• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Открытие Малого зала Московской консерватории

Александр Соколов:

«Малый зал – один из главных профессоров Московской консерватории»

8 февраля 2015 года после полугодовой реконструкции открылся Малый зал Московской консерватории. И, хотя торжественное открытие запланировано и ожидается 20 февраля, именно в этот день на новой сцене Малого зала впервые прозвучали арии и камерные произведения в исполнении как известных, так и молодых артистов, которых связывает одно имя – Елены Васильевны Образцовой.

Именно ей был посвящен первый концерт в обновленном Малом зале. Сольным концертом Елены Васильевны абонемента «PRIMADONNA» Малый зал и должен был открыться после реконструкции. «Елена Васильевна не отменяла концерт, она здесь, с нами, - обратился к публике ректор Московской консерватории Александр Сергеевич Соколов. – Елена Васильевна, это для Вас, первый концерт в Вашу честь, и с благодарностью за все, что Вы сделали для молодых музыкантов, для своих коллег, сегодня на этой сцене они будут приносить Вам свое искусство».

Заметим, что Малый зал консерватории в первый раз распахнул свои двери сто семнадцать лет назад, в день памяти Петра Ильича Чайковского, который вошел в историю как «Музыкальное утро памяти Чайковского» (произошло это событие 5 октября 1898 года), ну, а нынешнее открытие произошло в вечер памяти Елены Васильевны Образцовой, в год, посвященный нашему великому композитору.

Малый зал имеет для Московской консерватории особое значение. Здесь учебная деятельность тесно переплетается с филармонической: проходят вступительные и государственные выпускные экзамены, кафедральные, факультетские вечера, встречи студентов с публикой…. «Это настоящая школа для наших студентов, - заметил ректор консерватории. – Малый зал – один из самых главных профессоров Московской консерватории. И вот он вернулся. В возрожденном, отреставрированном виде так же, как когда-то возвращался к нам Большой зал. В июле 2014 года здесь состоялись приемные экзамены, в конце месяца мы его закрыли, и ровно через шесть месяцев мы снова в этом зале».

Открытие Малого зала Московской консерватории По словам Александра Соколова, реконструкцией консерваторских зданий занимается «коллектив настоящих профессионалов, которые, шаг за шагом, двигаясь по консерватории, придают ей первоначальный блеск и в то же время обогащают ее новыми возможностями уже XXI века».

Самое неожиданное открытие ожидало реставраторов на высоте: когда расчищали потолок Малого зала (если помните, он был белым), вдруг оказалось, что под ним роспись. После проведения экспертизы было установлено, что плафон в таком виде действительно являет собой первоначальное состояние потолка Малого зала консерватории.  Специалистам пришлось проводить реставрационные работы, не снимая холст с потолка, на высоте, но плафон очень бережно был воссоздан, и нынче сияет во всей своей красе, радуя глаз любителей публики.

Кресла. Пожалуй, это стало притчей во языцех – скрип кресел в Малом зале…Помню, мне даже советовали, перед тем, как я направлялась на интервью с ректором – «только не задавай ему вопроса про кресла…». Александр Сергеевич радостно сообщил, что «кресла, этот важный элемент не только эстетики, но и акустики, мы заказали у фирмы, которая выполняет самые ответственные задания для разных филармонических залов и театров». И еще такая деталь – новые кресла по форме максимально приближены к форме венецианских кресел. Надеемся, что «ответственная фирма» выполнила свою работу на должном уровне, и отныне проблема скрипучих «аккомпанементов» в Малом зале будет решена навсегда.

Кроме кресел, была полностью заменена также сцена Малого зала. Предварительно специалисты провели акустическую экспертизу, сняли полные показатели для сравнения акустики до и после реставрации. По окончании реставрационно-строительных работ комиссия заявила, что акустика стала намного лучше. Что заявят музыканты и слушатели, узнаем позже…

Открытие Малого зала Московской консерватории

Радует также то, что наконец-то исчезнут дикие очереди в гардероб до и после концертов – гардеробы вернулись на свое историческое место, пространство значительно расширилось. Еще одна важная деталь – кроме того, что Малый зал вернул то, что было раньше, добавилось еще и кое-что, чего изначально не было: появилась новая вторая артистическая. Приятная новость – отныне из Малого зала будут вестись интернет-трансляции на самом современном оборудовании, а в ближайшем будущем, после того, как закончится XV Международный конкурс им.П.И.Чайковского (здесь, в Малом зале, пройдут первые два тура скрипачей), на месте бывшей библиотеки, планируется обустроить музейное пространство, с использованием уникальных музейных фондов библиотеки консерватории.

Открытие Малого зала Московской консерватории

Но, возвращаясь к концерту. В этот вечер в обновленном Малом зале царила необычная атмосфера -  какого-то радостного предвкушения, особенной музыки, вдохновенного исполнения. Может быть, из-за изменившегося цвета стен (из желтых они превратились в светло-зеленые), нового освещения зала и сцены казалось, что все пространство пронизано теплым светом? Зал стал светлым!

На сцену выходили друзья, коллеги и ученики несравненной Примадонны. Виолончелист Борислав Струлев открыл концерт исполнением щемяще-пронзительной «Аве Марии» Каччини – именно этим произведением сама Елена Образцова часто начинала свои выступления.

Открытие Малого зала Московской консерватории  Борислав Струлев

Народная артистка СССР Маквала Касрашвили дружила с Еленой Образцовой почти полвека. В этот вечер великолепная Маквала исполнила на новой сцене арию Тоски из одноименной оперы Пуччини. Елена Васильевна пела эту арию не раз. Маквала посвятила исполнение своей подруге...Благодарная публика выразила свое восхищение и восторг бурными аплодисментами, к певице выстроилась очередь из желающих лично вручить цветы. Роскошный букет преподнес Маквале и ректор Александр Соколов. А сама Маквала все цветы сложила у портрета любимой подруги…

Маквала Касрашвили

Выступивший сразу за ней ученик Дмитрия Вдовина и Елены Образцовой, артист Молодежной оперной программы Большого театра Богдан Волков буквально ошеломил зал проникновенным, страдающим Ленским, блистательно продемонстрировав все акустические возможности Малого зала, в градации от пиано до форте.

Богдан Волков

Но самым трогательным моментом стало появление Елены Макаровой, дочери Елены Образцовой, исполнившей «Сирень» Рахманинова и «Три скорбные Махи» Гранадоса. Память великой певицы также почтили лауреаты ее конкурсов Юлия Лежнева и Василиса Бержанская.

Открытие Малого зала Московской консерватории  Юлия Лежнева

Девушек сменил человек, появлению которого радуются лучшие сцены мира: восхитительный Ильдар Абдразаков показал публике всю силу своего голоса и мощь таланта. Это было потрясающе… Не случайно именно этот замечательный артист возглавит Академию музыки Елены Образцовой – сама Примадонна, когда-то открывшая миру талант Ильдара, пригласила его стать художественным руководителем Академии.

Ильдар Абдразаков Открытие Малого зала Московской консерватории

А потом компанию Ильдару на сцене составил певец, которого можно назвать любимцем Елены Васильевны в своем поколении – Василий Ладюк. Был исполнен знаменитый дуэт Филиппа и Родриго из оперы Верди «Дон Карлос». «Был исполнен», впрочем, и в сотой доле не отражает того, что происходило в эти минуты на сцене Малого зала. Это было до того хорошо, что любое описание просто теряет свой смысл… Удивительное сочетание голосов и высочайший артистизм, поддержанные умелым концертмейстером Анатолием Кузнецовым, заворожили публику только что открывшегося Малого зала.

Открытие Малого зала Московской консерватории  Василий Ладюк Ильдар Абдразаков

Ильдар Абдразаков, Василий Ладюк

Завершение концерта выдалось чарующим и, поверьте, это не фигура речи. Концерту-открытию был подарен чистейшей пробы образец того, как надо петь, и лучшего для открытия этого великолепного зала, по которому мы все так скучали, и представить тяжело. Вне всякого сомнения, и Елена Васильевна, с сияющей улыбкой взиравшая на своих друзей и коллег с портрета, была бы восхищена таким подарком.

После аплодисментов, едва не обрушивших столь неожиданно обновленный потолок, на сцене появились все участники концерта, и каждый почтил еще раз память великой певицы. Восторженная публика долго не хотела расходиться, разглядывая обновленные интерьеры самого зала, лестницы, холлов.

Московскую консерваторию можно смело поздравить с завершением еще одного важнейшего этапа в непростой истории реконструкции и строительства, и пожелать от всей души, чтобы следующие шаги на этом пути были столь же удачными, как реконструкция Танеевского корпуса и Малого зала, а это, несомненно, удача – впечатления остались самые благоприятные.

Открытие Малого зала Московской консерватории

Хочется выразить искреннюю благодарность руководству Московской консерватории и всем, кто был причастен к этому чуду обновления и технического совершенства. А Малый зал в ближайшем будущем ждет насыщенная и, можно с уверенностью сказать, счастливая жизнь. График выступлений в зале расписан на ближайшие месяцы полностью, и музыка будет звучать в нем почти каждый день – к нашей общей радости.

Ирина Шымчак

Фото автора

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей