Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

Новая опера

Маэстро Колобову посвящается…

19 января исполнилось 70 лет со дня рождения Евгения Владимировича Колобова. Это имя прочно вошло в историю отечественной музыкальной культуры: Евгений Колобов – выдающийся дирижер, основатель и художественный руководитель Московского театра «Новая опера». Это имя носит и театр. Евгений Владимирович ушел из жизни очень рано – в 57 лет, «сгорел», как он сам говорил про Беллини или Пушкина…Но успел сделать очень многое. А главное его детище – театр «Новая опера» – стал любимой площадкой для столичных любителей оперного искусства, и не только оперного. Сюда идут на концерты в Зеркальном фойе, на фестивали и встречи со знаменитыми артистами, на балетные спектакли. Да и сам театр в этом году отмечает юбилей – четверть века.

Евгений Колобов

Об основателе театра здесь не забывают, впрочем, это и невозможно – жизнь Колобова была настолько сплетена с «Новой оперой», что, кажется, дух его витает в этих стенах. Не просто дирижер, а музыкант-философ, абсолютно уникальная личность, имевшая колоссальное воздействие на других, он был настолько многогранным и смелым творцом, что мы до сих пор не осознали величину и размах его гения. Прошло почти 13 лет после его ухода, в театре произошли огромные изменения, но здесь о нем по-прежнему помнят… Первый фестиваль, посвященный Евгению Колобову, «Крещенская неделя в Новой опере», прошел в январе 2005 года. А с 2014 года в Новой опере стали проводить «Крещенский фестиваль», каждый раз заточенный под конкретную идею: в 2014 году фестиваль охватывал великие литературные сюжеты в музыкальном искусстве, в прошлом году был посвящен дирижерской профессии, а в этом идеей фестиваля стала концепция «Диалоги и двойники».

Денис Петров-Жеребченко

В день, когда Евгению Колобову исполнилось бы 70 лет, «Крещенский фестиваль» собрал на концерт с участием солистов «Новой оперы» тех, кому дорога память о маэстро. Забегая вперед, замечу, что, когда уже после концерта мы беседовали с Денисом Петровым-Жеребченко, автором сценария и режиссером-постановщиком программы, он сказал: «После репетиций ко мне подходили солисты и говорили, что Евгений Владимирович как будто присутствует здесь, как будто мы здесь с ним на прослушивании».  

Концерт, посвященный юбилею Колобова, не тот торжественный, который еще впереди (гала-концерт 7 февраля, закрывающий Крещенский фестиваль – прим.автора), начался в два часа дня, но, несмотря на то, что происходило это в будний день, Зеркальное фойе плотно заполнилось публикой – свободных мест не было, рассаживались везде. Денис Петров-Жеребченко точно подобрал верную тональность самого действия: беседа, включавшая в себя отрывки из книги «Созвучия» (написанной Евгением Колобовым вместе с его другом, писателем Виктором Астафьевым) и цитаты из интервью, превратилась в задушевный разговор со зрителями, перемежавшийся музыкальными иллюстрациями в виде романсов в первом отделении и арий из опер во втором.

Замечу, что в концерте, скромно обозначенным в программке как «Концерт солистов театра «Новая опера», участвовали великолепные артисты: Ольга Ионова, Татьяна Смирнова, Ирина Ромишевская, Эльвира Хохлова, Татьяна Печникова, Марина Нерабеева, Наталья Креслина, Галина Лебедева, Елена Свечникова, Александра Саульская-Шулятьева, Анджей Белецкий, Марат Гареев, Александр Скварко, Дмитрий Пьянов, Сергей Шеремет, Владимир Кудашев, Александр Мартынов, Александр Богданов, Евгений Ставинский и Артем Крутько. Конечно, не все они знали маэстро Колобова лично, но убедительно и искренне сделали трогательное музыкальное приношение великому дирижеру.

Владимир Кудашев

«Евгения Владимировича нет с нами уже почти 13 лет, но сегодня 19-е января – день рождения нашего неподражаемого, неистового маэстро, и не просто его день, а юбилей, 70-летие, - так начал концерт Денис Петров-Жеребченко. – И мы отметим его вместе с вами, слушая его любимых композиторов в исполнении его любимых солистов и концертмейстера, а также вспомним некоторые его высказывания и крылатые фразы из разных интервью, статей, книг.  И даже услышим голос самого, читающего стихи Ивана Алексеевича Бунина».

Но перед тем, как начать концерт, нам показали, как выглядело рабочее место Колобова: на журнальном столике выложили ноты, партитуры с карандашом, сигареты «Кент», зажигалку, пепельницу, поставили чашку кофе…Получился «нехитрый набор для творчества». А потом зазвучал голос маэстро, декламирующего стихи Бунина. «Иногда на репетициях я им стихи читаю, потому что необходимо создать ауру, настроение. Важно, чтобы они эту музыку почувствовали вместе со мной», - говорил Колобов. Вот и в этот раз аура, возникшая после того, как растаял его голос, накрыла Зеркальное фойе невидимым облаком, и, когда к публике вышел Марат Гареев с русской народной песней «Не одна во поле дороженька», защемило сердце.

Евгений Ставинский

«Что может сделать сегодня искусство? Только помочь удержаться. Потому что искусство – это красота и любовь, а в том и другом присутствует Бог. Если и в таких трудных условиях нас влечёт к красивому, к поэзии, природе, музыке – значит, есть какие-то неистребимые запасы духовного. Думаю, они и Бог – это всё, на что остаётся надеяться России. А я своими силами ищу музыку, в которой Божественное начало открывается людям», - эти слова Колобова всегда актуальны. И где, как не в романсах великих русских композиторов, таится эта истина? Романсы – удивительный жанр. Они хранят в себе неизбывную мудрость, глубинный смысл и пронзительную красоту, а, исполненные мастерски, способны потрясти не меньше, чем оперные шедевры.

Колобов создал в «Новой опере» прекрасную традицию концертов в Зеркальном фойе, когда солисты выступают в камерном жанре. В этот раз они вышли, чтобы сказать – «Евгений Владимирович, мы Вас помним, Вы – с нами, мы Вам посвящаем этот концерт…». И прозвучали «Предчувствие» Свиридова в проникновенном исполнении Александра Скварко, «Когда волнуется желтеющая нива» Балакирева, которую изумительно спела Александра Саульская-Шулятьева, затем Анджей Белецкий преподнес нам «Легенду» Чайковского, Дмитрий Пьянов и Сергей Шеремет – рахманиновские «Как мне больно» и «Вчера мы встретились». Романсы, столь любимые маэстро, были блистательно исполнены солистами театра под чуткий аккомпанемент Екатерины Маклярской.

Во втором отделении властвовала опера. Правда, началось оно с Ave Maria Шуберта в исполнении контртенора Артема Крутько. А потом вышла Галина Лебедева со страстной Каватиной Марии из «Марии Стюарт» Доницетти. Эстафету подхватили грациозные Наталья Креслина и Марина Нерабеева с красивейшим дуэтом из «Нормы» Беллини, а великолепные Александр Богданов и Эльвира Хохлова вернули нас в мир «Марии Стюарт». Колобов говорил: «Стараюсь показать России то, что здесь никогда не звучало. Например, «Мария Стюарт» Доницетти. Володя Васильев привёз мне клавир, а раздобыть партитуру не удалось. Так я с кассеты на слух переписывал всю партитуру – адская работа. Но всё искупает тишина, которая возникает в зале после первых же аккордов, и слёзы на глазах зрителей. Когда музыка смолкает. Вот потрясающий гонорар для художника!»  А ведь так оно и происходит сейчас в Новой опере. И тишина в зале, и слезы на глазах зрителей…

Сольные арии, дуэты, ансамбли звучали так, что публика завороженно внимала, забыв, что это не зрительный зал с огромной сценой, а всего лишь небольшое уютное фойе. Наверно, и маэстро бы радовался мастерству солистов, их артистизму, полетности голосов и вдохновенности исполнения.

«Я всегда узнаю Беллини по первым же нотам. И Россини, и Доницетти, и Моцарта..», - признавался Евгений Владимирович. На концерте в его честь они звучали прекрасной россыпью арий в исполнении блистательных певцов. Последним номером в программе был септет из «Итальянки в Алжире» Россини, который, словно живая картинка, расцвеченная яркими, солнечными красками, в исполнении Ольги Ионовой, Татьяны Смирновой, Ирины Ромишевской, Марата Гареева, Александра Мартынова, Сергея Шеремета и Евгения Ставинского, просиял, заискрился волшебными звуками, и подарил нам удивительное чувство праздника.

Завершилась программа на трогательной ноте – все участники концерта, повернувшись лицом к колоколам, украшающим Зеркальное фойе «Новой оперы», исполнили молитву из одного из самых торжественных и проникновенных произведений великого Россини, «Маленькой торжественной мессы». Не случайно концерт закрылся произведением гениального итальянца: Россини – «божественный маэстро», сияющий, радостный и улыбчивый, как никто другой умел создавать ощущение праздника.

Нынешний «Крещенский фестиваль» продолжается до 7 февраля и, уверены, в «Новой опере» нас еще ждут удивительные встречи с истинным, великим искусством.

Ирина Шымчак

Фотографии Даниила Кочеткова

Автор фото Е.Колобова -  Лев Шерстенников

 


← события

Театральный Фестиваль Третий звонок

Мастер-классы Академии барочной музыки. Подать заявку.

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша