• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Фото Павла Семянникова

Музыка пяти столетий и три премьеры: итоги Х Дягилевского фестиваля

Юбилейный, десятый Международный Дягилевский фестиваль завершился традиционным концертом Фестивального оркестра. Расширенный состав оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнил Шестую симфонию Густава Малера. Сначала в Перми, потом в Москве.

А до этого были 14 дней фестиваля, которые вместили в себя без малого 200 событий: 150 мероприятий в Фестивальном клубе событий, 20 — в рамках образовательной программы и 25 концертов и спектаклей. В общей сложности в основной программе фестиваля звучало более 70 часов музыки композиторов пяти столетий — от Чиприано де Роре до Леонида Десятникова.

Фото Павла Семянникова

Участники и гости фестиваля представляли более 12 стран мира, такие как: Аргентина, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Россия, США, Франция, Швейцария и другие. Вот что пишут гости о фестивале в немецкой газете DEUTSCHLANDFUNK:
Во время холодной войны Пермь была недоступна для посетителей. Бывший центр советской военной промышленности в настоящее время является домом для одного из самых инновационных культурных фестивалей России – и не только! (…) То, что Курентзис предложил с 17 по 30 июня в промышленном городе, можно было бы увидеть не только в России, но и на фестивалях Западной Европы. (…) [Такую премьеру «Травиаты»] можно было бы ожидать в музыкальных театрах Зальцбурга, Мюнхена или Парижа. Но реакция общественности показала правоту создателей: Пермский оперный театр на всех спектаклях был заполнен до отказа. Это также относится и к другим событиям, которые были представлены в разных местах города Перми.

Фото Эдварда Тихонова

Более 14 тысяч человек стали свидетелями 16 концертов, 4 опер, 3 балетов, 2 выставок и поэтического вечера. В этом списке и мировые премьеры произведения Александра Хубеева Game over для двух струнных квартетов и фортепиано и хоровой оперы Tristia Филиппа Эрсана. Последняя — создана специально по заказу Пермской оперы. Либретто — стихи русских и французских заключенных, от гонимых гениев до безвестных самоучек. Среди авторов есть Мандельштам, который попал в ссылку за стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…» и умер в тюремном лагере. Есть среди них и «узник совести» Варлам Шаламов, задокументировавший чувства и быт российских политических заключенных. Его текст во время премьеры читал Михаил Борисович Мейлах, бывший политзаключенным в Перми-36.

Тристия

Фото Эдварда Тихонова

Открылся Дягилевский фестиваль 2016 премьерой оперы «Травиата» режиссера Роберта Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса. Работа такого мэтра, как Роберт Уилсон, сразу переводит любой театр в высшую лигу. Пермь получила эту возможность, когда от постановки отказался Королевский театр в Мадриде, перекроивший свои планы, после того как интендант Жерар Мортье в силу болезни был вынужден отойти от дел. Теодор Курентзис предложил Мортье и Уилсону поставить «Травиату» в России. Всегда благоволивший Перми Мортье дал согласие. Его светлой памяти и была посвящена премьера.

Роберт Уилсон

Фото Марины Дмитриевой

Мастер с ярко выраженным индивидуальным почерком, Роберт Уилсон создает театр, который принято называть формалистическим и абстрактным. У артистов непростая задача — удержаться в рамках ограниченных выразительных средств (сценических движений немного, все мизансцены строго пронумерованы) и не потерять при этом эмоционального напряжения. Критики единодушно называют пермскую «Травиату» главным оперным событием сезона, а исполнительницу заглавной партии Надежду Павлову — сверхновой (а значит очень яркой) звездой.

Дягилевский фестиваль

Фото Марины Дмитриевой

Впервые в рамках Дягилевского фестиваля состоялась образовательная программа, в которой приняли участие 45 студентов из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга и даже из Китая. Мастер-классы пианистам давали Михаил Мордвинов и Полина Осетинская, скрипачам — Алина Ибрагимова, Томас Цейтмайер и Каролин Видман, дирижерам — Теодор Курентзис.

Фото Эдварда Тихонова

Во второй раз в этом году вручена Премия Дягилевского фестиваля для молодых критиков в области академической музыки и музыкального театра «Резонанс» (напомним, она была учреждена в 2014 году). Награды в 2016 году распределились следующим образом. Номинация «Лучший критический текст»: Премия I степени — не вручена; Премия II степени — текст Наталии Сурниной «Семь кругов ада в гостиничном номере»; Премия III степени — текст Аи Макаровой «Ломать — не строить. О спектакле Андрия Жолдака „Евгений Онегин“». Авторам достались памятные медали, дипломы и денежные призы в размере 75 000 и 50 000 рублей (премии II и III степени).

Наталья Сурнина Премия Резонанс Дягилевский фестиваль

Фото Антона Завьялова

Событийный формат — Фестивальный клуб, — отлично зарекомендовавший себя в прошлые годы, во время десятого Дягилевского фестиваля расширился в три раза. В пространстве клуба и малого павильона-купола состоялось около 150 событий (в 2015-м — 60): лекции и обсуждения, творческие встречи и видеопоказы; была организована детская и семейная программы (около 400 детей и взрослых приняли в них участие). 150 человек занимались йогой, капоэйрой и бегом в Театральном сквере. Для зрителей работала кофейня на открытой веранде клуба, а партнер фестиваля — телеком-оператор «Дом.ru» — снабжал всех желающих бесплатным доступом в Интернет. Около 2500 фотографий с хэштегом #diaghilevfest напечатаны с помощью Инстапринтера. За 14 фестивальных дней на разных мероприятиях в клубе побывали более 12 500 человек.

Фото Павла Семянникова

Проект «Место встречи» поставил своего рода рекорд по взаимодействию с партнерами. Его программа была организована при участии 40 институций: культурно-образовательных учреждений, бизнеса, клубов по интересам и неформальных объединений.

12 экскурсоводов провели 26 бесплатных экскурсий по Театральному скверу для 315 участников, еще 110 любознательных пермяков приняли участие в экскурсиях от горожан в рамках проекта «Свое видение». Виртуальную экскурсию по Театральному скверу на платформе приложения Maugry скачали более 150 раз.

21 июня в частной филармонии «Триумф» состоялась презентация нового парфюма под названием εαρ 16 (с греч. «весна»), в создании которого принимал участие художественный руководитель Пермского театра оперы и балета и Дягилевского фестиваля Теодор Курентзис.

Фото Марины Дмитриевой

Один из авторов парфюма швейцарский виолончелист Венсан Микотти, выступая перед собравшейся публикой, рассказал, как создавался новый аромат: от идеи до собственно ее воплощения; об его компонентах; почему были выбраны те или иные ноты: «Создание какого-либо аромата — это всегда очень важный процесс для меня, и не важно, создаю ли я сто флакончиков для продажи или это что-то созданное на заказ, как это было в случае с Теодором Курентзисом, который обратился ко мне.

Фото Марины Дмитриевой

Это действительно очень интересный процесс, поскольку маэстро не только великолепный и потрясающий музыкант, но и коллекционер духов». Парфюм εαρ 16 выпущен ограниченным тиражом (не более 80 флаконов). В Перми его можно приобрести в концептуальном магазине dress code (Ленина, 65) и концептуальном магазине PLACE (Советская, 28а). Вскоре парфюм появится и в Москве.

Фото Павла Семянникова

29 июня в фойе театра прошла официальная презентация первого российского издания мемуаров Жерара Мортье «Драматургия страсти». Жерар Mортье (1943—2014) — один из главных героев оперной сцены рубежа ХХ—XXI веков. В разные годы интендант брюссельского Королевского театра Монэ (Théâtre royal de la Monnaie), Парижской оперы (Opéra de Paris), мадридского Королевского театра (Teatro Real), Зальцбургского фестиваля, основатель и руководитель фестиваля RUHRtriennale, человек, создавший музыкальный театр таким, каким мы его знаем сегодня. В 2014 году Международное жюри Премии Дягилева присудило награду Жерару Мортье посмертно — за огромный вклад в искусство и за выдающуюся роль в развитии музыкального театра. Денежный фонд премии был направлен на издание русской версии его мемуаров.

Драматургия страсти Жерар Мортье

Книга «Драматургия страсти» (Dramaturgie d'une passion, Paris, Christian Bourgois éditeur), опубликованная впервые по-французски в 2009 году, — манифест легендарного интенданта. Мортье излагает свое видение оперного жанра, вспоминает важнейшие этапы карьеры, формулирует прин­ципы художественной политики ведущих музыкальных театров и фестивалей Европы. На русском языке книга вышла впервые. Перевод подготовил Борис Игнатов, драматург, критик и соратник Мортье. В русское издание включены эссе о Жераре Мортье, написанные его соратниками — Теодором Курентзисом, Питером Селларсом, Дмитрием Черняковым, а также интервью Жерара Мортье российским критикам. Книга вышла тиражом 500 экземпляров, и ей заранее прочат славу библиографической редкости. Приобрести книгу можно будет в Пермском театре оперы и балета, а также в магазинах Санкт-Петербурга и Москвы.

musicAeterna Теодор Курентзис Шестая симфония Малера

Фото Антона Завьялова

Точкой двухнедельного музыкально-театрального марафона в Перми уже по традиции стала Симфония Густава Малера, в этом году Шестая, в исполнении Фестивального оркестра. Специально для этого к коллективу musicAeterna присоединились 60 выдающихся солистов из лучших европейских оркестров. За дирижерский пульт встал маэстро Курентзис. А после Х Дягилевский фестиваль впервые вышел за рамки Перми. В Москве музыканты исполнили Шестую симфонию Малера в Большом зале консерватории.

Теодор Курентзис

Фото Антона Завьялова

«В отмеченном штампом коммерции искусстве Теодор Курентзис играет с неповторимым стилем, самоотдачей и со смелостью идет на артистический риск», — отметили учредители престижной премии KAIROS, присужденной музыканту в 2016 году. И это отмечают как публика, так и критики. Маэстро уже признали мастером интерпретации Рихарда Вагнера, тому подтверждение — работа над одной из главных премьер фестиваля RUHRtriennale осенью 2015 года, оперой «Золото Рейна».

Теодор Курентзис

Фото Эдварда Тихонова

Логичным продолжением выглядит работа Курентзиса над произведениями Малера: этих двух композиторов исследователи нередко сравнивают, приходя к выводу, что Малер во многом преемник Вагнера: и в способах полифонизации, и в развитии, и даже в оркестровке — расширяет состав оркестра и вводит дополнительные «инструменты» (например, наковальни в Вагнеровском «Золоте Рейна» и молоты в Шестой симфонии Малера).

Дягилевский фестиваль, Ксения Гамарис

Фото Эдварда Тихонова

Х Дягилевский фестиваль завершился. Впрочем, напомним, его эхо в России услышат в конце лета: с 16 августа в кинотеатрах страны начнутся показы видеоверсии «Травиаты» Теодора Курентзиса и Роберта Уилсона.

Работа над программой, которой фестиваль будет удивлять зрителей в следующем году, уже началась. Одиннадцатый Международный Дягилевский фестиваль пройдет в Перми с 10 по 21 мая 2017 года.

Ирина Колесникова

Фотографии предоставлены пресс-службой

Пермского театра оперы и балета

 

 

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей