Новости


Подписка RSS    Лента RSS


Опера Арт Динара Алиева Иоланта

От мрака к свету и любви

В Большом зале Московской  консерватории открылся Международный музыкальный фестиваль  «Опера Арт» Динары Алиевой. Это уже третий фестивальный проект оперных артистов  после фестивалей Хиблы Герзмавы и Василия Ладюка.

Организатор фестиваля солистка Большого театра Динара Алиева считает, что подобный выход на более широкую музыкальную арену  очень важен и для публики, и для самих певцов: это общение с коллегами из разных театров, обмен опытом и расширение слушательской аудитории. У  Алиевой трепетное и глубокое отношение к творчеству великого Чайковского, она много и с огромным удовольствием поёт его оперную и камерную романсовую музыку.

Для открытия Фестиваля Динара выбрала концертное исполнение его последней оперы  «Иоланты». Опера написана на сюжет драмы датского писателя Генрика Герца «Дочь короля Рене», рассказывающей историю слепой девушки, не ведающей о своем недуге. Только любовь Иоланты к рыцарю Водемону, раскрывшему тайну ее несчастья, рождает в Иоланте страстное желание увидеть свет. Лечение помогает, и героиня прозревает. Драма сразу захватила композитора своей поэтичностью и обилием лирических моментов. Больше всего его увлекла идея — стремление к свету. Это самая жизнерадостная опера Чайковского, а она ведь написана им в 1891 году между двумя самыми трагическими его сочинениями оперой «Пиковая дама» (1890) и Шестой симфонией— 1893. Её премьера под управлением  самого Чайковского состоялась за несколько дней до его смерти.

В концертном исполнении «Иоланты» участвовали оркестр театра «Новая опера» им. Е. В. Колобова, Государственный Московский областной хор им. А. Кожевникова, хормейстер, дирижер Андрей  Петренко (Мариинский театр) и солисты московских театров и Мариинки. В титульной партии Динара Алиева.

Василий Ладюк, Сергей Скороходов

Опера начинается с Интродукции. Звучит мрачная тревожная музыка. Эта же тема продолжается и в ариозо Иоланты «Отчего это прежде не знала ни тоски я, ни горя, ни слёз». В нём раскрывается неспокойный напряженный душевный мир слепой девушки:  неясные порывы, неведомые причины грусти, томления. Постепенно появляются другие персонажи: отец король Рене, мавританский врач, рыцари, и понимаешь, что ты уже давно поселился в замке короля Рене с роскошным садом, среди людей, занятых тем, чтобы Иоланта прозрела. Произошло это потому, что все исполнители: замечательный оркестр «Новой оперы», подмосковный хор, настоящий театральный дирижер Андрей Петренко и певцы, постарались погрузиться без декораций, костюмов, режиссуры в психологические и музыкальные глубины последнего шедевра Чайковского, который спустя более 120 лет не сходит с оперных подмостков. Все вместе они смогли провести зрителей от тьмы и мрака к любви и свету, и при этом раскрыть многогранность характеров главных персонажей в их постоянном развитии и в разных взаимоотношениях между собой. Главное — всё по Чайковскому, по его музыкальной драматургии.

Бас Николай Диденко  благодаря разнообразию вокальных красок создает многогранный образ короля Рене, прежде всего как любящего и страдающего отца, трагически переживающего несчастье дочери. Всю боль и страдание он изливает в ариозо «Господь мой, если грешен я…». Но голос певца может быть и властным, когда король решает, что сумеет настоять, чтобы привезенный им мавританский врач не открывал Иоланте ее слепоту до операции. Может быть жёстким и резким, когда король объявляет, что Водемона казнят, если операция не поможет Иоланте, как виновнику, открывшему девушке её слепоту. Этот же голос наполняется теплотой и радостью, когда Рене отдает прозревшую дочь в жены Водемону.

Достаточно выразителен баритон Игоря Тарасова для партии мавританского врача Ибн-Хакия. Не смотря на определенные проблемы певца в верхнем регистре, у него получилась таинственная и загадочная ария «Два мира : плотский и духовный» с её восточными интонациями. Это был монолог серьёзного человека, убежденного в своей правоте.

Какие разные друзья-рыцари Роберт и Водемон! В исполнении Василия Ладюка Роберт яркий, решительный, готовый воспевать без устали  свою красавицу Матильду. Ария Роберта — это визитная карточка певца, его бренд, которую он поёт и в спектаклях, и в концертах, и каждый раз роскошный баритон Ладюка звучит по-разному. На этот раз был гимн любви, женской красоте и прекрасной Матильде. Если Роберт у Чайковского уже сложившийся образ, каким нам и представил Ладюк своего героя, то Водемон дан композитором в развитии. Он проделывает за короткое время огромный эмоциональный путь от мечтательности о светлой любви через восторженность и пылкость пробудившегося  первого чувства, состраданья к несчастью любимой до  клятвы верности, которую он произносит, ещё не зная об исцелении Иоланты. Солист Мариинского театра Сергей Скороходов  неплохой тенор, яркий, эмоциональный. Но ему явно не хватало лиричности, романтичности и  кантилены. Особенно  это ощущалось в романсе  Водемона «Нет чары ласк красы мятежной……», который Скороходов скорее проговорил, чем спел.

Динара Алиева

Динара Алиева, обладательница большого красивого сопрано, полная хозяйка своего вокального и актёрского дара, явила нам трогательный и хрупкий образ Иоланты в его богатейшем музыкальном развитии. В начале оперы это нежная, мечтательная девушка, наивная и доверчивая, сомневается в правильности своей жизни. Затем встреча с незнакомым человеком, рыцарем Водемоном, буквально перечеркнувшем ее прежнюю жизнь, когда она узнала от него о существовании иного видимого мира. Их дуэт стал кульминационным центром оперы.  В голосе Алиевой сначала появляются интонации растерянности, сменяющиеся чувством первой влюбленности, а их дуэт-спор становится общей радостной кодой согласия. В дуэте по-настоящему запел и Скороходов, и их голоса слились в общем ярком звучании. Это был поистине самоотверженный путь героини от тьмы к свету и любви, который завершился всеобщим гимном солнцу и свету «Чудный первенец творенья».

Елизавета ДЮКИНА

Автор фото Федор БОРИСОВИЧ

Дети в мире старинной музыки

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Октябрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234567 
 891011121314 
 15161718192021 
 22232425262728 
 293031     

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши



афиша