Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

Премьера одноактных опер Глюка в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко

Музыкальный театр им.Станиславского и Немировича-Данченко никогда не терял внимания московских любителей оперы и музыкальных критиков. Вот и в феврале театр порадовал своих поклонников, друзей и просто вдумчивых наблюдателей новой премьерой. Интересен выбор материала – это две небольшие оперы Кристофа Виллибальда Глюка, отлично иллюстрирующие творческие поиски и метания великого реформатора оперы XVIII века. И  «Исправившийся пьяница», и «Китаянки» малоизвестны в России, да и в мировой оперной практике не относятся к числу часто ставящихся опер. Неудивительно, что премьера вызвала большой интерес: на премьерных показах зал был полон, а впечатления от постановки оказались разнообразными, можно сказать, даже полярными.

Глюк премьера в театре Станиславского

Музыкальным руководителем проекта выступил пианист и знаток барочной музыки Петр Айду. «Исправившегося пьяницу» ставил Анатолий Ледуховский, а режиссером-постановщиком «Китаянок» стал Георгий Исаакян. Художник-постановщик обоих спектаклей – Сергей Бархин. Автор проекта – Алексей Парин. В спектакле заняты солисты оперной труппы театра.

Малая сцена театра Станиславского и Немировича-Данченко известна тем, что является экспериментальной площадкой для новых постановок. Для постановки «милых безделушек» Глюка эта сцена подошла идеально – и современный антураж декораций, и уютная камерность зала, и даже некая таинственность  абстрактного потолка, - все оказалось к месту.

Премьера одноактных опер Глюка в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко

«Исправившийся пьяница»

Начиналось представление с милой детали – музыканты из оркестра театра,  сопровождавшие постановку, вышли в цилиндрах, а за клавесином занял место музыкальный руководитель постановки Петр Айду. Интересно, что буквально накануне из репертуара театра сняли спектакль «Кафе Сократа» и эстетика костюмов, в которой с помощью поролоновых накладок и грима внешность артистов изменялась до неузнаваемости, чем-то напоминала об ушедшем Сократе.

Премьера одноактных опер Глюка в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко

Режиссер использовал эклектичный подход – каждому из персонажей оперы был выдан микрофон, который включался, как только замолкало пение, причем не только для диалогов, идущих на русском языке (буффа,  написанная на французском языке, на французском же и исполнялась), но и для имитации различных звуков – шагов, скрипа открывающихся дверей, бульканья наливаемого вина. Иногда возникало ощущение, что солисты пугаются микрофонов и не знают, что с ними делать... Само же пение и его музыкальное сопровождение выглядело вполне академично. Однако эффект - от мультяшных костюмов, яркой, лаконичной декорации чуть ли не в супрематистском стиле, использовании микрофонов и русского языка, и совершенно при этом классической, но не лишенной иронической ернической интонации пения, -  возникал очень любопытный.

Премьера одноактных опер Глюка в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко

Сюжет оперы прост и основан на басне Лафонтена  –  в первом действии показаны пьяница Матюрен (в его роли Валерий Микицкий), его собутыльник Лука (Илья Павлов), и их родственники:  жена Матюрена – Матюрина (Ирина Чистякова), племянница Колетта (Мария Пахарь), а также возлюбленный Колетты Клеон (Дмитрий Кондратков). Пьяницы, как и положено, пьют, а родственницы расстраиваются от этого и пытаются придумать, как справиться с их пьянством и выдать Колетту за любимого Клеона, а не за пьяницу Луку. Во втором действии, по предложению Клеона, вокруг заснувших пьяниц изображается ад, а когда они просыпаются, их пугают и наказывают до такой степени, что Матюрен отказывается от пьянства и соглашается выдать племянницу за Клеона.

Премьера одноактных опер Глюка в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко

Действия удачно связывает чудесная интермедия с использованием «музыкального инструмента», сделанного из винных бутылок, и выходом комического персонажа – женщины в фуфайке с красной повязкой и авоськой, полной пустых бутылок (в этой роли блеснула солистка хора театра Анастасия Сонина, вызвавшая бурю восторга зрителей). Эстетика, имитирующая советское лагерное прошлое, объясняет появление на персонажах во время имитации ада шинелей со звездами и адских псов, статично располагающихся на сцене.

Премьера одноактных опер Глюка в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко

Несмотря на то, что сделано все легко и смотрится очень живо, временами возникает ощущение перегруженности от обильного использования разнообразных и стилистически-противоречивых технических приемов. И объемные яркие костюмы, и микрофонная подзвучка, и клоунада, и классическое пение делают впечатление от постановки несколько дробным, хотя режиссерская мысль в общем ясна, и цель, которую перед собой ставили постановщики – сделать оперу близкой и понятной даже неискушенному современному зрителю – заслуживает уважение. В какой-то степени постановщикам удалось выполнить свою задачу, хотя зрители из числа тех, кто надеется найти в оперном театре прежде всего музыку, а не шоу, явно остались в некотором недоумении.

Премьера одноактных опер Глюка в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко

Вокальная часть спектакля и работа ансамбля тоже вызывали вопросы. Могло показаться, что в музыкальном отношении спектакль несколько сыроват. Порой вокалисты отрывались от сопровождения, хотя пели все очень достойно. Любопытна смена амплуа для Валерия Микицкого – от мятущегося Тангейзера в одной премьере к пьянице Матюрену в другой. В роли Матюрена Микицкий, можно сказать, блистал – сочный, яркий голос, прекрасное владение ролью – с юмором, непринужденностью,  улыбкой…

Мария Пахарь Глюк Исправившийся пьяница

Хороши были и остальные участники спектакля – Ирина Чистякова, Мария Пахарь, Илья Павлов и Дмитрий Кондратков. Сочетание изумительной барочной музыки Глюка и «хулиганского» драйва самого действа создавало впечатление, что на сцене словно бы и не опера вовсе шла, а веселый капустник, да и актеры вовсю развлекаются, наслаждаясь игрой….Гротеск, буффа! И все-таки по окончании оперы вопрос об использовании многих вещей, к примеру, микрофонов, остается открытым.

Глюк Китаянки

«Китаянки»

Георгий Исаакян, поставивший «Китаянок», пошел в деле осовременивания материала еще дальше. Вместо традиционной оперной инструментальной увертюры зрителя встречает несущаяся из колонок техномузыка и два персонажа в футуристических белых масках и китайских кителях. Зато сама история трех скучающих девушек и брата одной из них, которую Глюк задорно определил как «оперная серенада», разыграна и спета чуть ли не академично. Если, конечно, можно так говорить о представлении, в котором актеры одеты в белые трико, имитирующие обнаженное тело, а у мужского персонажа на голове выстрижен ирокез и появляется он на сцене верхом на велосипеде.

Глюк Китаянки

Композицию, предваряющую спектакль, аранжировали Петр Айду и Иван Лубенников, таким образом пытаясь вступить в диалог с контекстом и названием спектакля, обозначить связь восемнадцатого века с веком двадцать первым и внести китайский акцент. Момент спорный, и сложно судить, насколько им это удалось. Но однозначно можно сказать, что услышать такое вступление к опере Глюка было очень неожиданно и это, безусловно, смелое постановочное решение. Зато в дальнейшем все участники спектакля демонстрируют слаженность, прекрасную вокальную и музыкальную подготовку. Вокалисты отлично взаимодействуют с музыкантами, да и сам Петр Айду, сидящий за клавесином, вызывает восхищение.

Премьера одноактных опер Глюка в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко

Сюжет оперы даже более прост, чем в «Исправившемся пьянице». Три китайские девушки и юноша, влюбленный в одну из них, чтобы развлечься и разогнать скуку, решают сыграть в театр. Каждая девушка выбирает себе роль. Лизинга – Наталья Владимирская – показывает сцену из трагедии с мучениями Андромахи, перед которой стоит страшный выбор – честь или жизнь сына. В этой сцене Наталья Владимирская убедительна и хороша.

Премьера одноактных опер Глюка в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко

Далее Сивена и Силанго изображают пасторальную сцену, причем Силанго, напросившийся в помощники, перетягивает одеяло на себя и вовсю использует момент для того, чтобы рассказать Сивене о своей любви. Евгения Афанасьева в роли Сивены и Томас Баум в роли Силанго продемонстрировали замечательную актерскую игру,  эта сцена просто захватывает. И эротические моменты, с помощью которых она показана, не выглядят пошлыми или чужеродными. Пение на высоте у обоих, да и с драматическим талантом все отлично. Последний персонаж, Танджия, в этой роли Светлана Злобина, ревнует и выражает свое недовольство в комедийном ключе, показывая сценку-пародию на вернувшегося из Европы студента, имея в виду, конечно же, Силанго…Обсуждение всех сцен приводит к жаркому спору, а заканчивается тем, что все уходят и от пения, и от драматизма, признав, что танец – лучше всех. Удивительно, как с таким небольшим количеством персонажей и выразительных средств – на сцене всего 4 персонажа и 10 музыкантов в  ансамбле – удалось создать насыщенное и музыкально, и визуально  сценическое полотно, которое заслуживает внимания любого поклонника оперы. Даже –  невзирая на оглушительное техновступление и некоторые другие детали, которые, скорее, можно было бы ожидать в голливудском технотриллере, а не на русской оперной сцене.

Премьера одноактных опер Глюка в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко

Хочется заметить, что театр Станиславского и Немировича-Данченко, безусловно, является одним из самых передовых оперных театров страны. После подобной премьеры становится очевидным, что и руководство, и творческий коллектив театра хорошо понимают задачу, которая стоит сейчас, по сути, перед всеми оперными коллективами мира – приблизить оперное искусство к простому зрителю, сделать его частью жизни как можно большего числа людей, а не только достоянием узкой прослойки фанатов оперы и поклонников ортодоксального академического подхода к классическому наследию. Насколько им это удается в данной премьере, это вопрос, на который ответят зрители, а мы можем только выразить благодарность театру и дать совет всем, кто интересуется оперой, - идите на эту премьеру. Идите сами, и смело берите друзей, которые еще не имели возможности оценить красоту и великолепие оперы. На этом представлении им точно не будет скучно и это зрелище заслуживает того, чтобы его увидели.

Ирина Шымчак

Фото автора

 


← события

Театральный Фестиваль Третий звонок

Мастер-классы Академии барочной музыки. Подать заявку.

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша