Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

«Ангел, Демон  и другие…» Концерт в двух отделениях

«Есть у меня твой силуэт…»

К юбилею Лермонтова в Новой Опере устроили вокальный вечер «Ангел, Демон и другие…»…

Как-то так получилось, что юбилей величайшего русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова – причем круглую дату 200 лет – отметили в нашей стране весьма скромно. Но в музыкальных кругах обойти столь важное для российской культуры событие никак не могли, обыграв его по-своему, то есть с музыкальной точки зрения. В Большом театре, к примеру, в день рождения поэта 15 октября провели концерт-спектакль по роману «Герой нашего времени», в Московской консерватории организовали торжественный вечер «Москва – Лермонтову». А в «Новой Опере» Михаилу Юрьевичу посвятили концертную программу «Ангел, Демон и другие…», представив образ поэта в музыкальных произведениях, созданных под влиянием его поэзии.

«Ангел, Демон  и другие…» Концерт в двух отделениях Михаил Сегельман

Автором и вдохновителем программы стал заведующий литературной частью театра, музыкальный критик, пианист Михаил Сегельман. Идея концерта заключалась в том, чтобы музыкальными штрихами создать образ великого Лермонтова, гениального русского поэта, имевшего огромное влияние как на современников, так и на потомков. Благодаря бережному и оригинальному подбору произведений – было представлено 25 вокальных сочинений 17-ти композиторов XIX и XX веков, - концерт получился цельным, эмоциональным, волнующим. В этом безусловная заслуга как Михаила Сегельмана, так и тех, кто продумал и воплотил в жизнь эту прекрасную идею – режиссера постановки Сергея Морозова и художницы Этели Иошпа. Несмотря на то, что, по словам самого Сегельмана, «Из всех русских поэтов Лермонтов — один из самых сложных для музыкального воплощения», авторам программы «Ангел, Демон и другие...» удивительно точно удалось отразить мятущуюся, страдающую, многогранную личность поэта посредством музыки.

Эльвира Хохлова Михаил Сегельман

Сюжет простой и понятный – в исполнении ведущих солистов «Новой Оперы» прослушать созданные на стихи поэта вокальные произведения. Но изюминкой концерта стал не только искренний, небанальный комментарий ведущего (он же – концертмейстер, он же – автор идеи программы и ее вдохновитель) тезки поэта Михаила Сегельмана, а прежде всего сам подбор произведений. Михаил Сегельман подготовил изысканную программу для музыкальных гурманов, включив в нее редчайшие вещицы, творения как известных публике классиков – Даргомыжского, Римского-Корсакова, Рубинштейна, Рахманинова, Шостаковича – так и малоисполняемых (заметим, несправедливо) Гурилева, Варламова, Метнера, Шебалина, Свиридова, Слонимского.

В первом отделении Михаил Сегельман собрал произведения композиторов XIX века. Открыла его Эльвира Хохлова филигранным и трепетным исполнением «Ангела» на музыку Александра Варламова, сразу же задав концерту высокую планку эмоций…Тема «Ангела» в лирике Лермонтова проходит особой нитью, и композиторы разных эпох неоднократно обращались к этому творению. Во втором отделении мы услышали другого «Ангела», авторства Сергея Слонимского, в драматическом исполнении Валерии Пфистер. И оба раза «Ангел», по смыслу, не только музыкально, звучал иначе…Впрочем, второе отделение было отдано вокальным шедеврам, наполненным уже другой энергетикой, созданным композиторами XX века, с его новыми смыслами, темпами, философией.

Вообще, все солисты, принимавшие участие в концерте, необычайно бережно, тонко, с глубоким проникновением подошли к исполнению романсов на стихи Михаила Юрьевича. «Новой Опере», безусловно, есть чем гордиться – подбор голосов на сегодняшний день в этом музыкальном театре столицы, пожалуй, один из самых сильных. Однако не всегда даже самые замечательные оперные певцы в состоянии исполнить романс так, что у слушателя возникнет ощущение законченного шедевра и эмоционального взлета. Уж больно тонкая это материя – романсы: найти грань между впаданием в пафосный драматизм и лиричным воплощением бескрайних эмоций, при этом удержав отличный уровень владения голосом, довольно сложно…

Анджей Белецкий

В этот же вечер солисты «Новой Оперы» - в концерте принимали участие Эльвира Хохлова, Анастасия Бибичева, Анджей Белецкий, Валерия Пфистер, Алексей Неклюдов, а также приглашенная солистка «Геликон-оперы» Марина Карпеченко – показали высочайшее мастерство, тонко и ненавязчиво создав  идеальное пространство лермонтовского мира, одновременно и светлое, и сумеречное, и радостное, и трагичное. Не выходя за границы стилистической дозволенности, не впадая в банальность, солисты вдохнули в музыкальное воплощение поэзии Лермонтова теплоту, живость, страсть, нежность и глубину эмоций.

Настоящим открытием для слушателей стало исполнение музыкальных раритетов: горестный Монолог Арбенина авторства молодого Сергея Рахманинова (его учебная работа в классе Антона Аренского) благородным баритоном великолепно исполнил Анджей Белецкий, рвущую душу Балладу «Над морем красавица-дева сидит…» Дмитрия Шостаковича – выразительная Валерия Пфистер, изумительный романс «Выхожу один я на дорогу…» представила Марина Карпеченко, а Эльвира Хохлова подарила нам незабываемые впечатления, чувственно исполнив романс Тамары из оперы «Демон» Рубинштейна…Истинным открытием прозвучал нежнейший «Силуэт» Микаэла Таривердиева из давней постановки Юрия Любимова «Герой нашего времени», в блестящем исполнении Анастасии Бибичевой, которая также впечатлила слушателей  сокровенным романсом Нины из музыки к драме «Маскарад» Арама Хачатуряна.

Воплотить концепцию программы солистам помогал прекрасно продуманный визуальный ряд, создающий в Зеркальном фойе Новой Оперы с помощью подвижного света таинственный, мерцающий, многоликий мир страстей Лермонтова. Аккомпанемент в исполнении Михаила Сегельмана также поддерживал нужный градус эмоциональной атмосферы вечера, создавая звуковую ткань для лермонтовских образов бережно, но увлеченно, в полной гармонии с голосами солистов.

«Ангел, Демон  и другие…» Концерт в двух отделениях

Когда-то вечера в Зеркальном фойе были задуманы основателем театра «Новая Опера» Евгением Колобовым, и возрождены совсем недавно. Этот формат удивительно сближает зрителей с театром, создавая особое поле творческого общения и понимания. Вечер 23 октября, посвященный Михаилу Юрьевичу Лермонтову, не стал исключением, оставив впечатление встречи с поэтом… Словно мы пообщались с ним через музыку, и общение это вышло сладостно-томящим, волнующим, сокровенным. За это – огромное спасибо и Новой Опере, и солистам, и, конечно же, Михаилу Сегельману.

Ирина Шымчак

Фото автора

Театральный Фестиваль Третий звонок

Все фестивали на одном портале

 

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Ноябрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
   12345 
 6789101112 
 13141516171819 
 20212223242526 
 27282930    

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша