Музыкальный клондайк новый номер

МДМТ Экспромт



Новости


Подписка RSS    Лента RSS


 

Репин, Луганский, Князев Тройной концерт Бетховена

Тройной концерт и Симфония в пяти частях

10 октября Московская филармония открыла свой абонемент «Великие инструментальные концерты» концертом монументальным, достойным войти в обойму самых значимых и ярких событий сезона.

Впрочем, само название абонемента предполагает, что в нем будут представлены выдающиеся произведения мировых классиков, что, в свою очередь, требует участия мировых знаменитостей. Таковыми стали ярчайшие музыканты современности: Вадим Репин, Александр Князев и Николай Луганский. В программу концерта вошли произведения двух гениев: знаменитый Тройной концерт Людвига Ван Бетховена для трех солистов с оркестром и сложнейшая «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза. С мировыми звездами на одной сцене в этот вечер выступил Национальный Филармонический оркестр России, за пультом которого находился американский дирижер Роберт Тревиньо.

Роберт Тревиньо

Кстати, соединение в программе одного вечера столь масштабных произведений, – не самая удачная идея с точки зрения публики – обе вещи настолько объемны и по длительности, и по наполнению, что подобный натиск впечатлений и эмоций может принять и выдержать далеко не каждый. В оправдание организаторов можно сказать, что участие в концерте высочайших профессионалов исполнительского искусства возместило все энергетические и эмоциональные затраты слушателей с лихвой. Первое отделение было отдано бетховенскому Тройному концерту – и пролетело на одном дыхании, захватив слушателей невероятной магнетической силой того, что происходило на сцене Концертного зала им.Чайковского.

Репин, Луганский, Князев Тройной концерт Бетховена

Переполненный зал, легкий гул, ощутимое напряжение. Атмосфера наэлектризована так, что кажется – вот-вот заискрит. Публика волнуется…Под бурю аплодисментов на сцене появляются герои вечера – элегантный Вадим Репин, неожиданно серьезный (как потом сказал Вадим после выступления, накануне он немного приболел), широко улыбающийся Николай Луганский и задумчивый Александр Князев. Роберт Тревиньо оказался совсем молодым человеком, но -  как выяснилось позже – со сдержанной дирижерской манерой, точными и понятными движениями. Пристальное внимание меломанов Тревиньо привлек в декабре 2013 года, после успешного выступления в Большом театре России, неожиданно продирижировав премьерой оперы Дж.Верди «Дон Карлос» вместо Василия Синайского.

Вадим Репин, Александр Князев

К слову сказать, Александр Князев и Николай Луганский – не новички в совместном исполнении бетховенского шедевра. В 2013 году, в рамках этого же филармонического абонемента, на сцене Большого зала консерватории музыканты уже выступали с Сергеем Крыловым, а Национальным Филармоническим тогда дирижировал Александр Сладковский.

Тройной концерт Бетховена – произведение уникальное, восхищающее светлой радостью,  какой-то особой энергетикой и жизнеутверждающим оптимизмом. Концерт, посвященный князю Францу Йозефу фон Лобковицу, меценату и своему поклоннику, композитор написал в возрасте 33-34 лет, а исполнять его должны были ученик Бетховена по фортепиано и композиции эрцгерцог Рудольф (которому было тогда 14 лет!), скрипач Карл Август Зайдлер, ставший позднее концертмейстером Берлинской капеллы, и виолончелист, будущий композитор Антонин Крафт.                                                              

Репин, Луганский, Князев Тройной концерт Бетховена

Это настоящее музыкальное чудо, и самое сложное в этом масштабнейшем полотне – баланс между солирующими скрипкой, роялем и виолончелью, с одной стороны, и между ансамблем солистов и оркестром – с другой. Не дай Бог солисты увлекутся (что, кстати, с солистами бывает) и станут «тянуть одеяло на себя»… В разных исполнениях ансамбли складываются неодинаково, и очень важно, чтобы не создавалось впечатления пресловутого «лебедя, рака и щуки». Хотя в данном случае опасаться этого было бы глупо, поскольку и Вадим Репин, и Николай Луганский, и Александр Князев – мастера с настолько безупречным ощущением партнера на сцене, что говорить об этом не приходится.

Репин, Луганский, Князев Тройной концерт Бетховена

Не будем забывать, что они выступают вместе уже давно, и кроме дружбы артистической, этих великих мастеров связывает дружба и в жизни. Как результат, на сцене царило полное взаимопонимание, а маэстро Тревиньо время от времени на всякий случай окидывал ансамбль солистов то ли вопросительным, то ли восторженным взглядом, но, убеждаясь, что все в порядке, удовлетворенно погружался в работу с оркестром.

Николай Луганский

Бетховенские произведения таят в себе необъяснимую таинственность и неисчерпаемость. Их невозможно повторить с одинаковой интонацией.  И, хотя «Тройной концерт» в 2013-м в исполнении Луганского, Крылова и Князева звучал феноменально, в 2014-м – в составе Луганский, Репин, Князев – это другая вселенная со своими вихрями, страстью, потоками нежности и светом…

Вспомним, что Бетховен создавал свой шедевр, уже уходя из мира звуков реальных в мир звуков воображаемых…Глухота неотвратимо приближалась. Но этот гениальнейший концерт представляет собой сгусток такой светлой, такой победоносной энергии, что, слушая его, испытываешь необъяснимое счастье. Словно композитор ясно и уверенно, каллиграфически четко начертал звуками – жизнь прекрасна! И трио на сцене создавало именно такую ткань концерта – сплетение магнетизма, очарования, света.

Александр Князев

Невозможно было оторвать взгляд ни от Вадима Репина, с его сияющим, танцующим, воздушным звуком скрипки, ни от Николая Луганского, рояль которого звучал удивленно-радостно, словно улыбаясь…Ни от сумрачного Александра Князева, из-под смычка и пальцев которого лилась тяжелая, темная, тревожная страсть… Репин – темперамент, Луганский – свет, Князев – страсть. Но во всех трех частях Концерта, - Allegro, Largo, Rondo alla Polacca, таких абсолютно разных, солисты и оркестр стали единым целым.

Репин, Луганский, Князев Тройной концерт Бетховена

Национальный Филармонический, ведомый Робертом Тревиньо, виртуозно и бережно поддерживал звуковой баланс, демонстрируя полное взаимодействие с трио солистов. Нельзя не отметить точную, внятную манеру дирижирования американского маэстро, который воплотил на сцене мечту, пожалуй, любого дирижера – три великих музыканта под его руководством исполнили Тройной концерт Бетховена! Музыка летела со сцены, как свет – проникая в каждого зрителя, хоть в партере, хоть во втором амфитеатре. Все замерли, чтобы это слушать. Очнувшись, взорвались восторженными аплодисментами. В антракт публика уходила ошеломленной, а ведь впереди была «Фантастическая симфония» Берлиоза, из пяти частей…

Вадим Репин

Второе отделение концерта началось с по-прежнему полным залом – никто из зрителей не ушел, несмотря на то, что любимые звезды покинули Зал Чайковского. Интерес к «Фантастической симфонии» подогревался тем, что произведение это исполняется довольно редко, и возможность прослушать его полностью, конечно же, упускать грешно.

Гектора Берлиоза по масштабу дарования сравнивали с величайшими творцами, хотя признания при жизни композитор, увы, не получил. Но именно «Фантастическая симфония» впервые привлекла внимание к молодому композитору.

Роберт Тревиньо

«Фантастическая симфония» («Эпизод из жизни артиста») — первое зрелое сочинение 26-летнего Гектора Берлиоза и, собственно, первая программная симфония в истории романтической музыки. В ее основе лежит реальная история. Артистом, эпизод из жизни которого в ней описывается, был сам Берлиоз, запечатлевший в сюжете (конечно же, с романтической гиперболизацией) важнейшую часть своей собственной жизни: именно любовь к молодой английской актрисе, будущей жене композитора, вдохновила тогда еще студента-Берлиоза на создание этого шедевра. Девушка не отвечала взаимностью на чувства молодого человека. Фактически Берлиоз был на грани суицида, и в музыкальной ткани произведения это ощущается почти на физическом уровне – она тревожна, сумрачна, печальна, несмотря на пробивающиеся ноты нежности.  Так же, как и любовь композитора  - мучительная, страстная, страдающая, симфония стала отражением пылкого воображения молодого Берлиоза.

Национальный филармонический оркестр России

Словно роман в звуках с фантазийным сюжетом: главный герой, юноша, безрассудно влюбленный, но отвергнутый, решает принять опий. Доза оказывается невелика, и не причиняет вреда его жизни, но одурманивает и вызывает видения. Смятение, влюбленность, отчаяние, ревность, страсть, – все это обрушивается на героя. 

Кстати, в предисловии к «Фантастической симфонии» сам Берлиоз указывал, что «если симфония исполняется в концерте, то подробную программу можно слушателям и не раздавать. Достаточно сохранить только заглавия пяти частей».  Музыка в этом произведении говорит сама за себя, и, чтобы исполнить ее именно так, как задумал композитор, нужен оркестр высокого уровня. Могу заметить, что, несмотря на некоторые смазанные детали в четвертой и пятой частях симфонии (в них громаднейшая часть работы была отдана духовым и ударным), в целом оркестр справился.

В первых трех частях – «Мечтания. Страсти», «Бал» и «Сцена в полях» - с их поэтичностью, напевностью, выразительностью мелодий, прозрачной инструментовкой и изяществом фразировки маэстро Тревиньо и оркестр показали отличную и убедительную проработку музыкальной ткани. Две солирующие арфы, с нежнейшими аккордами, волнующая перекличка английского рожка и гобоя выстраивают тему тоскующего в полях героя в поистине байроновском стиле. Где-то отдаленно уже слышны раскаты грома, прерывающиеся томительными паузами глухой тишины… Но уже идет постепенное нарастание сумрачности темы, выраженное в усилении присутствия медных и ударных.

Зловещий рокот нарастает, напряжение растет, с каждой нотой гул мощнее, взрывы страстей, обуревающих героя, выражены в металлической маршевой поступи фраз, отрывистых интонациях. Да, это уже четвертая и пятая части – «Шествие на казнь» и «Сон в ночь шабаша» – воплощение самых кошмарных видений героя. Силы зла показаны с помощью выразительных оркестровых приемов: оглушительные удары литавров и барабанов, густые всплески колоколов, яростные тремоло скрипок, неистовость меди…Эмоциональность финала, конечно, впечатляет.

Мы получили прекрасную «Фантастическую симфонию» – Национальный филармонический оркестр, ведомый Робертом Тревиньо, представил шедевр Берлиоза на высоком уровне, показав и мастерство, и гибкость, и готовность к экспериментам. По сути, «Фантастическая симфония» – почти как оперное полотно, столь же насыщенное и драматическое.

Вадим Репин, Светлана Захарова, Ольга Голодец

Уверена, концерт 10 октября можно смело занести в сокровищницу «Великих инструментальных концертов» Московской филармонии. Вспоминать его будут долго. В этот вечер с помощью замечательных музыкантов мы погрузились в стихию гениальной музыки, соприкоснулись с мирами двух величайших композиторов. После такого общения с музыкой хочется летать… Прекрасно, что абонемент только стартовал, впереди нас ждут новые открытия и впечатления.

Ирина ШЫМЧАК

Фото автора


← события

Театральный Фестиваль Третий звонок

Мастер-классы Академии барочной музыки. Подать заявку.

Купить билет

Партнёры Музыкального Клондайка



Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
     123 
 45678910 
 11121314151617 
 18192021222324 
 25262728293031

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши


 

Опрос

 

афиша