• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Максим Венгеров

МАКСИМ ВЕНГЕРОВ НЕ ИГРАЕТ ПРОСТО МУЗЫКУ…

Недавно в Большом зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» состоялся концерт израильского скрипача российского происхождения Максима Венгерова. На любимой им сцене он блестяще выступил вместе со своим постоянным партнером, пианистом, профессором Парижской консерватории Итамаром Голаном.

Не секрет, что Максим Венгеров начинал учиться в Новосибирске у знаменитого педагога Галины Турчаниновой, заслуженного деятеля искусств России, лауреата Международной премии в области музыкальной педагогики имени М.М. Ипполитова-Иванова, ныне преподавателя Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. А также у выдающегося педагога, профессора Захара Брона в музыкальной школе при Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Именно с его семьей и несколькими его учениками, включая  Вадима Репина, в 1989 году он переехал в Германию, в город Любек. А с 1990 года стал гражданином Израиля. В этом же году он победил в Международном конкурсе скрипачей имени Карла Флеша в Лондоне, а в 1995-м был удостоен международной премии Академии Киджи как выдающийся молодой музыкант, приобретя в дальнейшем множество других высоких наград за свою творческую деятельность. В том числе, в феврале 2004 года он стал лауреатом премии GRAMMY в номинации «Лучшее инструментальное соло с оркестром» за исполнение скрипичного концерта Бенджамина Бриттена и альтового концерта Уильяма Уолтона с участием Мстислава Ростроповича, как дирижера, и Лондонского симфонического оркестра. Примечательно, что о становлении и пути к победе именитого музыканта еще десять лет назад в книге «Педагогические этюды» рассказала его мама, Лариса Венгерова, опытный музыкальный педагог. Книга была посвящена 30-летию со дня рождения сына, который начал работать на сцене с пяти лет!

Венгеров Турчанинова

Нынешний концерт в России Максим Венгеров посвятил уже своему 40-летнему юбилею. Изящно подобрав программу для выступления, в первом отделении вечера он безукоризненно исполнил сонату для скрипки и фортепиано английского композитора Эдуарда Элгара (1857-1934) и сонату для скрипки и фортепиано № 1 Сергея Прокофьева (1891-1953). А во втором,  с виртуозным мастерством представив скерцо из сонаты F-A-E («Frei aber einsam» - «Свободен, но одинок») и «Венгенрский танец» № 2 Иоганнеса Брамса (1833-1897), перешел к искрометным, нежным и теплым по восприятию музыкальным миниатюрам. Среди них были знаменитый «Славянский танец» № 2 чешского композитора Антонина Дворжака (1841-1904) и чарующая «Легенда» польского композитора Генриха Венявского (1835-1880). А следом обаятельные «Прекрасный Розмарин» и «Радость любви» Фрица Крейслера (1875-1962). Потом уже Максим Венгеров исполнил соло 24-й каприс Николо Паганини (1782-1840) и необыкновенно впечатляющую  своей неукротимостью и вместе с тем глубиной «Балладу» - сонату для скрипки соло № 3 бельгийского композитора Эжена Изаи (1858-1931). А в конце официальной программы прозвучал пленительный по восприятию «Этюд в форме вальса» Камиля Сен-Санса (1835-1921).

Герш Червинский

Отрадно, что по окончании юбилейного концерта своими впечатлениями о нем поделился студент 4 курса оркестрового факультета Московской консерватории Герш Червинский. Он учится в классе заслуженного работника культуры РФ, доцента кафедры скрипки Марины Иосифовны Кесельман, у которой обучался в музыкальном колледже при консерватории.

- Герш, почему Вы пришли на этот концерт?

-Мне было интересно попытаться почувствовать, каково это играть на скрипке, когда к тебе приковано внимание сотен людей. Дело не только в том, что Венгеров – знаменитый скрипач. Он – очень интересный скрипач! И он не играет просто музыку. Важно, что он вкладывает себя в музыку, поэтому она не звучит формально в его исполнении.

- Что впечатлило на концерте?

-Очень понравились «Венгерский танец» № 2 Брамса и «Славянский танец» ми-минор Дворжака, а также соната № 3 Изаи, которая производит сильное впечатление. К тому же, у каждого музыканта есть свой конек, то есть такие произведения, которые ему особенно близки, и это чувствует публика.

- Это же была юбилейная программа!

-Да. Но все второе отделение состояло из скрипичных шлягеров. А хотелось бы, чтобы узнаваемая всеми музыка сочеталась с не очень известной или даже вовсе неизвестной, так же, как бравурная музыка и музыка лирическая. Думаю, что в этом заключена художественная ответственность музыканта перед слушателями. Этим, наверно, можно объяснить, что одним из последних номеров программы (это был не бис!) Максим Венгеров захотел сыграть «Пробуждение» Габриэля Форе (1845-1924). Это - кантиленная пьеса, полная мелодической красоты и лирической мягкости. А звук его скрипки и игра превосходного пианиста, «дышащего в унисон со скрипкой», воспринимались как одно целое, будто произведение исполнял один человек.

- А почему во время игры на удивительной скрипке работы Страдивари 1727 года, в свое время принадлежавшей французскому скрипачу и композитору Родольфу Крейцеру (1766-1831), которому Бетховен посвятил сонату № 9, известную, как «Крейцерова соната», один за другим обрывались волоски на смычке? Максим Венгеров даже предупредил, что, если …

-Это частая ситуация, когда рвется волос на смычке. Волос реагирует на экспрессию скрипача. А, может быть, смычок был перетянут. Для меня важно, что в действительности творческий человек представляет собой, то есть, какой он музыкант, что умеет и что способен сказать публике. Как музыкант, владея инструментом, может передать суть музыкального произведения, заставляя слушателя сопереживать вместе с ним. Вот это главное.

Алла Буловинова

Фото автора

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей