Музыкальный клондайк новый номер

Видеть музыку

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

«Прекрасная Елена» в Геликон-опере

«Прекрасная Елена» нашего времени

С 3 по 11 октября в московском театре «Геликон-опера» прошла серия премьерных показов оперетты Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Режиссер-постановщик «Прекрасной Елены» - художественный руководитель театра Дмитрий Бертман, музыкальный руководитель постановки – Владимир Понькин.

«Прекрасная Елена» нашего времени в Геликон-опере

Жак Оффенбах был человеком судьбы необычнейшей: еврей из Германии, ставший основоположником французской оперетты, один из талантливейших музыкантов и композиторов своего времени, прожил интересную, полную противоречий, взлетов и падений, триумфов и поражений судьбу. Любопытно, что во время франко-прусской войны Жак Оффенбах подвергался критике с обеих сторон, участвующих в войне. Вот и Дмитрий Бертман, который поставил перед собой благородную задачу приближения и популяризации оперного искусства среди публики от оперы изначально далекой, тоже зачастую подвергается критике с самых разных сторон.

Дмитрий Бертман "Прекрасная Елена"

Любители высокого искусства укоряют его за потворство вкусам толпы и обращение к приемам, которые, как им кажется, более уместны в жанрах массовых. Тем же, кому мила как раз популярная культура, то, что делает Бертман, зачастую кажется слишком сложным или вычурным. Дмитрий Александрович, как и любой мастер, наверняка внимателен ко всем мнениям, но идет при этом своей дорогой, которую выбирает сам.

Год назад он порадовал театральную Москву блестящей премьерой «Бала-маскарада» Верди. «Бал-маскарад» стал большим событием в оперном мире Москвы, а уже весной нам показали чудесную постановку «Соловья» Стравинского. Тем удивительнее выбор художественного руководителя «Геликона» для последней премьеры (как мы все надеемся) во временном пристанище театра на Новом Арбате.

«Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха является одним из самых известных и популярных творений композитора. Ее премьера состоялась 17 декабря 1864 года в Париже, на сцене театра «Варьете». Жак Оффенбах, известный как мастер сатиры, наполнял свои сочинения актуальным для своего времени политическим и общественным звучанием. Дмитрий Александрович тоже известен тем, что все его постановки вольно или невольно четко вписываются в контекст общественной жизни страны. Случилось ли это с «Прекрасной Еленой» - вопрос открытый, но избежать параллели между сюжетом этого спектакля и тем, что происходит в России, довольно затруднительно. «Когда мы ставили этот спектакль, мы не думали, что он так точно попадет в сегодняшнее время, - заявил Дмитрий Бертман. – Он попал в точку – это то, что нужно. Сейчас и режиссеры, и театры затопили сцену мраком и негативом, и в такое время нужно было что-то сделать, чтобы люди могли от этого негатива хотя бы на три часа уйти. «Прекрасная Елена» - замечательный материал для этого».

«Прекрасная Елена» нашего времени в Геликон-опере

К творчеству Оффенбаха Бертман обращается не в первый раз: многие театралы помнят трогательный и страстный спектакль «Сказки Гоффмана», поставленный в далеком 1998 году. Но в этот раз Бертман обратился к творению, свободному от чужих доработок, являющемуся одной из вершин в творчестве композитора. Сам Оффенбах определял жанр «Прекрасной Елены» как «опера-буфф». Оправдывал он это тем, что именно музыкальная драматургия, а не разговорные диалоги играет в ней главную роль. Тем не менее, эта опера-буфф удивительно напоминает оперетту, а с учетом того, что сделал Дмитрий Бертман с помощью своего замечательного коллектива, рамки жанра кажутся еще более размытыми.

Сценические решения режиссеру помогал воплощать талантливый художник из Австрии Хартмут Шоргхофер. Бертман и Шоргхофер давно сотрудничают вместе (все мы помним, например, замечательную работу художника в опере Вагнера «Запрет на любовь»). Немало проектов Бертман и Шоргхофер осуществили и за рубежом. В результате ими достигнут высокий уровень взаимопонимания, что всегда благотворно воздействует на результат. Декорация в «Прекрасной Елене» получилась выразительная, наполненная светом, эффектная. Белоснежная лестница, из которой вырастает легко трансформирующаяся колонна, и создает сценическое пространство спектакля. Значительную лепту в создание визуальной картины внес художник по свету Дамир Исмагилов – невозможно не отметить его работу. В очень динамичном спектакле с огромным количеством мизансцен свет играет важную роль, и все его перемены оправданы и эффектны.

«Прекрасная Елена» нашего времени в Геликон-опере

Над костюмами работал также Хартмут Шоргхофер, и костюмы, безусловно, являются одной из удач спектакля. То, как художник и режиссер увидели своих героев, помогает зрителю и расшифровать режиссерское послание, и просто насладиться чередой великолепных картин, которые стремительно сменяют друг друга.

Дмитрий Бертман решился на смелый шаг и поставил «Прекрасную Елену» на русском языке. Классическое либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви в переводе Виктора Александровича Крылова спели в питерском Александринском театре еще в 1868 году. Перевод Крылова достался зрителю практически первозданным, но, естественно, были переработаны и осовременены разговорные диалоги, как это и должно быть в произведении сатирическом. Литературная основа, вне всякого сомнения, является одной из сильных черт и удач спектакля.

«Прекрасная Елена» нашего времени в Геликон-опере

К премьерной серии спектаклей были подготовлены три состава. Елена Семенова, Майя Барковская и Александра Ковалевич  пели Елену. Андрей Паламарчук, Дмитрий Хромов и Александр Клевич – Париса. Дмитрий Скориков, Дмитрий Овчинников и Михаил Гужов исполняли партию Калхаса. Анатолий Пономарев и Дмитрий Пономарев пели Менелая. И в остальных партиях были задействованы ведущие солисты театра. На премьерном показе 3 сентября Елену изумительно пела прекрасная Елена Семенова, ее мужа Менелая –  Анатолий Пономарев, Дмитрий Скориков был великолепен в роли Калхаса, а Андрей Паламарчук пел Париса. Заметны были и Андрей Вылегжанин с партией Агамемнона, и молодой Игорь Морозов в роли Ахилла, и оба Аякса – Виталий Фомин и Антон Артамонов, и Орест – Юлий Котов. Как всегда, блистала Инна Звеняцкая в роли Бахизы. Очень хороши были Парфенис и Леона, в исполнении Анны Змеевой и Ольги Давыдовой. Традиционно, на высоте был хор «Геликон-оперы», которому пришлось работать в тяжелейших сценических условиях с полной нагрузкой.

Дмитрий Бертман создал зрелище очень яркое, сверхдинамичное, насыщенное движением и сюрпризами. Достаточно сказать, что в вокальной части спектакля приняли участие не только певцы, но и дирижер, и музыканты оркестра. Они же великолепно справились и с оркестровой частью работы. Оркестр звучал легко, полетно и без заметных провалов. Несколько смазало впечатление от спектакля трагическое недомогание исполнителя роли Париса Андрея Паламарчука, но даже и на этом фоне ощущение от постановки осталось искрометным и праздничным.

Дмитрий Бертман – очень смелый человек.  В своем оперном театре он сделал большой, быстрый и чудовищно трудоемкий спектакль (количество работы всех участников просто поражает воображение, и выполнена эта работа на высочайшем профессиональном уровне), спектакль, достаточно далекий от привычных ожиданий поклонников оперного театра... Насколько успешный, как нам кажется, проще будет ответить зрителю, а не критику, и есть все основания предполагать, что зритель даст положительный ответ.

Ирина ШЫМЧАК

Фото автора

 

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Октябрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
       1 
 2345678 
 9101112131415 
 16171819202122 
 23242526272829 
 3031      

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

Какими социальными сетями Вы пользуетесь?







афиша