• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Превосходно априори

Вечером 7 февраля в Большом зале Московской консерватории исполнением «Маленькой торжественной мессы» великого Джоаккино Россини открылся Третий международный фестиваль «Опера Априори». Пропустить такое событие, конечно, было невозможно: чаще мы имеем возможность услышать мессу в переложении для оркестра, организаторы же «Опера Априори» предложили первоначальный авторский вариант для «четырех голосов, двух фортепьяно, фисгармонии и двенадцати певцов». Певцов, правда, на сцене было не двенадцать, а значительно больше. Но это стало единственным отступлением от авторского замысла в предложенном нам исполнении.

Максим Пастер Опера Априори

Как известно, «Маленькая торжественная месса» Россини – не маленькая, не торжественная и не слишком месса (как заметил Наполеон III). Великий мастер изрядно повеселился, объединив в одном произведении множество жанров и приемов. Хоровые фуги и полифонические эпизоды соседствуют здесь с оперными ариями, дуэтами и ансамблями, а в центре Мессы и вовсе присутствует удивительная «Религиозная прелюдия» для органа или фортепиано. Все это само по себе способно вызвать недюжинный интерес, а если вспомнить, кого привлекли организаторы «Опера Априори» в качестве исполнителей, то жажда утолить этот интерес становилась и вовсе непреодолимой.

Все из заявленных к выходу на сцену участников известны, как профессионалы высочайшего уровня, а появление некоторых можно смело приравнять к музыкальной сенсации или, как минимум, выдающемуся событию: за хоровую часть отвечал вокальный ансамбль «Интрада» во главе с Екатериной Антоненко, за инструментальную – Лукас Генюшас и Павел Нерсесьян за роялями, а также Алексей Курбатов за фисгармонией, предоставленной компанией Yamaha (надо сказать, что Алексей в этой роли был великолепен: даже в том небольшом объеме музыкальной работы, который ему достался, смог показать исключительную важность партии в общем замысле).

Павел Нерсесьян

Основная же часть инструментальной работы досталась Павлу Нерсесьяну, и было удивительным подарком наблюдать этого выдающегося пианиста в качестве, по сути, концертмейстера. За счет того разнообразия, которое Россини вложил в свое финальное творение, мы увидели и услышали многое из того, на что способен Павел, которого, увы, встречаем на московских сценах не так часто, как хотелось бы. Превосходен был и Лукас Генюшас, хотя порой возникало ощущение, что Лукасу за своим роялем скучновато. Работы ему досталось заметно меньше, чем Павлу. Можно только восхититься возможностями организаторов, собравших столь выдающихся музыкантов по такому необычному поводу.

Но главная сенсационность, конечно, пряталась в списке солистов: нам хорошо известен тенор Максим Пастер, многие любят сопрано Дарью Зыкову (и совершенно заслуженно), мы даже помним баса Балинта Сабо – он исполнял партию Герцога в «Замке Герцога Синяя Борода» Бартока на одном из уже прошедших фестивалей «Опера Априори», но вот появления меццо Марианны Пиццолато, одной из любимых певиц Альберто Дзедды, и вообще ведущих на сегодняшний день россиниевских исполнительниц в Европе, все ждали с особенным нетерпением.

Сводил воедино все это великолепие человек, которого сегодня многие считают одной из самых ярких восходящих звезд российского дирижирования – Максим Емельянычев и, забегая вперед, можно сказать, что подобная оценка личности Максима вполне оправдана. Со своей непростой задачей (непростой хотя бы из-за количества репетиций) он справился блестяще.

Лукас Генюшас

Собственно, то же самое можно сказать про всех участников представленного нам действа. Выдающийся пианизм Нерсесьяна, который даже в простеньком сочинении Россини ярко проявлял свою индивидуальность и как личность, и как великолепный пианист, способный достичь глубины и выразительности в любых условиях, чудесный Лукас Генюшас, вступавший именно тогда и именно так, чтобы вступление это было оптимальным, с нужной силы звуком, фразировкой и игрой, полной нюансов, чуткий и внимательный Алексей Курбатов, трепетная, но сильная и переживающая каждую ноту в своем пении Дарья Зыкова, замечательный Максим Пастер и не менее замечательный Балинт Сабо – все были очень хороши.

А Марианна Пиццолато доказала московским любителям вокальной музыки (не зря словосочетание «вокальная музыка» вынесено в название фестиваля), что их ожидания оказались не напрасны: сильное, насыщенное, вкусное, богатейшее тембрально меццо в сочетании с актерским дарованием и филигранной вокальной техникой подарили всем присутствующим в зале самое настоящее наслаждение от встречи с великим искусством. Изумительна была и работа хора, и дуэты, и ансамбли, и в целом всем участникам этого исполнения удалось создать некую зыбкую гармонию и драматургический накал, который лукавый Россини спрятал в своем столь разнородном творении. А ведь это задача по плечу далеко не всем. К трогательному и проникновенному запеву Agnus Dei в зале равнодушных не осталось – можно сказать об этом с полной определенностью.

Открытие получилось прекрасным и волнующим, спасибо всем организаторам и лично Елене Харакидзян за создание этой особенной атмосферы свободного творчества, сияющей радости и искреннего восторга. Остается только выразить сожаление по поводу того, что в зале все-таки были заметны свободные места, а также пожелание, чтобы на следующих концертах фестиваля все эти места были заняты.

Ирина Шымчак

Фотографии © Ira Polyarnaya/Opera Apriori


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей