждал с исполнителями образы героев, мотивы их поведения. Видимо, это в немалой степени способствовало глубине драматизма сценического существования артистов. Наталия Гродницкая, музыковед: «Обе исполнительницы партии Иоланты – дипломант Международного конкурса Наталья Ландовская и лауреат Всероссийского конкурса Ольга Маслова – естественно вросли в создаваемый образ. Они не абсолютно одинаковы, но обе гибко и в то же время по-своему реагируют на душевные порывы героини». Другие главные партии в «Иоланте» исполнили солисты театра Александр Ватолкин, Вадим Мокин (король Рене), Павел Полянинов, Чингиз Кадыров (Водемон), Павел Назаров, Вячеслав Хавренок (Роберт). Партию одного из центральных персонажей оперы – врача Эбн-Хакиа – на премьере исполнил солист театра «Зазеркалье», лауреат Международного конкурса Дмитрий Танеев. Слаженность и яркость актёрского ансамбля, подкупающе разнообразную палитру красок хора, точное и проникновенное звучание оркестра отмечали в дни премьеры присутствующие зрители. Исполнителям удалось пронести через весь спектакль драматическое напряжение, заложенное и в музыке Чайковского, и в событийной ткани оперы, и максимально обозначить его высокий градус в финале.

Режиссёр сделал финал своей «Иоланты» открытым: в последней сцене прозревшая Иоланта бросается в свою комнату, к своим игрушкам – туда, где когда-то она была счастлива. Сможет ли Иоланта привыкнуть к реальному миру, остаётся решить для себя каждому зрителю. Первые зрители уже сделали первые выводы.

Наталия Гродницкая, музыковед: «…в финале оперы возникает недоумённый вопрос: почему величественный радостный гимн, воспевающий Всевышнего, дарующего Свет и красоту мира, солнце – источник Света, оказывается во власти затмения. За несколько тактов до конца без оркестровой поддержки хор переходит на пианиссимо. Но эта авторская краска появляется только на мгновение, после которого возвращается оркестрово-хоровое фортиссимо. И только прочитав последнюю фразу предложенного в программке содержания оперы, понимаешь, почему постановщики пошли по своему пути: «Все славят свет и дар зрения. Но что принесёт это прозрение самой Иоланте?..» Наверное, с этим связано и решение сделать последней точкой сценического действия возвращение на просцениум Иоланты-девочки с характерным для невидящих жестом протянутых рук».

Иоланта - Наталья Ландовская, Водемон - Павел Полянинов

Иоланта - Наталья Ландовская, Водемон - Павел Полянинов

Надежда Семёнова, зритель (пришла на спектакль в числе незрячих зрителей, среди которых постановка «Иоланты» в Музыкальном театре Карелии вызвала живой интерес): «Я видела, а потом утратила зрение, поэтому мне сложнее понять чувства героини. Но для незрячего человека снова увидеть мир – это не главная мечта. В опере очень тонко подмечено: как можно желать того, чего не знаешь. Но думаю, что хуже от зрения не будет! К концу оперы Иоланта – уже сформировавшаяся личность. У неё есть заступник и защитник в лице отца, есть любовь. Зрение добавит её душе ещё больше чистоты и света».

Федор Соломенцев, студент консерватории: «В финале вместо радости узнавания героиня мечется по сцене в поисках возлюбленного и не узнаёт Водемона… Зато узнаёт свои детские игрушки, часть своего прошлого уютного сказочного мира, ныне покинутого ею. Теперь её окружает другой, возможно, враждебный реальный мир, от которого её защищала слепота и любящий отец. Сказка кончилась, а её счастливый конец неочевиден. Несоответствие музыки и того, что происходит на сцене, при всём том, что не изменено ни единого слова в текстах оперы, задевает и заставляет задуматься каждого».

 

Материалы предоставлены пресс-службой

Карельского музыкального театра

Фото Виталия ГОЛУБЕВА


← события

Дети в мире старинной музыки

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

 

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Сентябрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
      12 
 3456789 
 10111213141516 
 17181920212223 
 24252627282930

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша