• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Карильонный фестиваль в Белгороде

“БЕЛГОРОДСКИЙ ЗВОН” –

ОТКРЫТИЕ НОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО МИРА

Музыкальная фестивальная жизнь России очень насыщенна, фестивали проходят повсеместно, и в столицах, и в регионах, привлекают многочисленную аудиторию яркими именами, интересными программами. Однако, событие, которое состоялось этим летом в Белгороде и Белгородской области, думается, занимает совершенно особое положение в многоцветной фестивальной мозаике, более того, оно абсолютно уникально во многих своих аспектах.

Самое главное – фестиваль «Белгородский звон» имеет яркое своеобразие и четкое объединяющее начало. Это начало – замечательный и редкий в наших краях (в России их всего три) музыкальный инструмент – карильон. Карильон присутствует в российской культуре с петровских времен, однако, есть ощущение, что он занимал некую, очень узкую нишу и существовал вне общего музыкального пространства, относясь больше к музейной атмосфере – два других российских карильона находятся в Санкт-Петербурге – в Петергофе и Петропавловской крепости.  А ведь этот инструмент позволяет исполнять очень широкий спектр самой разной музыки – обработки классических произведений и народных мелодий, колокольные звоны и импровизации. Он прекрасно звучит в ансамбле с другими инструментами и даже с оркестрами. Поэтому фестиваль одного инструмента совершенно не означает жанровой ограниченности и дает прекрасную возможность представить разных солистов и разные коллективы. Афиша оказалась на редкость многогранной и насыщенной, в концертах приняли участие симфонический оркестр Белгородской филармонии под управлением дирижера Дмитрия Филатова и оркестр русских народных инструментов (художественный руководитель и главный дирижер Евгений Алешников).

Уникальность “Белгородского звона” и в том, что это единственный в мире передвижной карильонный фестиваль! Карильон филармонии (при том, что весит около 4 тонн и состоит из 51 колокола) - инструмент передвижной! Мощный карильономобиль способен доставить  “звонницу” практически в любое место, где люди готовы слушать музыку! Поэтому просветительское значение фестиваля трудно переоценить. После праздничного концерта-открытия 9 июня в парке Победы Белгорода, карильономобиль  и команда музыкантов-виртуозов из Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода проехали по городам и районам области, состоялись выступления в Старом Осколе, Губкине, Красной Яруге, Прохоровке, Соломино.

Фестиваль объединил не только слушателей со всей Белгородской области и многочисленных гостей, которые съехались специально на это уникальное событие. Объединились российские музыканты, которые играют на редчайшем инструменте, карильонисты России участвовали в программах фестиваля. Блестящую плеяду составили солист Белгородской филармонии Тимур Халиуллин, композитор, органист, исполнительница на терменвоксе Олеся Ростовская из Москвы и музыканты из Санкт-Петербурга, Александра Капинос (директор фонда  “Русский карильон”), Елизавета Рулёва, Мария Лебедева, Ирина Козлова, которые также являются органистами и клавесинистами. И неслучайно в процессе творческого общения этих удивительных творческих личностей родилось множество идей, которые найдут свое продолжение в будущем – ведь фестиваль отныне будет ежегодным! Все участники фестиваля — продолжатели традиций своего учителя Йозефа Виллема Хаазена, почетного гостя филармонии и фестиваля, ведущего карильониста Европы, директора Королевской школы карильона в г. Мехелен в Бельгии, городского карильониста г. Антверпен.

И еще один важный момент – для старинного, и, как выше уже говорилось, не самого популярного инструмента, пишут прекрасную музыку современные композиторы! И музыку эту с большим энтузиазмом воспринимает самая широкая аудитория! На фестивале прозвучала мистерия для терменвокса и карильона “Что услышал Одиссей” Олеси Ростовской и ее же “Па-де-де” для карильона с симфоническим оркестром. Были представлены сочинения белгородских композиторов:  “Солнцезвоны” Николая Бирюкова для симфонического оркестра, “Преамбула” Артема Нижника из партиты №2 “Мактуб”, “Благовест” Н. Бирюкова и “Сила Севера” москвича Дмитрия Калинина для оркестра русских народных инструментов. Фактически “Белгородский звон” стал и мини-фестивалем современной музыки, что исключительно важно – ведь зачастую организаторы концертов избегают исполнения музыки, созданной современниками.

На концертах фестиваля побывало несколько десятков тысяч слушателей. Конечно, успех “Белгородского звона» определили множество разных факторов – наличие прекрасной команды Белгородской филармонии, великолепные музыканты из России и Европы, интереснейшая программа, замечательный зал и так далее. И все же два фактора оказались определяющими, и у них есть имена –Тимур Халиуллин и Анастасия Хлюпина.  Тимур – ведущий солист Белгородской филармонии, прекрасный органист, исполнитель на клавесине и карильоне, лауреат международных конкурсов, музыкант высокого интеллекта и яркой харизмы. Анастасия - выпускница Белгородского музыкального колледжа им. С. А. Дегтярева БГИИК. Ее проект карильонного фестиваля получил грант на Всероссийском молодежном форуме «Таврида» в 2016 г. Также проект концертов «Белгородский звон» Тимура Халиуллина стал лауреатом региональной премии «Гражданская инициатива» в номинации «Духовное наследие». Энергия молодых энтузиастов и стала двигателем замечательного творческого события.

Тимур Халиуллин

Рассказывает Тимур Халиуллин:

- Конечно же, я не мог ожидать, что будет успех. Это была необычная идея. Вначале  на меня  все смотрели очень странно, не только музыканты, но и все, с кем я разговаривал на эту тему. Как это, карильон на сцене??? Многие до сих пор  считают  его несерьезным инструментом, который не должен называться академическим. А главной идеей моего профессора Йозефа Хаазена всегда была идея сделать карильон академическим инструментом. И он невероятно много для этого сделал.  Эта же идея двигала мною. Мне очень хотелось, чтобы люди относились к карильону так же серьезно, как к роялю, например. Я понимал, что для этого необходимо серьезно заявлять и о себе, и об инструменте.  Путь к нашему фестивалю оказался извилистым. Сначала это были простые уличные концерты, на которые приходило человек 10-15, никто не понимал что происходит. Тогда я стал разговаривать с публикой, печатать программки, придумывать какие-то интересные ансамбли. И сразу нашлись люди, которым это стало интересно. Первые опыты ансамблевой игры с карильоном – это ансамбли с трубой, волынкой, ударными. Мы стали исторически реконструировать те эпохи, когда колокола звучали на площадях, где выступали жонглеры, музыканты. Потом к нам присоединились артисты Театра огненных мистерий. Все это настолько привлекло людей, что через два-три года на карильонные концерты «Белгородские звоны» стали собираться жители города семьями. И мы задумались о том, как перенести концерты на сцену филармонии. Было непросто, но технические моменты были решены.  В итоге сегодня у нас серьезный фестиваль, серьезный инструмент, для которого пишут композиторы. Это достижение целой команды энтузиастов, которые поддержали меня в реализации  возможностей карильона.

Йозеф Хаазен

Почетный гость фестиваля, выдающийся бельгийский музыкант, ведущий карильонист Европы, создатель  школы карильонной музыки в Санкт-Петербурге Йозеф Хаазен говорит:

-         В мире проводится большое количество фестивалей - в Голландии, Бельгии, Франции, Америке, даже Австралии. Обычно они проходят на открытом воздухе,  в Белгороде же концерты были и в филармоническом зале, вместе с оркестрами, это удивительно. Мне было приятно познакомиться с вашими людьми, побывать в уголках Белгородской области, это было так уютно, так дружелюбно. Меня по-настоящему трогало, как люди реагировали на музыку, как общались. Этот передвижной формат дал им возможность открыть для себя новый музыкальный мир.

Белгородская филармония – концертная организация, идущая в ногу со многими творческими процессами России и мира, она стремится внедрять новые формы музыкального просвещения, дает возможность слушателям познакомиться с лучшими образцами классического и современного музыкального искусства, имеет в своем арсенале более десяти ярких коллективов.

 

Надежда КУЗЯКОВА

Фото предоставлены пресс-службой Белгородской филармонии


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей