Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

Репин, Князев, Плетнев и РНО.

Любите ли вы Брамса?

Присутствие нескольких знаменитых музыкантов отнюдь не является гарантией прекрасного исполнения. Гении – люди капризные, со сформированными особыми взглядами на жизнь и творчество, и порой с трудом находят взаимопонимание даже с людьми, которые не уступают им в масштабе личности. Но счастливцам, которым довелось попасть 10 июня в Большой зал Московской консерватории, очень повезло. Три великих музыканта, стоящих на этой сцене практически плечом к плечу, и великолепный оркестр за ними демонстрировали завидные единодушие и цельность.

Правда, и произведения, составлявшие программу, давали им возможность проявить себя. Результат, конечно, превзошел ожидания, а ожидания были высочайшими... Но могло ли быть иначе, когда на одной сцене собрались Российский Национальный оркестр с собственным руководителем в качестве дирижера – Михаилом Плетневым, один из лучших скрипачей современности Вадим Репин и виолончельная легенда мира классической музыки Александр Князев?

Репин, Князев, Плетнев и РНО.

История умалчивает, чье мнение определяло выбор произведения для совместного творчества, но выбор этот не подкачал. Про Двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром часто говорят, что правильнее было бы назвать его концертом для виолончели и скрипки, столь много в этом концерте Брамс доверил виолончели, что никак не умаляет и скрипичную партию. Мы не будем переписывать здесь широко известные вещи про историю сочинения, все и так знают, что Брамс писал концерт, надеясь на исполнение одного из своих лучших друзей Йозефа Иоахима и его коллеги виолончелиста Роберта Хаусмана. Всем, конечно, известно, что Брамс испытывал определенные предубеждения перед написанием сочинений с солирующей виолончелью и предпочитал сосредотачивать свое внимание на других инструментах, тем не менее наследство Брамса для виолончелистов завораживает. Две дивные сонаты и собственно концерт, который исполнялся 10 июня.

Репин, Князев, Плетнев и РНО.

Задача, стоящая перед исполнителями, была воистину грандиозной. Нельзя сказать, что этот концерт исполняется часто, да и записей существует не так уж и много. Но те имена, которые можно найти в аннотациях к этим записям, безусловно, потрясают. В музыкальной среде не являются редкостью дискуссии о том, чье исполнение впечатляет больше – Давид Ойстрах ли это с Мстиславом Ростроповичем и Кливлендским симфоническим, или тот же Ростропович с Ицхаком Перлманом и Королевским Концертгебау. Или Йегуди Менухин, Эмануил Брабец и Венский филармонический, ведомый Вильгельмом Фуртвенглером, или, скажем, исполнение Яши Хейфеца с Эммануэлем Фойерманом и Филадельфийским оркестром. Оставим вопрос открытым, это все же вопрос личных пристрастий, да и список исполнителей далеко не исчерпывающий. Тот же Яша Хейфец, например, играл этот концерт с Григорием Пятигорским и Симфоническим оркестром радио RCA. Да и сам Александр Князев исполнял Двойной концерт с Татьяной Гринденко и дирижером Владимиром Федосеевым не так давно, в 2007 году, и сохранилась прекрасная запись. Понятно, что на этом фоне та задача, которая стояла перед исполнителями, выглядела непростой, очень уж высоко была задрана планка. Впрочем, для этих исполнителей (это, конечно, касается и всего оркестра, по мнению многих, лучшего сейчас в России) планка всегда стоит высоко.

Репин, Князев, Плетнев и РНО.

То, что довелось услышать и увидеть публике в Московской консерватории, стало настоящим подарком меломанам. Александр Князев, Вадим Репин, Михаил Плетнев и его оркестр сотворили настоящее чудо, и это исполнение, вне всякого сомнения, займет достойное место среди череды других великолепных и мастерских исполнений Двойного концерта Брамса. Друзья не только на сцене, но и в жизни, Вадим Репин и Александр Князев показали нам удивительнейшее, проникновеннейшее взаимопонимание, и в том, как их чудесная игра была поддержана великолепной работой оркестра - огромная заслуга и Михаила Плетнева.

Михаил Плетнев заслуженно считается великим пианистом, но и, заняв место за дирижерским пультом, он смог создать прекрасную узнаваемую манеру дирижерского стиля, который в первую очередь отличается тем, что легко и скрупулезно ведомый оркестр демонстрирует именно ту эмоциональную составляющую, те тончайшие оттенки и нюансы, которые дирижеру и руководителю оркестра хотелось донести до публики.

Михаил Плетнев и Вадим Репин

Мы услышали прекрасного Брамса, со всеми присущими Брамсу достоинствами, с масштабнейшей оркестровкой,  с великолепным мелодизмом, с внешней кажущейся сдержанностью в некоторых моментах, за которыми, как почти всегда у Брамса, скрывается огромное эмоциональное напряжение и мощное движение духа. Но Князеву, Репину и оркестру, ведомому Плетневым, удалось воплотить все эти замечательные качества брамсовского сочинения еще и с удивительными нежностью и теплом. И эта особенность – она, конечно, обеспечена была и чудесным творчеством солистов, и совершенной работой оркестра. Но в первую очередь все же – удивительной личностью дирижера. Овации по окончании концерта не смолкали долго, зал все-таки выпросил драгоценный подарок на бис, а потом музыканты ушли, оставив публику в состоянии ошеломления – музыкальные события такого уровня – редкость даже для насыщеннейшей московской музыкальной жизни.

Тема Брамса была продолжена и во втором отделении. Князев с Репиным, увы, увы, покинули сцену, и оркестр оказался один на один со своим руководителем и залом.  Вариации и Фуга на тему Генделя были исполнены блестяще – легко, виртуозно и с таким внутренним нервом, который не часто услышишь в работе даже очень хорошего оркестра.

Репин, Князев, Плетнев и РНО.

А потом наступило время второй изюминки этого удивительного вечера. Честно говоря, казалось, что после Репина, Князева и дивного исполнения Двойного концерта Брамса Михаилу Плетневу уже не удастся удивить публику – очень уж хороша была первая часть концерта. Но ему удалось, и еще как! В заключение концерта была представлена Токката и Фуга ре минор Баха в оркестровом переложении самого Плетнева. Что сказать? Этот изумительный музыкант способен удивить в любой ситуации. То, как знакомое до каждой ноты, до малейшей интонации произведение Баха было переложено для оркестра, не оставило равнодушным никого. Мощнейшая работа всех групп духовых, и медных, и деревянных, вдохновенная и страстная, поддержанная струнными и ударными, создавала удивительную баховскую вселенную, как всегда, наполненную светом и присутствием Божьим. Но в свете этом были хорошо заметны и сильно ощутимы оттенки, которые возникли в музыке гения благодаря работе Михаила Плетнева. Оркестр не подвел своего руководителя, и овации после окончания исполнения не уступали тем, которыми провожали музыкантов после первой части концерта. 

Репин, Князев, Плетнев и РНО.

Вечер получился волшебный, хочется выразить огромную благодарность и Михаилу Плетневу, и Александру Князеву, и Вадиму Репину, и Российскому национальному и, конечно же, Московской филармонии – сезон 2013 -2014 выдался в Московской филармонии просто феноменальным и большое спасибо всем, благодаря чьему вдохновенному и кропотливому труду это стало возможным. Напоследок хочется заметить, что у нас традиционно сильны голоса, стенающие об упадке культуры. Друзья мои, если это упадок, то что же тогда расцвет? Не иначе, как пение ангельских хоров или музыка сфер небесных…

Ирина Шымчак

Фото автора


← события

Театральный Фестиваль Третий звонок

Мастер-классы Академии барочной музыки. Подать заявку.

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша