Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

«Иное» пришло в Новую Оперу

Московский театр Новая Опера славится своими фестивалями и хором (не только, но и этим не в последнюю очередь).  В фестивале хоровой музыки «Иное», который впервые решили провести в особенном для театра, ибо юбилейном, сезоне, удалось прекрасно совместить эти два повода для гордости. Скомпонован фестиваль весьма удачно – четыре события, два из которых камерные спектакли, два – масштабнейшие полотна: 24 мая фестиваль открылся в Зеркальном фойе театра спектаклем Камерного хора «Черное»», 27 мая зрители увидят следующую в этом же цикле работу Камерного хора «Белое», 9 июня будут показаны «Страсти по Луке» Кшиштофа Пендерецкого (ожидается приезд маэстро в Москву), и закроется фестиваль «Страстями по Матфею» И.С.Баха. Все четыре события интересны и по-своему уникальны, а выбор «Черного» для открытия фестиваля кажется совсем неслучайным – эмоционально заряженное «Черное» сразу задало «Иному» высочайшую планку.

«Черное» - вещь совершенно особенная и удивительная даже для все повидавшей меломанской среды Москвы. Смелая идея сделать из спиричуэлс настоящий спектакль, используя возможности певцов с академической подготовкой, далеко не везде нашла бы поддержку, но режиссеру Алексею Вэйро, хормейстеру Юлии Сенюковой и художнику Этелю Иошпе удалось зажечь своей идеей и руководство театра, и всех участвующих в создании. Впрочем, это легко объяснимо: артисты хора «Новой Оперы» - люди широкого кругозора, не замыкающиеся, не закостеневающие в узкой специализации или плоско понимаемой традиции. Собственно, и руководство театра также всегда готово к эксперименту и поиску новых форм.

Черное в Новой Опере

Результат превзошел ожидания и спектакль прозвучал на всю Москву. Поставленный три года назад (до ровной даты трехлетия не хватило четырех дней, премьера состоялась 28 мая 2013 года), спектакль, показанный в десятый раз, не потерял ни зрелищности, ни актуальности, ни остроты, а что уж говорить про музыкальную составляющую. Любопытно, что постановка не имеет застывшей структуры или обертки – импровизация, заявленная как основная идея, царит и в этот раз. Представление постоянно модифицируется, и не было еще ни одного показа, который в точности бы повторял предыдущий.

Вот и на этот раз в жестко и лаконично оформленном пространстве Зеркального фойе театра мы столкнулись со спектаклем вроде бы и знакомым, но очень новым и свежим даже для зрителя, который встретился с «Черным» не впервые. Скрытый смысл и метафизика негритянско-христианских песнопений конца XIX века удачно подчеркивались элементами декораций, оформленных в стиле стрит-арт (авторы граффити – Дима Аблек и Паша Объект).

Спиричуэлс во всем их великолепии, в исполнении артистов Камерного хора, среди которых оказалась и хормейстер Юлия Сенюкова, обрушились на публику так, что та сидела, напрочь забыв об окружающем мире и действительности, все полтора часа действия. С самых первых движений и звуков зрители оказались вовлечены в завораживающее, доводящее до транса действие. И музыкальные, и визуальные средства совместно создавали мощное послание на вечные темы – темы любви, смерти, Бога и того, как важно быть, а не казаться в этом прекраснейшем, но и зыбчайшем из миров.

«I Am Elijah…» – многократным яростным шепотом началось «Черное». И понеслось…Как всегда, у Алексея Вэйро в спектакле нет элементов незначимых. Огромную роль в «Черном» играют сценическое движение и звук, благодаря которым спектакль превращается в страстный танец жизни и смерти, подчеркиваемый возникающим то и дело противостоянием мужского и женского начала. Словно нам приоткрыли тайну причастия к вселенскому космосу, так явственно ощутимую в ритуальных песнопениях чернокожей Африки. Неизбывный трагизм, острая боль, светлая вера, безудержная эйфория, сконцентрированные в зашкаливающей степени в музыкальной ткани спиричуэлс, просочились сквозь внутренний мир артистов к нам, в публику, и заставили задуматься – а что изменилось с тех пор? Человечество так и не смыло с себя эту вечную боль..

Наталья Кириллова Черное Новая Опера

Трудно выделить кого-либо из состава хора – в «Черном» великолепны все, а уровень задействованности и самоотдачи воистину поражает. Когда-то проект «Черное» задумывался как «лаборатория для внутреннего пользования», в которой артисты хора смогут найти свое настоящее свободное «я», не скованное академизмом и канонами классического искусства. Лаборатория превратилась в константу, и это убедительно подтверждается последними работами театра – в каждом спектакле хор «Новой Оперы» восхищает пластичностью и высочайшим профессионализмом. Как когда-то говорил Алексей Вэйро, «В музыкальном театре движение может рождаться только из звука, а не наоборот».

К чести артистов, звуковая составляющая в «Черном» настолько хороша, что временами становится страшно от этого всеобъемлющего проникновения в сознание. Потрясающая Наталья Кириллова, с ее мощным гибким вокалом, свежестью и искренностью образа покорила в очередной раз. Владимир Стрельцов изумил героическим терпением, внутренней силой и цельностью, Елена Хорошенина просияла звонким сопрано так, что это сияние пробивало и стены Зеркального фойе.

Может, стоило бы упомянуть всех, ибо все, повторяюсь, были хороши…Заслуга в этом, конечно, и каждого хориста в отдельности, и всего коллектива, и Алексея Вэйро, и Юлии Сенюковой. Так вдохновить артистов на это сумасшедшее действо, в которое они погружаются с огромным, видимым удовольствием, забывая обо всех неудобствах (попробуйте, походите босиком по рассыпанному зерну, да и вообще, по ледяному полу в течение почти полутора часов) – не каждому дано. Бешеная энергетика и вибрации от артистов передались и зрителям, вливая в них живительную силу спиричуэлс, до краев наполняя сияющей радостью. И это ощущение – когда тебя распирает счастье, и хочется летать, и ты светишься, как начищенный медный самовар – остается еще долгое время после того, как покидаешь театр.

Алексей Вэйро

Впрочем, покидаешь ненадолго – уже 27 мая на фестивале дают «Белое». А там, глядишь, не за горами и «Красное» поспеет…Пока же «Иное» продолжается, и впереди, уверены, нас ждут новые эмоции и удовольствие от соприкосновения с волшебной силой хорового искусства.

Ирина Шымчак

Фото автора

 

 


← события

Театральный Фестиваль Третий звонок

Мастер-классы Академии барочной музыки. Подать заявку.

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша