• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости


«Возрождаем наследие русских композиторов» с Радио «Орфей» и «Э.ОН Россия»

«Возрождаем наследие русских композиторов» с Радио «Орфей» и «Э.ОН Россия»

В 2014 году компания «Э.ОН Россия» совместно с радиостанцией «Орфей» отобрала, восстановила и оцифровала ноты малоизвестной оперы Антона Степановича Аренского «Рафаэль». В понедельник 15 декабря журналистам на пресс-конференции был представлен CD-диск с записью оперы, а также отреставрированные редкие издания из библиотеки РГМЦ.

Мультимедийный проект «Возрождаем наследие русских композиторов» на радиостанции «Орфей» стартовал нынешним летом. Проект поистине уникальный, востребованный, прежде всего необходим для сохранения огромного пласта нашей культуры... Не секрет, что на сегодняшний день наследие многих знаменитых русских композиторов предано забвению и находится на грани исчезновения.  В задачи проекта, разработанного и уже запущенного в действие на РГМЦ совместно с «Э.ОН Россия», как раз и входит восстановление, сохранение и популяризация утерянных музыкальных произведений, ценных книг и нотных материалов.

Среди музыкальных произведений, отобранных для восстановления в первую очередь, – уникальная опера Антона Аренского «Рафаэль». Опера была написана в 1894 году для первого Всероссийского съезда художников и по случаю открытия Третьяковской галереи. Последний раз произведение было поставлено в 20-х годах, а записано в оригинальном исполнении в 50-х годах ХХ века. К сожалению, запись была утрачена, а имя автора практически забыто. 

Силами сотрудников радиостанции «Орфей», при поддержке и финансовой помощи компании «Э.ОН Россия», которая выделила средства на реставрацию уникальных книг и студийную запись оперы «Рафаэль», проект «Возрождаем наследие русских композиторов» успешно развернулся, и уже достигнуты ощутимые результаты.

Оксана Сереженко

Именно их и презентовали на пресс-конференции генеральный директор – художественный руководитель РГМЦ Ирина Герасимова, руководитель пресс-службы РГМЦ Оксана Сереженко и начальник отдела хранения и производства звукозаписей Анна Маркова. Журналистам был представлен CD-диск оперы «Рафаэль», а также отреставрированные редкие издания из библиотеки РГМЦ. По словам Ирины Герасимовой, «проект был в какой-то мере инициирован и рожден в связи с тем, что эта библиотека у нас существует». О нотной библиотеке радиостанции «Орфей» среди музыкантов ходят слухи, как о библиотеке Ивана Грозного – все знают, что она существует, но где конкретно, и что в нее входит – загадка.

«Возрождаем наследие русских композиторов» с Радио «Орфей» и «Э.ОН Россия»

«Мы сами долгое время не знали, что там есть: она была огромной, ее нужно было долгое время приводить в порядок, потому что, к сожалению, лихие 90-тые библиотека пережила очень плохо, - рассказала Ирина Анатольевна. – И, поскольку единиц хранения в ней около миллиона, наши сотрудники должны были проделать колоссальную работу…Эта библиотека начала создаваться в 1928 году, кстати, в этом же году создавались многие коллективы нашего Центра, и состояла из нескольких потоков, которые и формировали весь фонд. В результате оказалось, что в нашем фонде находятся очень редкие ноты. В том числе, мы обратили внимание, в библиотеке есть невероятное количество нот русских композиторов конца XIX - начала XX столетия. Принято говорить, что у поэтов есть «серебряный век», а у композиторов этого времени такого «серебряного века», наверно, не было, тем не менее, мы для себя обозначили приоритеты – возрождать наследие тех композиторов, которые, к сожалению, не исполняются, или ноты утеряны».

Ирина Герасимова Радио Орфей

Первым композитором, который попал в сферу внимания, стал Антон Степанович Аренский. «Мы заинтересовались этим именем, стали искать, кто же нам может рассказать о нем, и выяснили, что на самом деле в наше время на свете есть только три человека, которые глубоко занимаются Аренским, - продолжила Ирина Анатольевна. – И один из них – Полина Вайдман, работает в Клину, кстати, весь архив Аренского тоже находится в музее в Клину».

Сотрудники библиотеки побывали там и ознакомились с уникальными материалами.  «Нам показали то, что никогда не видели глаза ни одного посетителя музея, потому что это – фондовые архивы, которые туда передала жена Аренского, очень любовно собранные, необыкновенные вещи, - поделилась впечатлениями Ирина Герасимова. – Все сотрудники музея зовут Аренского не иначе, как «Наш Антоша». Они там общаются с ними как с живыми… Дальше - у нас уже были составляющие проекта: наша библиотека, возможность иметь ноты и возможность исполнить эти ноты силами наших коллективов. Не доставало только одной составляющей, которая, действительно, как будто сама возникла (словно наш Антоша откликнулся оттуда) – нам предложила помощь замечательная организация, которая называется «Э.ОН Россия». Они нас поддержали материально, и мы смогли сделать этот проект, который называется «Возрождаем наследие русских композиторов».

«Возрождаем наследие русских композиторов» с Радио «Орфей» и «Э.ОН Россия»

Сам проект с самого начала развивался в двух направлениях – «материальном» и «нематериальном». К «нематериальной части» относится работа с музыкантами по записи оперы «Рафаэль», то есть создание собственно исполнения. «Но есть еще удивительная материальная часть, которую мы вам сегодня обязательно покажем», - пообещала журналистам Ирина Анатольевна и слово сдержала.

«Дело в том, что в нашей библиотеке мы нашли «Учебник гармонии», составленный Римским-Корсаковым, это книжный памятник, первое издание 1885 года, когда все делалось вручную: помощник композитора записывал под диктовку литографскими чернилами, - сообщила журналистам Ирина Герасимова. –Сегодня при помощи «Э. ОН Россия» мы восстановили этот памятник – на кадрах снимки, как это выглядело до реставрации». Для сравнения, журналистам продемонстрировали отреставрированное издание. Работа по спасению редких и ценных изданий продолжается, и 20 февраля 2015 года, перед концертным исполнением оперы «Рафаэль» в Александровском зале, зрителям будет представлена выставка отреставрированных изданий. Реставрацию производили специалисты реставрационной мастерской Российской Государственной Библиотеки.

«После того, как будут отреставрированы все издания, которые в этом году мы отдали в реставрацию, каждый экземпляр получит табличку, где будут написаны слова благодарности компании «Э. ОН Россия». Огромное спасибо сотрудникам этой компании и ее директору, господину Максиму Широкову», - добавила Оксана Сереженко.

Несколько слов о проекте. В студийной записи оперы «Рафаэль» участвовали коллективы РГМЦ – Симфонический оркестр радио «Орфей», художественный руководитель и дирижер Сергей Кондрашев, Академический Большой хор «Мастера хорового пения», художественный руководитель Лев Конторович, а также солисты московских музыкальных театров Агунда Кулаева – Рафаэль (меццо-сопрано), Ольга Ионова – Форнарина (сопрано), Николай Диденко – Кардинал Бибиена (бас), и Алексей Татаринцев – Певец за сценой (тенор). При записи был восстановлен оригинальный замысел Аренского, по которому партию Рафаэля Санти пела женщина (меццо-сопрано).

Антон Аренский

Планы совместного сотрудничества в рамках проекта «Возрождаем наследие русских композиторов» рассчитаны на пять лет, и его организаторы уверяют, что следующий проект всем «очень понравится». «Думаю, что будет очень интересно, - пообещала Ирина Герасимова. – Этот музыкальный сюрприз мы уже практически выстрадали». Однако подробностей журналистам пока не сообщили, так что ждем с нетерпением, кто из забытых гениев прошлого станет героем в этот раз…

Ирина Шымчак

Фото автора

 

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей