• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



«Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса

Под занавес сезона

Под занавес своего 44-го сезона Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского впервые в российской столице представил премьеру оперы «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса. Специально для этого проекта в Москву приехал режиссёр-постановщик из Германии Ханс-Йоахим Фрай.

Поначалу эта опера Рихарда Штрауса была задумана как подарок великому режиссёру Максу Рейнхардту. Восхищённый его спектаклями, поэт и драматург Гуго фон Гофмансталь доверил Рейнхардту постановку своей драмы «Электра». Вскоре Штраус создал на её основе оперу, положившую начало его многолетнему творческому сотрудничеству с Гофмансталем и Рейнхардтом (Кстати, именно этот триумвират основал в 1920 году Зальцбургский фестиваль).  

Что же касается «Ариадны», то первоначально она была написана как интермедия для комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Премьера спектакля состоялась 25 октября 1912 года в Придворном театре Штутгарта. Через четыре года Штраус и Гофмансталь создали новую, самостоятельную версию оперы, где господина Журдена заменил некий австрийский аристократ, а место действия переместилось из Парижа в Вену. Премьера второй редакции состоялась 4 октября 1916 года в Венской государственной опере. Именно эта, вторая редакция послужила основой для новой постановки Камерного музыкального театра.

Известный в Европе оперный режиссёр и продюсер, интендант Брукнерхауса и генеральный директор Брукнеровского фестиваля в Линце (Австрия), президент Дрезденского оперного бала и директор Международного конкурса вокалистов «Competizione dell Opera», Ханс-Йоахим Фрай в 1997 – 2007 гг. занимал пост художественного руководителя Дрезденской государственной оперы, в 2007 – 2011 гг. в должности генерального директора и художественного руководителя возглавлял объединение театров Бремена. С 2010 г. режиссёр активно работает в России, где поставил ряд спектаклей, с 2014 г. сотрудничает с Большим театром в качестве советника генерального директора. Среди его постановок последнего времени – «Аида», «Турандот», «Летучий голландец» (Улан-Удэ, Иркутск, Минск), «Фиделио» (София), «Так поступают все» (Улан-Удэ), «Тоска» (Владивосток, Пекин, Батуми). В 2011 г. в Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского режиссёр поставил оперу А. Лорцинга «Царь и плотник».

В этот раз его выбор совсем не случайно пал на один из шедевров мирового оперного репертуара первой половины ХХ столетия – «Ариадну на Наксосе» Р.Штрауса. По словам Ханса-Йоахима Фрая, эта опера, объединившая в себе классическую мифологию и сатиру,  высокую драму и комедию дель арте, для Театра Бориса Покровского - именно то, что нужно. «Само здание этого театра – историческая постройка, и выглядит оно как дворец, как тот особняк богача, в доме которого происходит действие оперы. В «Ариадне на Наксосе» используется приём «театра в театре», -  отметил режиссёр. Именно этот приём и позволяет рассказать одновременно три истории: о богатом господине (заказавшем для праздника в своём доме «трагическую оперу и комедию одновременно, чтобы завершить представление к началу фейерверка»), ветреной итальянке Цербинетте и страдающей на острове Наксос от неверности своего возлюбленного Тесея мифологической Ариадне, возрождённой к новой жизни поцелуем и любовью Бахуса.    

В итоге, на сцене возникает действо, захватывающее своей динамикой и энергетикой, постановочной красотой и актёрским задором, великолепным юмором и пластической гибкостью. Всему этому в немалой степени способствуют и занимательная фабула, и яркие характеры, и, наконец, те самые маски комедии дель арте, которые идеально связывают броскость формы и в то же время глубину музыкально-драматического представления.

Ханс-Йоахим Фрай подчеркнул также, что для постановочной группы было важно, чтобы люди в зале понимали все нюансы интриги. Поэтому пролог идёт на русском языке, а сама опера – на немецком, то есть на языке оригинала. Его режиссёрскому видению в полной мере отвечает сценическое решение спектакля, до деталей продуманное художником-постановщиком Виктором Вольским и художником по костюмам Марией Вольской. Если в Прологе, по замыслу режиссёра, действие происходит за кулисами, где мы видим нагромождение стульев, зеркал, висящих костюмов, постоянно создающих неудобства и препятствия на пути передвигающихся артистов, то в самой Опере - минимум сценографии, несущей, тем не менее, огромную смысловую нагрузку, часть которой берут на себя костюмы из ярких, и при этом лёгких, воздушных тканей, придуманные с большим вкусом, выдумкой и фантазией.

Слегка наклоненная к зрителям плоскость в виде крышки огромного рояля, что-то вроде пандуса (становящегося то гранитной плитой на острове Наксос, то плывущим в море кораблём), придаёт всем происходящим на сцене событиям необычность. Задник же представляет собой мастерски подсвеченный (художник по свету Владимир Ивакин) абрис женского лица прекрасной незнакомки, вызывающий ассоциации с нежным, тонким и чувственным, абсолютно неземным образом главной героини.

Не секрет, что «Ариадна на Наксосе» знаменита виртуозными вокальными партиями и требует блестящего состава исполнителей. Труппа Камерного музыкального театра в последние годы пополнилась целым рядом прекрасных молодых солистов, и многие из них получили возможность наравне с уже признанными мастерами выступить в звёздных партиях штраусовской оперы. Актёрский ансамбль справляется с поставленными перед ним задачами изысканно и артистично. Прежде всего, это относится к исполнителям главных партий – Ксении Муслановой (Примадонна-Ариадна), Михаилу Яненко (Тенор-Бахус) и Екатерине Ферзба (Цербинетта).

Убедительна и органична в партии Примадонны-Ариадны Ксения Мусланова. Хорош в роли Тенора-Бахуса и Михаил Яненко. Эта сложнейшая партия, в которой артист смог продемонстрировать все бесспорные достоинства своего голоса, стала несомненной удачей для молодого солиста. Настоящее украшение спектакля - Екатерина Ферзба, виртуозно справляющаяся со сложнейшей партией Цербинетты и восхищающая своим превосходным колоратурным сопрано, искусным плетением кружева музыкальных фраз и необычайной пластичностью мелодических рисунков, что, вкупе с утончённой актёрской игрой, даёт поразительный результат. Хочется отметить и Ирину Курманову (Композитора), и персонажей комедии дель арте – Романа Шевчука (Арлекин), Виталия Родина (Скарамуш), Алексея Смирнова (Труффальдино) и Александра Бородейко (Бригелла), которые также хорошо поют и великолепно двигаются. Каждый из артистов вносит свои краски в создаваемый им образ. Поэтому интересно посмотреть этот спектакль в разных составах.

Штраусовский оркестр в «Ариадне на Наксосе» являет собой поистине феерическое «звуковое пиршество». Разнообразие оркестровых красок, тембровых комбинаций инструментальной фактуры, насыщенность динамики и острота контрастов – всё это захватывает буквально с первых же тактов. По словам дирижёра-постановщика спектакля Алексея Верещагина, эта изысканная партитура дает возможность оркестру театра, исполняющему сочинения Бетховена, Яначека, Бриттена, Римского-Корсакова и других мастеров оркестрового письма, покорить новую высоту.

И эта высота, действительно, покорена – и оркестром, и солистами, и всей постановочной группой, и Камерным музыкальным театром в целом. Ведь это первая в Москве и вторая в нашей стране (в 2003 году «Ариадна» была впервые поставлена в Санкт-Петербургском Мариинском театре) постановка этой жемчужины мирового оперного репертуара. Премьерой «Ариадны на Наксосе» Р.Штрауса Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского по-настоящему на высокой ноте завершает свой нынешний сезон. Каким будет его следующий, 45-ый театральный сезон?

Ирина Новичкова

Фото Владимира Майорова

                                                                                                                     

      


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей