Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

Конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева

 

Краснодарский цирюльник

В рамках Второго фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» на сцене столичной Новой оперы показало свою постановку оперы «Севильский цирюльник» Россини Краснодарское творческое объединение «Премьера» имени Л.Гатова. И этот красивый, словно пронизанный красками и колоритом тёплого юга спектакль оказался долгожданным лучом солнца в промозглой осенней Москве.Один из самых популярных и часто исполняемых оперных шедевров – «Севильский цирюльник» Россини – в интерпретации краснодарцев стал достойнейшим обращением к классике. Именно таким, которое всегда ждёт и прекрасно принимает публика. Монументальные декорации, пышные костюмы, отсылающие именно к той эпохе, в которой разворачивается действие, отсутствие новаций в музыкальной драматургии. Постановщики позволили себе купюры, однако, эти сокращения отнюдь не разрушили логику действия. Так что все слагаемые сделали эту работу именно тем «настоящим оперным спектаклем», этаким костюмным зрелищным действом, ради которого, как правило, и приходят зрители в оперу. Но из разряда заурядных «концертов в костюмах» эту работу выделяют и позволяют говорить о ней как о немалом достижении ряд нюансов и деталей, радующих глаз и развлекающих ум.

Будто покрытые патиной декорации спектакля (режиссёр-постановщик Николай Панин, художник-постановщик Елена Олейник) включают и традиционный балкон Розины, и галереи, своды итальянского дворика, и предметы интерьера дома Доктора Бартоло. Но в финале первого акта вступает в действие дальний план: задник сцены, бывший до этого словно заретушированным фоном, внезапно и по-новому озаряется светом (художник по свету Иван Лапин, видеоконтент – Татьяна Баранова). И, будто по щелчку, всё происходящее оказывается заключённым в некий гигантский часовой механизм, а герои комедии превращаются в заведённых человечков из музыкальной шкатулки. Или из машины времени, перенёсшей их из современности в прошлое. И зритель осознаёт, что всё это забавная игра, под названием комическая опера-буффа. Поэтому не удивляется, а смеётся, когда Фигаро выходит в костюме, так напоминающем моцартовского Папагено – эти персонажи, действительно, одной «породы». Забавен и Базилио, поющий свою знаменитую арию «Клевета» в облаках дыма, а-ля Мефистофель: и мизансцена явно отсылает к появившемуся гораздо позднее «Фаусту» Гуно со знаменитыми куплетами «Люди гибнут за металл… Сатана там правит бал». А Розина, страдая по возлюбленному, экспериментирует с химическим перегонным аппаратом, в котором, переливаясь всеми цветами радуги, варится нечто… Уж не любовный ли напиток, воспетый впоследствии в опере Доницетти? Правда, заботливо политый водичкой для этих опытов подсолнух – ещё один мимолётный, но колоритный символ юга – моментально вянет. Зато Доктор Бартоло, глотнув этой жидкости, становится полон сил. «Оживает» и сам Россини. Всем известно, что устав от музыки, композитор стал, как бы сказали нынче, ресторатором, а рецепты из его кулинарных книг, говорят, бытуют до сих пор. В финале первого действия Россини вырастает словно из-под земли: это приподнявшийся из оркестровой ямы солист-ударник, отсчитывает такты не на треугольнике, тарелках или иной привычной оркестровой перкуссии, а бьёт стилизованным половником по металлической крышке. А на голове артиста оркестра – накрахмаленный белоснежный поварской колпак.

Таких забавных деталей в краснодарской постановке множество, однако юмористическим сюжетом и весельем жанровая специфика комической оперы эпохи Россини отнюдь не ограничивается. Всё же главное в этом искромётном и виртуозном жанре - бельканто и, разумеется, певцы. Краснодарское объединение «Премьера» обладает именно теми артистами, творческий потенциал которых позволяет создать действительно убедительную и запоминающуюся интерпретацию шедевра Россини. Очень убедителен и колоритен в партии Фигаро обладатель сильного, с широким диапазоном, голоса Владимир Кузнецов. Яркий лирический тембр Владислава Емелина (Граф Альмавива) был хорош и в соло, и в ансамблях. Алексей Григорьев (Бартоло) покорил чёткой артикуляцией даже в самых невероятных темпах, что, наверняка, было бы невозможно без работы с певцами педагога итальянского языка Франческо Бианкини. Пожалуй, главной звездой постановки стала Наталья Бызеева (Розина), продемонстрировавшая и глубокий тембр, и умелое владение голосом, и незаурядный актёрский темперамент. Её героиня под стать современным тинейджерам: было забавно слышать, как сидящий недалеко школьник сравнивал эту Розину со своей одноклассницей. Невольно подумалось, что такие воплощения персонажей – лучшее привлечение в оперу молодёжи.

Конечно, важнейшая заслуга в создании спектакля принадлежит дирижёру-постановщику Владиславу Карклину. И хоть в музыкальной палитре спектакля случались досадные огрехи, но они не перечеркнули той лучезарности и непосредственности, которым пронизан спектакль. Краснодарское объединение «Премьера» на втором фестивале «Видеть музыку» подарило москвичам бесценное ощущение беззаботного счастья и южного тепла.

Зинаида Нестерова

Фотограф Елена ЛАПИНА


← события

Дети в мире старинной музыки

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

 

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Сентябрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
      12 
 3456789 
 10111213141516 
 17181920212223 
 24252627282930

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша