• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



РНО, Михаил Плетнев

В Новый год – с Моцартом и РНО…

Михаил Плетнев не балует московскую публику частыми появлениями за роялем, но под Новый год чудеса случаются. Стоило ли удивляться тому, что до Нового года оставалось всего пять часов, а перед главным входом в Большой зал Московской консерватории царило праздничное оживление? В ставшем уже традиционном новогоднем концерте 31 декабря свое место за дирижерским пультом маэстро Плетнев уступил хорошо известному и многими любимому Александру Сладковскому, а сам в первом отделении сел за рояль, чтобы порадовать счастливчиков, оказавшихся в зале в этот праздничный вечер, своей игрой.

Михаил Плетнев

С Плетневым всегда все непросто. Любая его программа наполнена смыслом и имеет множество подтекстов. Вот и в этом праздничном концерте выбор произведений был явно не случайным. Сказать, что программа была посвящена надвигающемуся 260-летию великого Моцарта – слишком просто. Цельность и наполненность каждого фрагмента, начиная с Увертюры к опере «Похищение из сераля», продолжая Концертом №26 для фортепиано с оркестром и заканчивая «Торжественной мессой», создали ощущение праздника, моцартовской легкости и радостной эйфории. Три произведения гения – три разные грани его творчества.

Открылся новогодний концерт Увертюрой к «Похищению из Сераля». Российский национальный оркестр, славящийся своим безупречно-прозрачным и красивейшим звуком, исполнил это популярное моцартовское творение изящно и легко, а маэстро Сладковский за пультом добавил грациозной живости с присущей ему энергетикой. Волшебное настроение было задано, но…Нельзя не отметить того, что в этот новогодний вечер в истории Московской консерватории была открыта новая страница – впервые в этой истории в Большой зал уже после начала концерта ворвались люди, с алкоголем в пластиковых стаканчиках (которые они потом бросили на пол в своем 12-м ряду партера) и клубникой (хвостики от которой выплевывали под ноги), и атмосфера вокруг мест, на которых они сидели, отпуская громкие и порой нецензурные замечания на протяжении всего первого отделения, граничила со скандалом.

РНО

Особенно забавным это выглядело на фоне постоянного жесткого и порой вызывающего поведения охранников и капельдинеров консерватории. Видимо, наводить порядок они способны только среди безответных и безобидных завсегдатаев столь любимой всеми нами консерватории. Кстати говоря, обращаться за помощью было и не к кому, так как ни одного охранника или даже капельдинера в зале с правой стороны, где сидели дебоширы, не было…Но вернемся к музыке.

Моцартовский Концерт № 26 ре мажор, KV 537 исполняется достаточно редко, и в профессиональных кругах к нему принято относиться с некоторым снисхождением -  дескать, да, конечно, Моцарт, но Моцарт эдакий облегченный, несколько упрощенный и, может быть, в чем-то даже вторичный, не ставящий перед исполнителем сложных задач и не создающий открытий. Важна ли подобная точка зрения для слушателя – вопрос открытый. По какому бы поводу ни создавался этот концерт, который называют «Коронационным» (Моцарт его исполнением поздравлял Леопольда II с коронацией), никто не может отнять его красоты, которую не портит даже порой возникающая некоторая вычурность. Так или иначе, один из самых популярных в XIX веке концертов Моцарта нынче исполняют не часто, а сравнивая с предыдущими, слегка кривятся и упрекают в легковесности. Тем интереснее было увидеть и услышать то, что собирался предложить нам Михаил Васильевич.

Встреча Российского национального (правда, в сильно усеченном составе) с Александром Сладковским в качестве дирижера была, конечно же, не первой. Оркестр и дирижер встречаются регулярно, но по итогам этих встреч можно с грустью заметить, что полного взаимопонимания добиться им так и не удается. Впрочем, присутствие за роялем главного патрона оркестра оставляло надежду на то, что, возможно, противоречия будут сглажены. К сожалению, надежды эти оказались тщетны, и исполнение «Коронационного» концерта оставило очень странное и неоднозначное впечатление...И не веселящиеся пьяные дебоширы с клубникой тому виной.

Михаил Плетнев

Плетнев появился на сцене очень сосредоточенный и отстранённый, и возникало такое впечатление, что ему ни до чего, кроме Моцарта, нет никакого дела. Впрочем, этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы его невероятное величие пианиста с легкостью заворожило зал и перекрыло любые несовершенства как для публики, так и на сцене, где блистательный Российский национальный и великолепный Александр Сладковский «сошлись в борьбе» друг с другом. Плетнев парил, создавая с помощью моцартовских нот свой особый, безграничный по глубине и красочности космос, и те упрощения, которые Моцарт допустил при написании концерта, казалось, только помогали ему в этом деле.

Михаил Плетнев, Александр Сладковский

Мы ведь знаем, что в процессе сотворения чуда Плетнев никак не зависит ни от исполняемого материала, ни от внешних условий. Да и вообще, если и зависит от чего-либо, так исключительно от своих внутренних переживаний и состояний, о природе которых нам гадать бессмысленно. Особой проникновенности и прозрачности звука Михаил Васильевич достиг при исполнении второй части, и это чаровало, позволяя забыть обо всем. Не менее блестяще завершив концерт, Плетнев сорвал свою овацию, повторил на бис вторую часть (к бешеному восторгу публики), удвоив овацию еще раз, и благополучно покинул сцену. Вместе с ним покинули зал и градусно-клубничные дебоширы, а публика разбрелась по холлам и фойе Большого зала в ожидании «Торжественной мессы».

Несмотря на то, что времени до Нового года оставалось все меньше и меньше, во втором отделении нервозности и спешки среди исполнителей не ощущалось. Российский национальный дополнили вокальный ансамбль «Интрада» (художественный руководитель – Екатерина Антоненко) и четыре очень и очень неплохих солиста, вернее, два солиста и две солистки – прекрасная Кристина Мхитарян со своим живым и нежным сопрано, меццо с Украины Александра Кадурина, тенор из московской «Новой Оперы» Ярослав Абаимов и бас из Молдовы – Олег Цыбулько, также хорошо знакомый московской публике и имеющий среди нее множество поклонников.

Кристина Мхитарян

Последняя зальцбургская месса Моцарта чудо как хороша. Скованный определенными требованиями, Моцарт добивается в ней удивительного лаконизма, но вместе с тем порой и революционности. Сочетание духовного канона с традициями итальянского оперного пения облекаются моцартовским гением в творение потрясающей красоты и полетности, не выпадающее при этом из церковной традиции, несущее мощное духовное послание.

Вокальный ансамбль Интрада

Милая деталь: в строй к своим певцам встала и сама очаровательная Екатерина Антоненко, руководитель вокального ансамбля «Интрада». Оркестр звучал уверенно и взвешенно, маэстро Сладковский был, как всегда, на высоте, и солисты тоже не подвели. Кристина Мхитарян отлично справилась со всеми моцартовскими задачами и загадками (а они в партии сопрано ох и непросты), великолепно поддержала ее Александра Кадурина, очень хорош был Ярослав Абаимов, ну и что уж говорить про Олега Цыбулько! Разве что пожалеть о том, что басовая партия в этой Мессе так невелика… Прекрасны были и дуэты, и работа всего вокального ансамбля, щедро и мастерски поддержанная достойным пением хора.

Олег Цыбулько, Ярослав Абаимов

На этой праздничной, светлой, благодарственной, обращенной к Богу ноте мы и прощались с уходящим 2015-м годом. Хочется верить, что чудесная традиция новогоднего концерта РНО 31 декабря в Московской консерватории не будет прервана, а Михаил Васильевич в наступившем 2016 году будет чаще радовать своих многочисленных поклонников появлением на сцене не только с дирижерской палочкой, но и за инструментом, который принес ему заслуженную мировую славу.

Екатерина Антоненко

Огромная благодарность всем участникам концерта за прекрасное настроение и встречу с живительной музыкой Моцарта в последние часы уходящего года. Остается только надеяться, что и год наступивший подарит нам немало столь же приятных и запоминающихся впечатлений.

Ирина Шымчак

Фото автора

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей