• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Премьера Дон Жуана в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

О превратностях любви в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

Любая премьера в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко вызывает интерес у любителей оперы, является важным событием культурной жизни столицы. Премьера, о которой пойдет речь, и вовсе заняла в ней особое место: после именитых европейских режиссеров Жагарса и Штайна до режиссерского кресла добрался главный режиссер театра Александр Титель. Были и еще обстоятельства, которые делали просмотр спектакля неизбежным – и Моцарта, с одной стороны, на московских сценах вроде бы много, а посмотришь повнимательнее – так и не очень, и «Дон Жуан» - это серьезнейший вызов для любого режиссера и коллектива, а тут еще за дирижерским пультом хорошо известный московской публике Уильям Лэйси (а известен он бережным и мастерским отношением к любому материалу, с которым ему приходится работать), и несомненная Хибла Герзмава в роли Донны Анны, а это всегда великолепный повод оказаться в театре.

Дон Жуан в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

К слову сказать, моцартовский шедевр был облюбован известным российским оперным режиссером давно. К «Дон Жуану» Титель шел целенаправленно и верно. «Моцарт всегда притягивает к себе. Когда-то я сделал со студентами «Свадьбу Фигаро», этот спектакль стал в Москве популярным, - рассказал режиссер перед началом генеральной репетиции. - Потом еще раз я делал «Свадьбу Фигаро» в Турции, и на нашей Малой сцене ставил Cosi fan tutte, таким образом я шел к «Дон Жуану», как к замыкающему углу этого треугольника Моцарта. Это же триптих о мужчинах и женщинах. Триптих, который мог бы иметь подзаголовок «О превратностях любви». То есть о метаморфозах любви. Рано или поздно я должен был к этому прийти. И сейчас у нас в труппе есть люди, которые могут это сделать на хорошем европейском уровне, есть личности, которых я долгое время выращивал, пестовал, и они росли. Здесь участвуют наши звезды: и Хибла Герзмава, и Наташа Петрожицкая, и Дмитрй Зуев, и Дмитрий Ульянов, и Денис Макаров, и Сергей Балашов, но есть и молодежный состав. И это надо ловить, а то потом не будет...».

Дон Жуан в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

Титель убежден, что Моцарт всегда современен, по знанию людей, их сильных сторон, их слабостей, и содержание его произведений – современно. Для художественной постановки спектакля был приглашен литовский художник Адомас Яцовскис, обычно использующий в своих постановках современные минималистические средства. «Мы оба хотели, чтобы это было предельно минималистично, - объяснил Титель сотрудничество с Яцовскисом. - Чтобы ничто не мешало, а, наоборот, максимально помогло проявить бесконечную музыкальность, безмерную погруженность этой музыки в нас и наш отклик в нее. Недаром по количеству написанного о Дон Жуане и по тому, кто писал, он – безусловный чемпион. Не было бы такого персонажа, не было бы оперы «Дон Жуан» Моцарта.  Именно Дон Жуану мы обязаны тем, что появилась опера Моцарта».

Музыкальным руководителем постановки стал англичанин Уильям Лэйси, который два года назад уже работал с оркестром театра и ставил «Сон в летнюю ночь» Бенджамина Бриттена. Английский маэстро известен также как профессиональный интерпретатор барочной музыки, совсем недавно в Московской филармонии продирижировал концертным исполнением барочной оперы Глюка «Орфей и Эвридика», а в Большом подготовил «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Несмотря на то, что для самого Лэйси – это уже четвертый «Дон Жуан», маэстро прекрасно вписался в постановку Тителя и даже заявил, что «постановка Александра Тителя – очень оригинальна. «Дон Жуана» Моцарта, так же, как и Шекспира, можно играть сколько угодно, и каждый раз находить в нем что-то новое…».  По словам маэстро, «Каждый из актеров принес свою яркую индивидуальность. Я наслаждался работой с оркестром, мы много работали над классической фразировкой, над балансом в исполнении. И мне очень нравится работать с Александром Тителем, у меня с ним хорошие отношения».

Дон Жуан в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

Тем любопытнее было оказаться наконец в зале и самому оценить то, о чем тебе только что рассказывали создатели спектакля.

Что сказать? В целом, ожидания зрителей не оказались обманутыми. Александру Тителю со товарищи удалось создать на основе великого моцартовского творения свой особый мир, и совершенно другой вопрос, какими средствами они этого достигли. Не слишком понятно, можно ли говорить о минимализме в сценографии, глядя на основную конструкцию, которая и выполняет роль декорации в спектакле. Собственно, это наглядное противопоставление двух полюсов - в зависимости от смысловой нагрузки действия двухсторонняя конструкция на сцене оборачивается к зрителю то мрачной стороной, сооруженной из полуразрушенных пианино, и пугающей бездонными пропастями черных челюстей крышек, то безумно алым, сочным, цветочным полотном, сотканным из виноградных лоз…

Дон Жуан в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

Творение сие возвышается над сценой, то и дело вращается, и работу свою выполняет исправно. Не покидает, конечно, ощущение, что многое из того, что использовалось в сценографических решениях, мы уже видели, но, положа руку на сердце, зададим себе вопрос: а часто ли на российских сценах мы видим безусловные инновации, которые заслуживают внимания? Пожалуй, кроме опытов и экспериментов Дмитрия Чернякова и вспомнить будет нечего, а ведь это тот самый случай, когда поневоле задумаешься, а нужны ли такие инновации вообще.

Поставлен «Дон Жуан» крепко, мастерски, каждая деталь, каждая мелочь, каждый нюанс продуманы и отработаны командой постановщиков. Своя особая эстетика создается практически сразу, и все работает на это. И не слишком выразительные костюмы приглушенных цветов, с неопределенной временной принадлежностью, и пульсирующее сценическое движение, которое то становится почти незаметным, то резко увеличивает свое присутствие, выраженное в объеме и в скорости движения персонажей, и в количестве происходящих событий.

Дон Жуан в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

Это сильная сторона спектакля, неоправданных движений почти нет, а те, что есть, можно смотреть и расшифровывать с приятным любопытством. Создатели «Дон Жуана» не ограничивали себя ни каноничностью подхода, ни двумя измерениями, смело забираясь с плоскости сцены на такие высоты, что за артистов становилось тревожно, в прямом смысле…Немного опечалило в итоге то, что невзирая ни на объяснения, ни на сам спектакль, сверхидея спектакля, новые смыслы, которые неизбежно создателями задумывались, остались неясными. Очевидно, что Титель пытался передать какое-то послание зрителю, выйти за рамки всем известной истории о любви, выборе и фатальности этого выбора, добиться некой глубины и метафоричности, но все-таки… То, что хотел сказать режиссер, до конца понять так и не удалось. Очевидно одно – глядя на совокупность решений и методов, понимаешь, что это спектакль не только об отношениях между людьми, но и об отношениях между творцами и высшими силами, где музыка является образом и любви земной, и любви небесной, и мерилом, и судилищем. С нее спектакль начинается, ею, пожалуй, и заканчивается. И даже некоторые эпизоды на грани скабрезности только иллюстрируют этот тезис.

Хибла Герзмава

Что же оставалось артистам в этой достаточно жестко задуманной и реализованной режиссером и сценографом конструкции? Конечно же, петь и играть, благо Уильям Лэйси, управлявший музыкальной частью процесса мягко и в академичной манере, давал такую возможность сполна. Артисты родной театр не посрамили. Мы можем долго рассуждать о том, насколько хорошо и убедительно каждый справился со своей задачей, но с полным правом можно заметить, что в спектакле нет ни откровенных провалов, ни фатальных ошибок. Все поют и играют хорошо, демонстрируя при этом завидное актерское мастерство. А вот выдающиеся откровения в спектакле присутствуют.

Мировая звезда Хибла Герзмава, в отличие от своих коллег на сцене, хорошо знакома с доставшейся ей партией. Думается, что и в Вене, в Лондоне требования к ее работе были высоки и, как хорошо известно, она эти требования удовлетворила сполна. Логичным было ожидать, что и в родном театре одна из лучших певиц своего поколения покажет хороший результат. Так и случилось – Хибла создала свою Донну Анну живой и чувственной. Сложный и неоднозначный образ Донны Анны, как можно заметить, стал для режиссера в этой постановке любимым.  Донна Анна у Тителя и Хиблы - это не только жаждущая мести за смерть отца строгая пуританка, но прежде всего мятущаяся от испытываемых ею чувств к убийце отца страстная, необузданная, красивая женщина. То, как преподнесла этот образ великолепная Хибла, вызывает трепет и восторг. Чудный, божественный голос, ради которого стоит идти на «Дон Жуана» хоть сто раз…

Дон Жуан в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

Еще один волнующий женский образ создала прекрасная Наталья Петрожицкая. Хрустальное звучное сопрано в сочетании с чувственностью и утонченностью образа Донны Эльвиры покоряют с первого же появления героини на сцене. В любой сцене Наталья убедительна и потрясающе выразительна: гнев ли, желание, любовь или ненависть обуревают Донну Эльвиру, это читается в каждом движении актрисы, звучит в каждой ноте. Перед глазами до сих пор стоит картинка, с Натальей на столе, обсыпанной гроздьями ярко-алого винограда, в интуитивном порыве отталкивающей и одновременно притягивающей руками Дон Жуана. Прекрасная работа!

Дон Жуан в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

Приятной неожиданностью стало появление в спектакле дебютантки, студентки III курса ГИТИСа, Инны Клочко в роли Церлины. Смелое решение режиссера Тителя привлечь молодую кровь – выстрел в десятку, безусловно ожививший постановку. Блондинка Церлина в исполнении Инны получилась раскованной, свежей, очаровательной. Именно такой, какой и была задумана эта роль великим Моцартом. Невинная, порхающая по сцене соблазнительница, в облаке фаты и блонд-кудрей, покорила публику чистейшим вокалом, в истинно моцартовском стиле… Ловкая и пластичная Инна легко взбиралась на любые высоты, а смотреть на ее грациозные передвижения по сцене и вовсе было сплошным удовольствием.

Дон Жуан в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

Что касается мужских ролей, в спектакле, который называется «Дон Жуан», Дон Жуану положено быть центром внимания. Дмитрий Зуев, молодой баритон, преподнес нам эту роль, можно сказать, игриво, словно красуясь в лихом отрицании самого Бога, в вызове ему, упиваясь свободой молодого веселого жизнелюба и покорителя женских сердец. Его Дон Жуан – этакий эпатажный стильный красавец, абсолютно неотразимый для всей женской части планеты Земля, и искренне не понимающий, за что же его некоторые представительницы той самой части так ненавидят…Сочный голос Дмитрия, глубокий, чувственный, безусловно, хорош. Однако временами ему не хватает убедительности, и верится с трудом, что этот хрупкий, самовлюбленный красавец и есть тот самый роковой Дон Жуан…Что же, есть над чем поработать.

Впрочем, возможно, именно такого Дон Жуана и собирался представить публике сам Дмитрий Зуев, который накануне премьеры откровенно заявил, что «Дон Жуан решает вопросы так, как решает настоящий мужчина в той ситуации, в которую он попадает. Я не считаю, что это отрицательный персонаж. В чем его отрицательность? В том, что он любит женщин, вино, жизнь? Да, он не признает Господа Бога, он делает ему вызов. Но в жизни много мужчин и женщин, которые не признают этого».  

Дон Жуан в Театре Станиславского и Немировича-Данченко

А вот Лепорелло, которого блистательно сыграл Денис Макаров, отлично справившийся со своей партией, покоряет сразу. Ловкий, веселый, сообразительный персонаж, временами затмевающий главную мужскую роль. Браво Денису!

Дон Оттавио, представленный Сергеем Балашовым, уже априори должен вызывать восторг женской части публики – ну кто же из нас, женщин, не любит теноров? Вокально роль была сделана Сергеем ровно, но вот «бабочек в животе», трепещущих крылышками при первых же звуках этой партии, увы, замечено не было…В исполнении Балашова Дон Оттавио получился стабильным, немного скучноватым порядочным обывателем. Зато с голосом все было в порядке.

Спектакль оставил впечатление неоднозначное. Это особенно удивляет, учитывая то, что работа всех участников выполнена на высоком уровне и не без вдохновения. Тем не менее, отсутствие ясного послания оставляет ощущение недоговоренности и даже после такой отлично выполненной работы. Идти в театр и смотреть этого «Дон Жуана» нужно обязательно. Так или иначе, это интереснейшее событие оперного мира Москвы, в нем есть удивительные актерские работы и привлекательные постановочные решения, а делать выводы и выставлять оценки, конечно же, необходимо на основании собственного личного опыта. В данном случае можно с уверенностью утверждать, что время не будет потрачено зря.

Ирина Шымчак

Фото автора

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей