• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Классика и раритеты от Александра Рудина и РНО

Классика и раритеты от Александра Рудина и РНО

В последний день весны в Большом зале консерватории был представлен проект – результат совместного творчества известного дирижера, руководителя Московского камерного оркестра Musica Viva Александра Рудина и Российского Национального Оркестра, под руководством Михаила Плетнева. Маэстро Рудин известен своим пристрастием к музыке редкой и подчас в России вообще не исполняемой. И оркестр Плетнева также нередко балует поклонников классической музыки сочинениями мало исполняемыми. В субботнем концерте им удалось совместить и то, что всем хорошо известно, и то, что вообще мало кто слышал. Концерт был ожидаемым и достойно завершал блестящую череду майских московских музыкальных событий.

Классика и раритеты от Александра Рудина и РНО

Программа удивительная. В обрамлении 43-ей (называемой «Меркурием») Симфонии Гайдна и «Реквиема» Моцарта прозвучало малоизвестное произведение немецко-шведского композитора Йозефа Мартина Крауса – Симфония до минор, имеющая подзаголовок «Похоронная». Современник Гайдна и Моцарта, Краус работал в Стокгольме, и, как и большинство авторов того времени, был плодовит. Симфония до минор занимает особое место в его творческом наследии – она была написана на погребение покровителя Крауса, шведского короля Густава III, убитого во время бала-маскарада (кстати, это же событие стало сюжетом для великого Верди, создавшего знаменитый «Бал-маскарад»). И Гайдн, и Моцарт высоко ценили сочинения Крауса.

Классика и раритеты от Александра Рудина и РНО

Довольно-таки неожиданно перед входом в Большой зал клубилась толпа – удивило изрядное количество девушек в вечерних нарядах, чего давно уже не наблюдалось… Среди публики встречалось много иностранцев, и вообще ощущалось, что событие вызвало большой интерес, хотя в партере и оставались свободные места. Но там, где цены на билеты были хоть сколько-нибудь доступны, яблоку было негде упасть, и можно было наблюдать редкое для нынешних московских залов зрелище – кое-где люди даже располагались на ступеньках.

Классика и раритеты от Александра Рудина и РНО

Начали с Гайдна. С первых же звуков 43-ей Симфонии стало понятно, что исполнение обещает быть блистательным и волнующим. Нежное, волшебное, бархатное, полетное звучание в самых лучших традициях венской школы. Российский национальный – оркестр великолепно сбалансированный и отстроенный. В его звучании слышна игра каждого инструмента со всеми нюансами и оттенками, и то, что удается услышать, не разочаровывает. Высокий класс каждого отдельного исполнителя и их отточенная сыгранность позволяют оркестру решать любые задачи.

РНО и Александр Рудин БЗ

Такой оркестр – роскошь для любого дирижера. Чувствовалось, что и с Александром Рудиным РНО не находится в противоречии. Маэстро дирижировал импрессионистично, вел широкими движениями, не слишком сосредотачиваясь на детализации управления, но отзывчивость оркестра поражала. После такого великолепного старта публика выдохнула с восхищением. Волшебного Гайдна сменил загадочный Краус.

Классика и раритеты от Александра Рудина и РНО

Как ни смешно говорить такое о программе, в которую включен моцартовский «Реквием», изюминкой концерта стало как раз это, практически не исполняемое в России, сочинение мало известного российской публике немецко-шведского композитора. При жизни его сравнивали с Моцартом, и судьбы их действительно похожи, вплоть до ранней смерти – Краус умер в 36 лет…В музыке схожих черт тоже много, композитор бы и вписался, и не потерялся в компании венцев, да, собственно, и любых представителей музыкального романтизма. Параллели с Моцартом и Гайдном были явные, тем не менее, представленное сочинение оказалось и самобытным, и интересным.  Чувствовалось, что и оркестр, и дирижер к исполняемой музыке неравнодушны, и первое отделение окончилось закономерной овацией.

Классика и раритеты от Александра Рудина и РНО

«Реквием» Моцарта, всем хорошо известный, но тоже исполняемый нечасто в силу очень многих обстоятельств, в первую очередь высочайших требований, которое творение Моцарта накладывает на исполнителей, помимо маэстро Рудина и РНО, представляли вокальный ансамбль «Интрада» под управлением Екатерины Антоненко и солисты: молодые артисты - сопрано Маргарита Иванова, меццо Дарья Телятникова, тенор Алексей Стражевич, к которым присоединился опытный бас, солист Новой Оперы Максим Кузьмин-Караваев.

Классика и раритеты от Александра Рудина и РНО

Что сказать? Произведение такого масштаба всегда потрясает, а когда на сцене находится оркестр такого уровня, ожидания и вовсе высоки. Во многом они оказались воплощены, но все же не до конца. Практически безупречен был бас Максим Кузьмин-Караваев. Отлично его поддерживал и молодой тенор Алексей Стражевич. Дарья Телятникова и Маргарита Иванова уже хорошо известны тем, кто следит за новым поколением вокалистов в России. В целом со своими задачами они справились, но порой все же возникало ощущение, что и голоса оформлены не до конца, и с их владением девушкам еще есть куда расти. Впрочем, учитывая сложность произведения, можно сказать, что все солисты прозвучали отлично.

Классика и раритеты от Александра Рудина и РНО

А вот с ансамблем «Интрада» все случилось не так безоблачно. Всего несколько дней назад московская публика могла наслаждаться работой хора в концертном исполнении оперы Глюка «Орфей и Эвридика» в Концертном зале им.Чайковского. Все были просто покорены блестящим исполнением и великолепным звучанием ансамбля. Нельзя сказать, что в случае с «Реквиемом» были допущены какие-либо фатальные ошибки  или провалы. Нет, со своей работой хористы справились. Но порой возникало ощущение, что той невыносимой мощи, бесконечной трагичности и дыхания вечности, которые Моцарт вложил в свое творение, хору передать не удалось. Ну, не звучал «Реквием» так, чтобы мурашки по коже…

Классика и раритеты от Александра Рудина и РНО

Возможно, высочайшая духовная наполненность этого произведения осталась не до конца понятой и осмысленной самими участниками процесса. Это - не плохо и не страшно, учитывая то, с каким материалом хору пришлось работать. К тому же это также показывает, что коллективу есть куда расти, а ведь, если нет возможности роста, то и проект, как правило, теряет свои лучшие качества. Так или иначе, ансамбль у Екатерины Антоненко – крепкий и профессиональный.

Впечатление от концерта осталось очень светлое - это прекрасная работа, выполненная на высоком уровне и радость встречи с удивительной музыкой, которую нам подарили все участники концерта и особенно маэстро Рудин – программа составлялась именно им. Вкус мастера не подвел.

Ирина Шымчак

Фото автора


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей