Музыкальный клондайк новый номер

Школа классического пения

Видеть музыку

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

хор Академии Хорового искусства им.В.С.Попова под управлением знаменитого тенора Дмитрия Корчака исполнил «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова.

«Всенощное бдение» в сердце Кремля

Хоровая программа XIV Пасхального фестиваля, как это традиционно бывает у Валерия Гергиева, вот уже много лет подряд впечатляет своей масштабностью, географическим размахом и разнообразием участников, хоровых коллективов из разных стран мира.

Её концерты проходят по всей стране, от Новороссийска до Анадыря, в течение полутора месяцев: 12 апреля хоровая программа стартовала в Анадыре (торжественное открытие состоялось 14 апреля в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя), а закончилась 6 мая Гала-концертом в Концертном зале им.П.И.Чайковского. Состав участников также впечатляет – от Братиславского хора мальчиков до хора Мариинского театра... Но, пожалуй, самым ярким и, наверно, в каком-то смысле, знаковым концертом стал тот, который состоялся 30 апреля в самом сердце России, в Московском Кремле.

В этот день в Успенском соборе один из лучших хоров нашей страны - хор Академии Хорового искусства им.В.С.Попова под управлением знаменитого тенора Дмитрия Корчака исполнил «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова. Сочетание этих выдающихся элементов и привело к столь мощному впечатлению от концерта.

Духовная хоровая музыка, жанр, в котором творили наши величайшие русские композиторы, среди которых Чесноков, Кастальский, Бортнянский, Львов, Танеев, Чайковский, Рахманинов - это что-то особенное, проистекающее из наших многовековых традиций. В ней воплощено самое искреннее, самое светлое, самое певучее начало русской души, ее величие и красота. Среди множества прекраснейших сочинений для хора рахманиновское «Всенощное бдение» - выдающийся шедевр мировой духовной музыки. Это – Явление, как и сам Рахманинов, гений которого невозможно объяснить. Рахманинов на века опередил свое время. Слушая любое его произведение, поражаешься его актуальности и созвучию нашему веку, уже двадцать первому…Кстати, впервые «Всенощное бдение» было исполнено ровно сто лет назад: 10 (23) марта 2015 года произведение в первый раз прозвучало в Москве в Большом зале Российского Благородного собрания (ныне – Колонный зал Дома Союзов) в исполнении Синодального хора под управлением Николая Данилина.

 Дмитрий Корчак

Рахманиновский шедевр (одно из любимых сочинений самого Рахманинова) поражает своим поистине космическим размахом, сдержанной стихией древнерусских песнопений, волнующей мелодикой, глубинным философским смыслом и мощным посылом в будущее…Это сложнейшее произведение – вершина хорового искусства, требующее от исполнителей не только безупречного владения всеми техниками хорового пения, но прежде всего – глубочайшего погружения в высшую духовную сферу, в таинство молитвы и богослужения.

На обложке первой партитуры, по которой участники Синодального хора сто лет назад готовили первое исполнение, было написано: «С. Рахманинов. Всенощное бдение. Памяти Степана Васильевича Смоленского».  Для Синодального хора и училища имя Смоленского было священным. Профессор Степан Васильевич Смоленский, руководитель Синодального хора и директор Синодального училища, читал курс лекций по древнерусскому певческому искусству в Московской консерватории, и Сергей Рахманинов был среди его учеников.

Дмитрий Корчак

Партитуру же, по которой исполнялось «Всенощное бдение» в Успенском соборе, подарил Дмитрию Корчаку, стоявшему за дирижёрским пультом в этот день, Виктор Сергеевич Попов, его наставник, выдающийся хормейстер, основатель Хоровой Академии, ныне носящей его имя. Имя, которое в стенах Академии произносят с огромным уважением, любовью и благоговением. Это была его личная партитура с пометками…

«Всенощное бдение» Рахманинова Виктор Сергеевич Попов очень любил. Хор Академии под его руководством исполнял его многократно, и записывали также не один раз. Но часто, прослушав запись, Виктор Сергеевич говорил: «Не годится, надо делать заново!». Вот такая высочайшая требовательность к себе и другим. Это качество унаследовал и его ученик, Дмитрий Корчак, выпускник сразу двух факультетов Академии Хорового искусства им.В.С.Попова – вокального и дирижерского. До сих пор мы знали Дмитрия как выдающегося тенора, успешно выступающего на знаменитых мировых оперных сценах, но выступление 30 апреля в качестве дирижера показало нам его с другой стороны.

Дмитрий Корчак Пасхальный фестиваль Валерия  Гергиева хор АХИ

«Я счастлив безумно вновь окунуться в эту музыку, которую я люблю. Это мое детство, моя юность и вся моя жизнь, и не только моя, - заметил Дмитрий Корчак после концерта. – Этот тот жанр, которым можем гордиться все мы, русские, это наша культура, наша история. Мне было очень приятно работать с таким замечательным хором, с нашими ребятами. Я хочу их поблагодарить прежде всего. Это талантливые музыканты, у которых впереди огромное будущее».

Хор АХИ им.Попова

Конечно, Дмитрий с юных лет, находясь в стенах хорового училища им.Свешникова, а затем и Академии хорового искусства, этот репертуар знает досконально, но все-таки, наверно, в роли солиста-тенора. Роль дирижёра примерил на себя второй раз – да и то, можно сказать, полноценно – впервые. В 2004 году, как рассказал мне Алексей Петров, художественный руководитель хора Академии им.В.С.Попова, Дмитрий дирижировал исполнением «Всенощного бдения» вместе с самим Виктором Сергеевичем. Что же, старт в дирижёрскую жизнь получился впечатляющим: в роли маэстро за пультом Дмитрий выступил отлично. Ничего лишнего, каждый жест – точен, понятен и убедителен. Сам увлеченный процессом, Дмитрий пропевал «Всенощное» вместе с хористами, при этом цепко держа в руках все нити действия. Школа Виктора Сергеевича…

Алексей Татаринцев

А сольная партия в этот раз выпала также выпускнику АХИ, солисту Новой Оперы Алексею Татаринцеву. «Ну ты, Лёша, спел в моём темпе, но был лучше, чем я!» - заметил сам Дмитрий после концерта, поздравляя Алексея с великолепно исполненной партией. Алексей Татаринцев, обладающий красивейшим тембром голоса, спел теноровое соло настолько проникновенно и светло, что слёзы выступили на глазах. Даже показалось – на него сверху льется свет, и сам Алексей стоит, словно в сиянии…Впрочем, в этих древних, священных стенах это и неудивительно – такая атмосфера эмоционального подъёма охватывает каждого, кто сюда входит, что воздействие самого мощного инструмента музыки – человеческого голоса – усиливается тысячекратно. А уж когда эти голоса сливаются в одно целое, грандиозный сияющий многогранный монолит, как во «Всенощном бдении», так и вовсе дух захватывает, и улетаешь в заоблачные выси…

«Всенощная» трудна во многих отношениях; она предъявляет большие требования к вокальным возможностям и технике исполнителей», - говорил сам Сергей Рахманинов про свое произведение. Но мастерство исполнителей позволило услышать все подголоски, оттенки, малейшие штрихи каждой группы – и всё вместе это звучало в идеальной гармонии.  Хочется отметить также и работу Полины Шамаевой, чудесного меццо-сопрано. Её голос, завораживающий, тёплый, бархатно-сочный, легко парил под сводами Собора. Да и работа всех хористов вызвала восхищение – ребята настолько прониклись и духовным наполнением «Всенощной», и самой музыкой, и гением Рахманинова, и особенной, светлой атмосферой события, что полтора часа пролетели незаметно.

Дмитрий Корчак и хор АХИ им.В.С.Попова

Но ребята на этом не остановились, и на бис, чутко ведомые Корчаком, подарили слушателям потрясающе-пронзительное произведение Чеснокова, поставив этим исполнением чудесную точку в удивительном концерте.

Алексей Татаринцев

На концерте присутствовала верная спутница жизни Виктора Сергеевича Попова, его жена – Изабелла Павловна, которую все присутствующие приветствовали бурными аплодисментами. От имени организаторов Пасхального фестиваля дирижёру и хору Академии хорового искусства им.В.С.Попова был вручён памятный Диплом участника фестиваля.

Впечатление от этого концерта – самое светлое, искреннее, и огромное спасибо маэстро Гергиеву, привлекшему в свой фестиваль великолепных исполнителей, за столь щедрое наполнение Пасхального форума, за возможность насладиться гениальной музыкой и погрузиться в сияющую атмосферу Пасхального праздника.

Ирина Шымчак

Фото автора

 

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Сентябрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 252627282930  

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

Какими социальными сетями Вы пользуетесь?







афиша